Поиск по сайту

Применение и освоение инструментов устной народной традиции на уроках фольклорного пения в детском фольклорном ансамбле «Отрада» Лицея искусств «Санкт-Петербург»


Авторcтво: Петров Иван Анатольевич, преподаватель и концертмейстер СПбГБ НОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург», Красносельский район


       Лицей искусств «Санкт-Петербург» является предпрофессиональным учебным заведением, и дети в нем обучаются не только фольклорному пению, но и сольфеджио, музыкальной литературе. У них есть Общий Курс Фортепиано, Чтение Хоровых Партитур, в старших классах появляются дополнительные предметы: дирижирование, история музыки, в младших классах (с 1 по 4), с введением новых ФГТ - новый предмет – народное творчество.
Лицей искусств это нетиповое образовательное учреждение, в котором мы и по сей день трудимся, насчитывает около 900 учащихся и 200 педагогов. С 5-го класса можно учиться в общеобразовательной школе Лицея. Есть общее подготовительное отделение, куда дети могут поступать с 6 лет. Программа обучения 9-ти летняя и 8+1. Можно учиться до 11 класса Лицея, и поступать как в музыкальное училище, так и в ВУЗ. Творческие направления представлены очень широко: большой фортепианный отдел, дирижёрско-хоровой отдел, струнный народный, ударный, джазовый, хореографический, театральный, камерный оркестр, духовой и, конечно, отдел музыкальный фольклор.
       Учащиеся Лицея искусств уделяют много времени игре на фортепиано. И, несомненно, при поступлении выпускников Лицея в высшие учебные заведения, умение читать ноты с листа им очень пригодится. Но все же, мы наблюдаем некоторый перекос в сторону классического музыкального образования. Сценичность выступления, академичность исполнения. Поэтому возникла идея приобщения учащихся к традиционному исполнительству через освоение инструментов устной народной традиции. Игра на инструменте, на наш взгляд, помогает раскрепоститься ребенку на сцене, переключиться с публики на себя и участников ансамбля.
Детскому фольклорному ансамблю «Отрада» в 2020 году исполнится 25 лет. Начинался он с 5 участников в 1995 году на базе Лицея искусств Санкт-Петербург. Художественный руководитель ансамбля «Отрада» - Аркадова Марина Борисовна. Основа песенного репертуара ансамбля – северо-западный регион России: Ленинградская область, Псковская, Вологодская и Новгородская.
       В 2000 году я стал работать под её началом концертмейстером ансамбля, а через год набрал группу мальчишек, которая потом стала называться подгруппой «Дружина».
На уроках фольклорного пения применяется методика, которая предполагает игру на музыкальных инструментах. Когда ваш покорный слуга пришел работать в Лицей, старший преподаватель отделения фольклорного пения Аркадова М.Б., на индивидуальных уроках вокала, в младших классах, давала детям осваивать свирель. Чтобы маленьким детям поменьше объяснять, что такое диафрагма и как она работает, не показывать на схеме, где находятся голосовые связки, не опоясывать его армейским ремнем, а естественным способом работать с дыханием учащегося, посредством использования на уроках вокала духовых инструментов.
       Применение свирели на уроках вокала решает сразу несколько задач: воспитание слуха, координация дыхания и голоса, развитие мелкой моторики пальцев рук и т.д. К тому же, когда ребенок восстанавливается после болезни и его голос не достаточно окреп, можно и нужно работать дальше, используя свирель. Проигрывая мелодию песни на духовом инструменте, учащийся может продолжать тренировать певческое дыхание, повторять песенку дома. Проигрывать варианты напева. Важно отметить, что свирель успешно применяется в ансамблевой работе, дуэтах и трио. С игры на свирели легко начинать обучение многоголосию.
Свирель - прекрасный инструмент, и значение его в процессе обучения трудно переоценить. Но нам важно, чтобы дети наиболее естественно и органично могли включаться в традиционное исполнительство. В деревне ведь звучало все: печные заслонки, глиняные свистульки, окарины, травяные дудки, калюки, кугиклы, коса, бубен, пастушья барабанка, рожок, гусли, гармонь, балалайка, цимбалы, колесная лира, смык (гудок) и скрипка. Кто учил играть их на этих инструментах? Это неоднозначный вопрос, и сейчас мы его раскрывать не станем. Скажем лишь, что существовала преемственность традиции. Умели ладить друг с другом, «подлаживать» инструменты и голос.
       В наше время накоплен немалый опыт по изучению этих инструментов и методике их преподавания. Найдены даже народные методики обучения:
  - Борис Серафимович Ефремов выпустил методические пособия по освоению духовых народных инструментов, гуслей. Его ученики прекрасно играют на Владимирских рожках, на гармониках, балалайках. https://vk.com/id291945108
  - Марина Крюкова и ее ансамбль «Репей» нашли сельские способы обучать игре на кугиклах. https://www.youtube.com/watch?v=nLykhK0ZeF4
  - Дмитрий Парамонов ведет такую работу по освоению гуслей. https://www.youtube.com/watch?v=5R8jhSSITUg
       Мой специальный исследовательский интерес совпадает с моими корнями, моей родословной. Семейные традиции для меня очень важны. Так как отец мой родом из города Остров Псковской области, я долгое время занимался изучением наигрышей: «Скобаря», «Сумецкого», «Новоржевского» и др. И отец, и дед играли на гармошке, я в свою очередь освоил этот инструмент, и не только этот, конечно, а также гусли, балалайку и др.
Впоследствии дед мой Петров Николай Петрович переехал с семьёй в Волховский район Ленинградской области. Соответственно именно этот район Ленинградской области представляет для меня наибольший интерес. Здесь бытует очень интересный для перспективы обучения наигрыш «По-спасовски».

