Поиск по сайту

Дистанционные образовательные технологии в общеобразовательной школе. Актуальность внедрения дистанционных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс (из опыта работы ГБОУ №688 Приморского района Санкт-Петербурга)

Автор: Шевлякова Екатерина Андреевна, заместитель директора по УВР, Ловкис Жанна Валерьевна, учитель математики, Калашникова Галина Николаевна, учитель информатики ГБОУ №688 Приморского района Санкт-Петербурга


ГБОУ школа № 688 Приморского района Санкт-Петербурга является общеобразовательной школой. В контингенте школы 40% обучающихся учатся в общеобразовательных классах (в том числе инклюзивных и охраны зрения), 60% обучающихся учатся в форме обучения на дому  – это дети с ограниченными возможностями здоровья.

  Особенностью детей, обучающихся на дому являются частые и длительные пропуски уроков, связанные со спецификой заболевания. Но в общеобразовательных классах также есть обучающиеся, пропускающие уроки по причине болезни или другим уважительным причинам, особенно в инклюзивных, в контингенте которых также есть дети с ОВЗ.  Перед образовательным учреждением, в таком случае, встает задача восполнения пропущенных уроков с целью реализации образовательной программы в полном объеме.

  В педагогическом арсенале есть много различных способов решения этой задачи. Одним из таких способов является использование дистанционных образовательных технологий. В школе, где более половины контингента составляют дети с ОВЗ, этот способ является особенно актуальным.

  Перечислим причины использования дистанционных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе:

1.                      Длительное нахождение на стационарном лечении.

По школьной статистике от 40% до 50% обучающихся в течение учебного года находятся на лечении либо без обучения в больнице, санатории и др. лечебных учреждениях, либо с обучением только по части предметов (от двух до четырех предметов учебного плана).

2.                      Удаленность проживания.

В каждой школе может быть организовано обучение на дому того или иного ребенка по заявлению родителей на основании медицинских заключений. Но в этом случае обучающийся изолирован от общества, обучение осуществляется на дому один на один с учителем. В ГБОУ школе № 688 иная система организации надомного обучения. Большая часть контингента обучается в стенах школы индивидуально в микрокабинетах в условиях, приближенным по психологической обстановке к домашним. Есть предметы, на которых учащиеся обучаются в группах от 2 до 4 человек для решения задач формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации обучающихся.

В связи с этим 65 % обучающихся надомного обучения школы № 688 – это дети, проживающие не только в микрорайоне школы, но и на расстоянии более 3 км от нее.

3.                      Несоответствие домашних условий минимальным требованиям для проведения учебных занятий.

Домашние условия для проведения учебных занятий у разных обучающихся разные. Встречаются ситуации, когда условия для обучения не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Также разнятся жилищные условия: стесненность, наличие животных, наличие маленьких детей или больных родственников и др. В таких ситуациях организовать качественное обучение в очной форме на дому крайне сложно.

4.                      Краткосрочные, но частые пропуски учебных занятий обучающимися.

Краткосрочные, но частые пропуски учебных занятий в большинстве своем возникают по причине заболеваний учащихся. Такая ситуация возможна как при обучении на дому, так и в общеобразовательных классах. При этом важно обеспечить непрерывность образовательного процесса, что в очных условиях сделать невозможно.

5.                      Ограничение очных занятий, в том числе в домашних условиях.

Встречаются ситуации, когда ребенок не может посещать образовательное учреждение по всем предметам учебного плана в силу разных причин: у ребенка снижен иммунитет, и контакт с другими людьми, даже в домашних условиях, нежелателен; или обучающийся находится в послеоперационном периоде, и также некоторое время не может заниматься с учителями в очном режиме и др.

Дистанционные образовательные технологии дают возможность организовать обучение в удобное время, в удобном для обучающихся месте, в соответствии с индивидуальными особенностями, по индивидуальному расписанию. Кроме того, наряду с обучением, происходит дополнительное  расширение навыков работы с персональным компьютером и средствами коммуникаций.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии позволяют достичь цели обеспечения полноценного, непрерывного и системного образования для каждого обучающегося.

