Поиск по сайту

Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах (из опыта работы учителя)

Автор: Курочкина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ №475 Выборгского района Санкт-Петербурга


Учебная проектно-исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Она характеризуется: целенаправленностью, активностью, предметностью. Её результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний для учащихся.
В реализации современных школьных программ детская проектно-исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя.
В ходе выполнения проектов, у учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона.
В наше время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
•    обучать младших школьников проводить учебные исследования;
•    развивать творческую исследовательскую активность детей;
•    стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
•    вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс.

Специфика проектно-исследовательской деятельности в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Родителям дается возможность сблизиться с детьми, участвуя в проектно-исследовательской деятельности и помогая им готовить защиту своей работы. Проекты получаются очень интересными, ведь это совместный труд. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, делая вывод, фиксируя результаты.
Приведем примеры проведения проектно-исследовательской деятельности.
Исследовательский проект: «Чудо в твоём горшке»
Цель проекта: ухаживать и наблюдать за ростом комнатных растений.
Задачи проекта:
•    выяснить, какие условия нужны для роста и хорошего развития растения (вода, свет, тепло);
•    узнать новое и интересное из жизни растений (растения светолюбивые и теневыносливые, потребляющие много влаги и засухоустойчивые);
•    разработать правила ухода за комнатными растениями (полив, подкормка, опрыскивание, рыхление почвы);
•    расширить свой кругозор и пополнить свой словарный запас.

Исследовательский проект: «Моя мельница»  
Цель проекта: выяснить предназначение мельницы и понаблюдать за техническими действиями мельницы.
Задачи проекта:
•    выяснить, какие условия нужны для действия мельницы;
•    узнать новое и интересное о различных типах мельниц (водяные, ветряные);
•    выполнить модель своей мельницы;
•    сделать анализ своей работы (защита проекта).

Исследовательский проект: «Город букв»
Цель проекта: создание коллективного классного музея букв.
Задачи проекта:
•    выяснить, какой характер может иметь та или иная буква;
•    прочитать произведения о буквах В. Данько, И Токмаковой, С. Чёрного, Ф. Кривина, Г. Сапгира, С Маршака и других авторов;
•    каждый должен выбрать одну букву и придумать характер своей букве;
•    изготовить букву из какого-либо материала (проволоки, теста, картона, пластилина или нарисовать букву);
•    рассказать в классе  о своей букве.
.    

Исследовательский проект: «Экономика родного края».
Цель проекта: познакомиться с отраслями экономики родного края (посёлка Парголово г. Санкт Петербурга).
Задачи проекта:
•    определить план действий и сроки выполнения по выбранной теме;
•    провести исследовательскую работу по выбранной теме в группах;
•    оформить результаты работы;
•    оценить продукт своей деятельности.
Ребята распределились по группам и выбрали старших. Каждая группа учащихся под руководством учителя определила тему своего проекта и цель. Первая группа ребят выбрала животноводческую тему, вторая - тему растениеводства, третья - связанную с уборочной техникой, четвёртая - тему краеведения. Дети работали в сотрудничестве со взрослыми.
На первом этапе своей работы ребята определились с планом действий и сроками выполнения, родители помогли организовать посещение теплицы, поездку на ферму, экскурсии в тракторный парк, Шуваловский парк и в краеведческий музей ДК «Парголовский».
Дети выбрали способы работы и распределились, кто за что отвечает. Информация для проекта черпалась в литературе, сети Интернета, использовались личные наблюдения, интервью, фото и видеосъёмка и т. д.

Результаты оформили в виде стенгазет, фотоальбома и слайд-шоу для представления в классе. При оценке своей деятельности старшие групп рассказали о том, что планировалось и получилось, с какими трудностями встречались, работая над проектом.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети овладевают такими качествами, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Выполняя исследования в группах, дети учились помогать друг другу, радовались общим успехам. Участие в исследовательской деятельности позволило каждому проявить свой себя, что успешно сказалось на результатах учебной деятельности. Меняется позиция ученика, он становится активен и несёт ответственность за свою деятельность. А учитель является организатором познавательной деятельности, создаёт благоприятные условия для активности учащихся.

Список использованной литературы:

1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
2. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org
3. А. И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006
4. Т. Н. Кравей и др. Младшие школьники проводят исследование. - Журнал «Начальное образование», №6, 2005
5. А. В. Аркадьева. Исследовательская деятельность младших школьников. – Журнал «Начальная школа + до и после», №2, 2005
6. А. В. Леонтович. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – Журнал «Завуч», №1, 2001.
7. А. В. Леонтович. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – Журнал «Завуч», №1, 2001

Поделиться:


Назад в раздел