        Какие инструменты устной народной традиции мы применяем на уроках фольклорного пения в Лицее искусств, в рамках учебных часов, отводимых именно на вокал.
               Гусли
               Кугиклы
               Рожок (Жалейка)
               Окарина, глиняная свистулька
               Гармонь
               Барабанка
               Коса
               Бубен

            Рожок
      Рожок или жалейка – один из первых инструментов, который я начал использовать на уроках пения. Эта необходимость возникла сама собой, т.к. в основном у меня учатся мальчики, в период мутации они осваивали этот непростой инструмент. Репертуар: пастушьи сигналы, курский «Тимоня», «Батюшка» и т.д.
Мы уже говорили о том, что с первого класса наши дети берут в руки свирель, поэтому рожок им осваивать легче. Им не приходится много объяснять про постановку пальцев, а главное, пальчики у ребят уже слушаются, и можно уделить больше времени особенностям этнографического материала.
      Особенности звукоизвлечения на данном инструменте:
  - При игре на рожке дети невольно тренируют мышцы, отвечающие за опору дыхания. Конкретно нижний отдел пресса. Играющему необходим мощный поток воздуха (при слабом напоре воздуха рожок просто не будет играть), не так как на свирели, где нижние ноты звукоряда извлекаются, исключительно, за счет слабого, но непрерывного дыхания.
Звук рожка раньше было хорошо слышно на улице, и в пляске при огромном стечении народа, и животным на пастбище, когда пастухи их сгоняли в стадо. Сейчас, конечно, эта традиция утрачена. Уличная пляска идет под гармонь, пастухи обходятся без музыки.
Детям в классе к такому звуку надо привыкнуть.
  - На рожке глубже вырезаны канавки отверстий, чем на свирели, пальцы удобнее ложатся. Часто бывает, что отверстий пять, а не семь, т.к. в локальной традиции делали инструмент исходя из удобства игры, а не из музыкальных законов. Если исполнитель обладал крупными пальцами, то и рожок мастерил для себя с далеким расстоянием между отверстиями. Об этом говорит на своих мастер-классах Сергей Николаевич Старостин.
Есть еще одно отличие рожка от свирели, и важно обратить внимание учеников на этот момент. Это то, что при зажатых нижних отверстиях можно открывать одно верхнее, сколь далеко бы оно не находилось. То есть мы можем делать скачки на квинту, кварту терцию, сколь угодно быстро, открывая и закрывая лишь одно, нужное нам отверстие на рожке.

