Поиск по сайту

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Автор: Куницына В., эксперт журнала "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение"


Одним из наиболее активно развивающихся направлений современной системы образования является реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Такие технологии применяются при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, при организации обучения в отношении маломобильных лиц (например, детей-инвалидов). В статье рассмотрим правовые аспекты организации электронного и дистанционного обучения и требования к его материально-техническому содержанию.

Правовые основы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (п. 2 ст. 13 Закона об образовании <1>).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно определению, приведенному в ст. 16 Закона об образовании, под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии педагогических работников и обучающихся.
Такие формы обучения учреждения образования должны применять в соответствии с Законом об образовании, Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 (далее - Порядок N 2).
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения и включающей в себя (п. 3 ст. 16 Закона об образовании):

  • электронные информационные ресурсы;
  • электронные образовательные ресурсы;
  • совокупность информационных и телекоммуникационных технологий;
  • соответствующие технологические средства.
Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утверждены Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 N 22. Отметим, что данные Перечни включают в себя только профессии и специальности в учреждениях среднего профессионального образования.
При рассматриваемых способах обучения местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения учреждения или его филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Кроме того, образовательным учреждениям следует руководствоваться Методическими рекомендациями по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, доведенными Письмом Минобрнауки России от 10.04.2014 N 06-381 (далее - Методические рекомендации).
На основе имеющейся нормативно-правовой базы образовательное учреждение, использующее электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, разрабатывает соответствующие локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих его образовательную деятельность.

Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

В соответствии с п. 2 Порядка N 2 организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в формах получения образования и обучения или при их сочетании при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Образовательное учреждение обязано довести до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением поименованных выше форм и технологий с целью обеспечения возможности их правильного выбора (п. 3 Порядка N 2).
При электронном обучении, применении дистанционных образовательных технологий образовательные организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме дистанционных индивидуальных консультаций, с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Учреждение самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
При таком обучении допускается отсутствие аудиторных занятий.
Учреждения образования должны обеспечивать соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации. Кроме того, они ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства.

Варианты электронного и дистанционного обучения

При обучении по образовательным программам с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий могут реализовываться следующие модели:
  • полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя);
  • частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональную переподготовку) обучаемого (слушателя).
Полностью дистанционное обучение подразумевает такой режим обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).
При частичном использовании дистанционных образовательных технологий образовательная программа реализуется путем чередования очных занятий с дистанционными.
Применение этих моделей образовательным учреждением зависит в каждом конкретном случае:
  • от разработанной нормативной базы (локальные акты организации, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий);
  • от наличия необходимой материально-технической базы;
  • от соответствующего уровня кадрового персонала организации (наличия у административных и педагогических работников соответствующего основного или дополнительного профессионального образования);
  • от организации обучения и методического сопровождения педагогических работников (повышение квалификации таких работников, осуществляющих обучение по образовательным программам, реализуемым с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
Требования к материально-техническому обеспечению