Образовательный процесс с использованием дистанционных технологий регламентируется федеральными и локальными нормативными документами.

ГБОУ школа №688 имеет материально-техническую базу необходимую для организации дистанционного обучения.

Нормативно-правовая база при использовании ДОТ

Любая деятельность образовательного учреждения регламентируется нормативно-правовыми документами.

Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому составляют прежде всего  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",  приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий», "Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому", утв. Министерством образования и науки РФ 30.09.2009 №06-1254.

На основе имеющейся нормативной базы  в ГБОУ школе № 688 разработаны необходимые локальные нормативные акты, регламентирующие организацию дистанционного обучения:

-                        Положение о порядке использования технологий дистанционного обучения;

-                        Положение о промежуточной аттестации;

-                        Модель организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий;

-                        Правила проведения дистанционных уроков;

-                        Должностная инструкция педагогического работника, ответственного за внедрение дистанционного обучения;

-                        Должностная инструкция учителя, осуществляющего индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных технологий;

-                        Договор о передаче оборудования в безвозмездное временное пользование сотруднику;

-                        Номенклатура передаваемого оборудования и программного обеспечения;

-                        Договор безвозмездного временного пользования с родителем;

-                        Акт приёма-передачи оборудования по договору безвозмездного временного пользования;

-                        Регламент эксплуатации передаваемого оборудования;

-                        Правила контроля за состоянием, эффективным и целевым использованием оборудования.

 

Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

Инициаторами организации учебного процесса с использованием ДТ в зависимости от причины могут быть сотрудники школы, родители обучающегося или сам обучающийся. Непосредственно дистанционное обучение организуется на основании заявления родителей (законных представителей) с указанием его причины и продолжительности. На основании заявления издается приказ директора по школе «Об организации дистанционного обучения». На основании приказа по необходимости корректируется расписание обучающегося.

В процессе дистанционного обучения используются различные способы и формы:

· Skype-занятия;

· использование электронной почты;

· использование  портала Центр образования «Технологии обучения», ссылка:

http://iclass.home-edu.ru/;

· использование Санкт-Петербургского  портала, ссылка: http://do2.rcokoit.ru/;

· использование страниц сайта школы, ссылка:

http://dist.school688.ru/index.php?page=prepodavateli;

· использование сайтов учителей ГБОУ школы № 688;

· использование полезных ссылок:

- доска объявлений: стикеры, ссылка: http://linoit.com; инструкция по созданию http://www.slideshare.net/svetliachok-3573/lino-it-15935698

- лента времени: Timerime, ссылка: http://timerime.com/; Dipity, ссылка: http://www.dipity.com/

- презентации: сервисы размещения презентаций он-лайн, ссылка: http://www.slideshare.nethttp://www.authorstream.com/; он-лайн презентации, ссылка: http://prezi.com/

- слайд-шоу: Movie-Maker (инструкция), ссылка: http://windows.microsoft.com/ru-ru/windows-vista/Getting-started-with-Windows-Movie-Maker

- фотофильмы, ссылка: http://fotofilmi.ru/

- видео на YouTube, ссылка:  http://www.yachaynik.ru/rabota-v-internete/kak-vilozhit-video-na-youtube

и др.

Проведение уроков с использованием дистанционных технологий фиксируется в бумажной версии классного журнала.

Результаты внедрения дистанционных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс

Обучающиеся, находящиеся временно по различным причинам вместо очного обучения на дистанционном имеют возможность системно изучать программный материал по всем предметам, что позволяет им получать положительную промежуточную аттестацию. Качество оказания образовательных услуг  с использованием дистанционных образовательных технологий не отличается по уровню от результатов очного обучения. Однако, дистанционное обучение, даже  при успешном внедрении, может использоваться только как  элемент, т.к. для полноценного развития обучающихся важны  коммуникативные и социальные аспекты жизни в школьной среде. По наблюдениям педагогов непрерывная продолжительность  дистанционного обучения не должна превышать в начальной школе двух недель, в основной школе одного месяца.


Поделиться:


Назад в раздел