            Особенности традиционных наигрышей:
      Такие наигрыши как курский Тимоня, Батюшка, Чеботуха, Жарко пахать, интересны своей уникальной формулой, изучение которой позволяет вжиться детям в самую суть фольклорного исполнительства – вариативное мышление. Ведь для того, чтобы освоить наигрыш, нужно понять его основные тоны, акценты, доли.
Кстати, дома ребенок может повторять варианты не на рожке, а на свирели, чтобы не пугать соседей громким звуком.
Пример: Кудрин Леша.

             Гусли
      Гусли очень нравятся детям. Надо сказать, что многие инструменты вызывают восторг, но не на каждом сразу сыграешь. А вот гусли - как раз тот инструмент, который сразу «ложится» в руки. На балалайке, например, многие дети целый год учатся только тому, чтобы сила нажима на струну стала достаточной для извлечения звука. На гуслях же дети могут после 15-минутного вводного курса сыграть простенький наигрыш.
Как мы используем на уроках вокала этот замечательный инструмент?
- Совсем маленьким детям предлагается игра – где прячется звук? У нас есть крыловидные гусли без звукового окна, мастера Сергея Чернышова. Даже если по этим гуслям легонько постучать, появляется долгий красивый звук. А когда ребенок проводит первый раз по струнам, то он ощущает непосредственное рождение звука. Тут, конечно, можно остановиться на сходстве голоса и струны. Так мы и делаем.
- При разучивании напева: даже выученный мотив не всегда воспроизводится учениками точно. Тут приходят на помощь гусли. Ученик играет мелодию песни на гуслях, а сам поет ее же со словами. (Что на свирели сделать невозможно). Таким образом, ученик осваивает инструмент устной традиции и точнее исполняет песенный материал.
- Дети учатся сами себе аккомпанировать. Первое время, конечно, смотрят вниз, на струны. Но т.к. гусли просты в освоении – быстро привыкают и поют даже более протяжно, чем прежде, следят за фразой.
Возникший в последнее время интерес к псковским гуслям позволил организовать факультатив, на который приходят заниматься в группе учащиеся со своими личными инструментами. Там мы осваиваем различные наигрыши, опираясь на нашу фонотеку (например: пластинки «Гуди гораздо» А.М. Мехнецов). Видео аутентичного исполнения на гуслях сейчас легко найти в интернете. (Портал культура.рф «Псковская традиция игры на гуслях»). https://www.culture.ru/objects/496/pskovskaya-tradiciya-igry-na-guslyakh
        Дети с большим интересом занимаются на малострунных гуслях (6-10 струн) и осваивают такие наигрыши как «Комаринского», «Русского», «Светит месяц», «Сумецкого» и др.
На начальном этапе учащиеся, как правило, занимаются на самых маленьких гуслях, осваивают постановку рук, принципы звукоизвлечения, несложные наигрыши без вариаций. Закрепляют навык - «Бряцание». Учатся настраивать гусли. Затем переходят на гусли с 9 или 10 струнами. Осваивают мелодическую «обрисовку» наигрыша, «подщипывание», «потряхивание».
Мы стремимся к тому, чтобы ученик сам себе аккомпанировал, потому что поющий инструменталист развивается музыкально более продуктивно. Он чувствует фразу, находит паузы для взятия дыхания, учится заполнять музыкальную ткань вариантами. В этой связи можно и нужно опираться на такой традиционный материал, как духовные стихи.
Репертуар: небылицы, плясовые наигрыши, духовные стихи.

            Кугиклы
       На мой взгляд, кугиклы еще лучше, чем другие инструменты устной народной традиции, помогают вокалистам работать с дыханием и звуком.
Тот самый ровный, последовательный выдох, которому такое пристальное внимание уделяют на распевках, по методу Силиной Т.В., естественным образом происходит при игре на кугиклах.
Четыре года назад к нам пришла учиться девочка-инвалид. От рождения у нет правой руки. Ни свирель, ни гусли ей не подходят, а вот кугиклы решили эту задачу. Теперь эта девочка может наравне со всеми включаться в ансамблевое инструментальное музицирование. Пока что мы работали с наигрышем «Тимоня».