Требования к материально-техническому обеспечению организации электронного и дистанционного обучения изложены в Методических рекомендациях. В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения организация обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ полностью или частично независимо от места нахождения обучающихся.
Эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможны при условии наличия качественного доступа педагогических работников и обучающихся к Интернету.
В целях беспрепятственного и своевременного освоения обучающимися образовательной программы рекомендуются следующие требования к скорости доступа в Интернет:
  • с использованием установленных программно-технических средств для обучающихся и педагогических работников - на скорости не ниже 512 Кбит/с;
  • в труднодоступных районах, подключаемых к Интернету с использованием спутниковых каналов связи, скорость прямого канала должна быть не ниже 512 Кбит/с, обратного - не ниже 128 Кбит/с;
  • должен быть обеспечен порт доступа в Сеть со скоростью не ниже 10 Мбит/с и возможностью установления не менее 20 одновременных сессий по 512 Кбит/с.
Услуга подключения к Интернету должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц.
Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.
Рабочие места педагога и обучающегося должны быть оборудованы персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками).
Требования к рабочему месту педагогического работника определяются внутренним локальным нормативным актом образовательного учреждения.
Рабочее место преподавателя рекомендуется оснащать интерактивной доской с проектором. Также могут использоваться принтер и сканер или многофункциональное устройство. Для предметов естественно-научного цикла могут использоваться цифровой микроскоп, комплект цифровых измерителей (датчиков) и лабораторное оборудование. Для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации (музыкальная клавиатура и графический планшет). Наряду с указанными технологическими устройствами могут использоваться и иные.
В состав программно-аппаратных комплексов должно быть включено (установлено) необходимое для учебного процесса программное обеспечение:
  • общего назначения (операционная система (операционные системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео- и аудиоредакторы);
  • учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и др.).
Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения (далее - СДО). С помощью СДО разработчики образовательных программ (авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты) совместно разрабатывают и размещают содержательный контент.
Педагогические работники с ее помощью планируют свою педагогическую деятельность, а именно выбирают из имеющихся или создают нужные для обучающихся ресурсы и задания.
Администрация организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся с помощью СДО обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде.
Обучающиеся в СДО выполняют задания, предусмотренные образовательной программой, при необходимости имеют возможность обратиться к педагогическим работникам за помощью.
Все результаты обучения сохраняются в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий невозможно без использования СДО, однако данная система не обязательно должна быть установлена в организации, осуществляющей обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Образовательные учреждения могут использовать доступ к СДО, предоставляемый сторонней организацией на основании договора.
Возможности системы электронного обучения непосредственно влияют на эффективность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Используемая система электронного обучения должна удовлетворять следующим требованиям по управлению курсом:
  • разработчик курса должен иметь полный контроль над курсом (изменение настроек, правка содержания, обучение);
  • педагогический работник должен иметь все возможности по организации обучения без возможности изменять контент курса (при необходимости внести изменения, например добавить индивидуальные задания для обучающихся, педагогический работник обращается к разработчику курса);
  • должна быть обеспечена возможность загрузки курсов, в том числе в формате СДО "Moodle";
  • должна быть обеспечена возможность включения в образовательную программу большого набора различных элементов (ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, редактора "ленты времени", построения схем и др.);
  • должна быть обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;
  • должны быть предоставлены различные способы оценки работы обучающихся с возможностью создания собственных шкал для оценки результатов обучения по критериям;
  • все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;
  • должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая отслеживать участие как в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса;
  • должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии преподавателей и другую учебную информацию.
Информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию, однако необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к Интернету. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров, необходимы микрофон и динамики (наушники). При использовании видеоконференций дополнительно требуется веб-камера.
При этом к компьютерам обучающегося и педагогического работника предъявляются одинаковые требования. Более высокие требования могут быть предъявлены к компьютеру разработчика образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В целом организация электронного обучения, дистанционных образовательных технологий потребует от учреждения определенных материально-технических вложений - затрат на приобретение материальных и нематериальных активов, оплату услуг связи и др.

Кадровое обеспечение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация выбирает модель, адекватную ее ресурсному и кадровому обеспечению.
Имея в штате программиста и веб-дизайнера в дополнение к педагогическим работникам, которые непосредственно организуют обучение с применением дистанционных образовательных технологий, можно повысить уровень и качество предоставляемых обучающимся услуг.
Педагогические работники, реализующие образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, должны иметь соответствующий уровень компетентности в вопросах использования новых информационно-коммуникационных технологий при организации обучения. От этого будет зависеть выбор модели обучения.

Подготовка и методическое сопровождение педагогических работников

Для того чтобы педагоги отвечали современным требованиям, профессионально владели средствами информационно-коммуникативных технологий, используемыми при электронном или дистанционном обучении, необходимо организовывать обучающие мероприятия (повышение квалификации), а также методическое сопровождение педагогов (снабжение информацией, посещение специализированных конференций и выставок и др.).
Повышение квалификации педагогических работников, предполагающих осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно вести с использованием системы дистанционного обучения, в которой в дальнейшем им предстоит работать.
Программы повышения квалификации педагогических работников желательно строить таким образом, чтобы часть времени они обучались очно, а часть - с использованием дистанционных образовательных технологий.

* * *

Для обеспечения большей доступности получения образования и повышения квалификации применяются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Для реализации образовательных программ таким способом и образовательное учреждение, и обучающиеся должны иметь необходимое материально-техническое и программное обеспечение. Преподавательский состав должен иметь соответствующий уровень образования и подготовки и уверенно владеть информационно-коммуникационными технологиями.

Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский  учет и налогообложение", 2014, N 8


Поделиться:


Назад в раздел