Поиск по сайту

Поддержка детской инициативы - важная задача воспитателя

Автор: Линник Ольга Николаевна, воспитатель, Нуркаева Юлия Рифовна, воспитатель ГБДОУ № 107 комбинированного вида Санкт-Петербурга


        Клубный час  как технология развития личности ребёнка известна давно.  Но в условиях реализации ФГОС дошкольного образования она приобрела особую актуальность . Подобного рода технологии способствуют развитию детской инициативы, дают возможность ребенку быть активным и самостоятельным в выборе содержания своего образования, вовлекает родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.  
        Изучив опыт проведения Клубного часа в других образовательных учреждениях, мы решили использовать его в своей работе с детьми. Различают следующие типы проведения Клубного часа: свободный, деятельностный, тематический [1]. Все они способствуют выбору деятельности по своему желанию, свободному перемещению по детскому саду, содействуют объединению детей разных возрастных групп. Организуют и проводят такие занятия с детьми взрослые: воспитатели, педагоги-специалисты, родители.
        Своеобразие технологии проведения «Клубного часа» в нашей группе заключается в том, что его ... проводят сами дети.   Одни выступают в роли учеников, а другие в роли наставников. Содержание  определяется исходя из интересов и умений воспитанников.
Ребенок демонстрирует различные умения по выбранной теме, становится творцом своего замысла, учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров для реализации задумки, способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.
        Цель проекта «Клубного часа по интересам» – поддержание детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Началом работы над проектом послужили увлечения наших воспитанников,  их желание поделиться своими умениями (танцевать, играть в шахматы, плести из резиночек,  делать куклы-обереги и др.) и знаниями с другими детьми.
У нас стало традицией проводить Клубный час по пятницам, на нем присутствуют оба воспитателя.
Подготовка к Клубному часу по интересам проходит в несколько этапов:
- На подготовительном этапе мы наблюдаем за детьми, собираем информацию об их умениях, интересах, увлечениях (чем любят заниматься дома, какие секции, кружки посещают). Выявляем, чему могут научить дети друг друга.
Исходя из видов деятельности, выбранных детьми и степени готовности детей,  определяем наставников.
        Первую четверку наставников составили самые активные дети, умеющие увлечь и организовать других ребят, готовые поделиться с ними своими знаниями.
Работа на основном этапе начинается с домашней подготовки, где ребята вместе с родителями:
         * подготавливают необходимые атрибуты,
         * изготавливают образцы и заготовки для «учеников»,
         * репетируют свое выступление,
         * делают афиши.
       В понедельник мы представляем ребятам наставников предстоящей недели.
Задача наставников: набрать себе учеников.   Они приглашают ребят в свой клуб, рекламируют его.
Задача воспитателей: содействовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми. Мы наблюдаем, как дети распределяются по группам, чем руководствуются при выборе наставников, помогаем нерешительным детям определиться с выбором наставника и т.д.
Наставники в течение недели выбирают место для проведения мастер-класса, продумывают, что им для этого необходимо. Воспитатель спрашивает:
     - Где будешь заниматься с детьми?
     - Что тебе для этого нужно?
     - Какая помощь нужна?
В пятницу, перед началом Клубного часа еще раз представляем наставников и темы их мастерских. Даем возможность «ученикам» утвердиться в своем выборе, далее дети расходятся по своим рабочим  местам.
На эту деятельность отводится примерно 20-25 минут.
Мы, воспитатели -  в роли наблюдателей, не вмешиваемся в деятельность детей.  Подмечаем возникающие проблемы, возникающие у детей и обсуждаем их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находим пути их решения. Помогаем ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, содействуем формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.
     После завершения мастер-классов и уборки рабочих мест все собираемся на ковре. Беседуем с учениками и их наставниками о том, как прошел Клубный час, чему научились ученики, какие результаты достигнуты. Намечаем работу Клубного часа на следующую неделю.
     Заключительный этап – демонстрация результатов - продуктов детской деятельности: фото, видео, создание творческой копилки и выставка для родителей.
Клубный час по интересам -  форма работы, которая позволяет каждому из участников реализовать свои потребности в гармоническом развитии личности, самоутвердиться посредством предвкушения успеха от своей деятельности, демонстрации самостоятельности и творчества в создаваемых продуктах выполненной деятельности.
      Участники проекта испытывают радость, удовольствие от самоутверждения, выполняя самостоятельную деятельность (без помощи взрослого), одновременно удовлетворяя потребности общаться, играть и познавать. Тем самым, мы создаём благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Развиваем способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Опыт работы по данному проекту представлен в рамках обмена педагогического опыта опытно-экспериментальной площадки по введению ФГОС ДО. Опыт работы получил положительные отзывы со стороны родителей воспитанников детского сада.

                             Литература:
1. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе

Поделиться:


Назад в раздел