            Барабанка, бубен и другие шумовые инструменты
       Работа с ритмом идет на разных этапах обучения, в тех или иных дисциплинах. Фольклорная хореография, сольфеджио, ЧХП, ОКФ. На фольклорном ансамбле детям нередко приходится соединять пляску с пением. Поэтому чем раньше они возьмут в руки пастушью барабанку, бубен, заслонку, тем качественнее окажется на выходе общий результат.
На барабанке играют только мальчики, в основном, под «Егорьвские» припевки. На первом этапе барабанка выполняет задачу метронома, но в дальнейшем ученики осваивают более сложные ритмы, начинают импровизировать.
На индивидуальных занятиях можно уделить пристальное внимание всем аспектам игры на барабанке, а также больше времени отвести на обучение ребёнка комбинировать игру с пением.
Бубен дети осваивают на общих ансамблевых занятиях в первой 15-минутке, посвященной слуховым ритмическим упражнениям, вместе с другими шумовыми инструментами. Потом дети могут подыгрывать на этих инструментах в общих песнях ансамбля, становясь юными концертмейстерами.

             Гармонь
       Иногда бывает, что ученики приносят на урок дедовскую или прадедовскую гармонь. И вряд ли получится научить ребенка играть так же как его предки играли, тем более что записей, как правило, никто не делал. Но сам дух преемственности остаётся, и можно многого добиться, если опереться на народную память. Дедушки уже нет, но жива еще бабушка. Гармонь можно отреставрировать, наигрыши нужного региона можно отыскать…
Недавно я приобрёл Кирилловскую гармонь. Очень хорошее исследование по её освоению провел Алексей Анатольевич Мехнецов «Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья». Вологда: Вологодский областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2005. 274 с».
       Технику обучения игры на гармони в народе называли «Склеенные пальцы». Мы её широко используем на самом раннем этапе, когда нужно понять, как координировать игру двумя руками. На мой взгляд, важно, чтобы дети сразу включали в работу левой руки мизинец и безымянный палец. Хотя пальцы у них в этом возрасте ещё слабые, необходимо добиваться, чтобы они ставили на нижние кнопки 5 и 4 пальчики, а на более высокие - 3 и 2 левой руки соответственно. Таким образом, дети быстро осваивают игру левой рукой, не глядя на нее, когда все пальцы ощущают кнопки под рукой и могут ощутить края клавиатуры. Игру правой рукой осваивать легче, так как её все-таки видно и большинство ребят правши.

        На уроках фольклорного пения мы часто обращаемся к такому излюбленному всеми жанру как частушки, припевки под проходку, под драку, рекрутские частушки. Здесь встает вопрос аккомпанемента, он не затейлив и легко осваивается молодым поколением. Но, чтобы этот аккомпанемент оставался таким же вариативным, каким он был в заповедные времена, а не сводился к трем «блатным» аккордам – нужно овладевать давно забытыми формулами, навыками, элементами, которые придумал сам народ.
        Сейчас большинство нотных материалов сопровождаются аудио дисками, видео материалами. Учащиеся могут посмотреть, послушать и записать полюбившиеся приемы игры, особенности наигрыша.
Сам наигрыш имеет повторяющуюся структуру. Когда учащийся осваивает несколько вариантов, это прекрасно. Но в деревне наигрыш без пения редко звучал; пастушьи сигналы, «Наделяная» на свадьбу. Как правило, под музыкальные инструменты пели или плясали. А самое интересное, что пение под аккомпанемент инструментов устной народной традиции имеет полифонический характер. Запев может начинаться в середине наигрыша, как, например, в частушках «По-спасовски» или как в «Скобаре», а может «рисовать» противосложение, как под «Сумецкого» или «Новоржевского».
        Кажущаяся «простота» наигрыша на деле оказывается очень интересной в контексте её бытования вместе с напевом. И чтобы дети, впоследствии, не упрощали мотив частушки, не дублировали «голос» игры и пения, необходимо на начальном этапе освоения инструмента петь под него, опираясь на традиционный материал, аутентичное исполнен

Поделиться: