Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Мини-проекты как средство реализации здоровьесберегающих подходов к обучению школьников
«Каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения» – это один из пяти пунктов президентской инициативы «Наша новая школа», который действительно является сейчас очень актуальным. Любой учитель согласится с тем, что на сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Во-первых, это связано с избытком получаемой информации, постоянным усложнением и интенсификацией программ, их перегруженностью фактологической информацией. Во-вторых, реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала создает предпосылки для формирования психологического дискомфорта обучающихся, школьного стресса и ухудшает психическое здоровье школьников.
Именно поэтому при организации учебной деятельности школьника особое внимание необходимо уделять нормированию учебной нагрузки, особенно домашних заданий. Разумное сочетание традиционных домашних заданий (прочитать и пересказать параграф, ответить на следующие вопросы и т. д.) и творческих работ учащихся дают больше возможностей учителю для осуществления индивидуального подхода в обучении, а учащимся - возможностей для самореализации. Таким творческим домашним заданием может быть, например, подготовка реферата по страноведению в 11 классе, когда ученик готовит материал по одной стране, в которой он был или хочет побывать, или она ему просто нравится. А потом «защищает» свою работу на одном из уроков. Такой вид работы доставляет удовольствие не только самому ученику, но и тем, кто его будет слушать. Кроме того, учащиеся тем самым получают информацию по данной теме не от учителя, а от своего же товарища. За двенадцать лет (с 1998 года) учащимися было написано большое количество работ, лучшие из них в дальнейшем используются для работы на уроках. В последние годы печатные материалы были дополнены компьютерными презентациями. В 10-х классах часто даются задания по группам (т.к. по программе 1 урок в неделю), что позволяет охватить большой объем материала и уменьшить домашнюю подготовку. По многим темам сделаны презентации. Например: «Ресурсы мира» (10 работ), «Экономика мира» (12 работ), «Мировые религии» (15 работ) и т.д. С точки зрения здоровьесбережения учащихся наибольший интерес у меня вызывает использование в процессе обучения мини-проектов. «Мини» — первая составная часть сложных слов, уменьшенное подобие чего-либо. За счет чего можно добиться уменьшения размеров проектов? Достичь этого можно в результате усовершенствования их конструкции: 1. поставить конкретную цель работы, 2. определить объем материала, 3. установить время выступления (10-15 мин). Это должна быть очень конкретная и небольшая работа. Мини-проекты могут выполняться учащимися любых классов и по любой теме. Учиться ребенку легко тогда, когда ему интересно и понятно. Поэтому обязательное условие для работы над мини-проектом – тема должна быть ученику интересна. В проектной деятельности учащихся акцент делается на работу с информацией, на создание условий для развития таких умений, как поиск нужных сведений, анализ, синтез, выделение главного, обобщение и т.д. Жизнь ставит задачу научить детей умению адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, находить оптимальные решения задач разных уровней и масштабов. Постановка задачи, поиск, решение способствует развитию мыслительной деятельности и повышению познавательного интереса учащихся. Однако не менее важным является и то, что такая деятельность освобождает учащихся от заучивания больших объемов информации, от пересказывания этой информации на уроке и т.д., а позволяет научиться школьнику «учиться». Во время доклада одного учащегося весь класс продолжает работать, заполняя технологическую карту (таблицу). Основными ее разделами являются: общие данные о государстве, характеристика населения, особенности экономики, интересные факты, оценка ответа учащегося. Это позволяет уже на уроке систематизировать полученную информацию и выполнить часть работы, которая могла быть дана на дом. Кроме того, учащиеся за свою работу получают отметку. В качестве примера приведу несколько конкретных проектов, выполненных учащимися по географии. В курсе 8 класса «География России» в разделе «Население России» есть темы: «Кто мы?» (половозрастной состав населения), «Где и как живут люди?», «Человек и труд» (география рынка труда). В учебнике анализируются данные по России в целом. Работа со статистическим материалом не вызывает большого интереса у учащихся, а тем более если это некие общие данные. Чтобы изменить отношение учащихся к теме, я предложила им выполнить мини-проект, целью которого являлось исследование «особенностей населения» школы и семьи. В проекте принимали участие ученики 8-9 классов (2008-09 уч. г. и 2009-10 уч.г.), которые взяли данные по гимназии № 399 и данные о семьях учеников гимназии. Тема: «Кто мы?» Для работы над проектом учащиеся могли воспользоваться данными ежегодного отчета «Возрастной состав обучающихся в ГОУ гимназия № 399». Цели и задачи: 1. Составить представление о половозрастном составе гимназии 399. 2. Сравнить данные по России и гимназии. 3. Применить вычислительные навыки: высчитать количество мальчиков, обучающихся в гимназии. 4. Построить половозрастную пирамиду (оформление произвольное) 5. Сделать выводы.
Главный вывод, который сделали учащиеся: половозрастной состав населения гимназии №399 в целом совпадает с половозрастным составом России: - демографический кризис 90х годов; - резкое увеличение рождаемости после 2000года. Тема: «Где и как живут люди?»
Все статистические материалы были представлены в виде графиков и диаграмм. Эти две работы были выполнены учащимися 8-х и 9-х классов. Тема: «Человек и труд». Эта работа преследовала две основные цели: 1. Выяснить, где и кем работают родители учащихся. 2. Профориентация На первом этапе были собранны данные о занятости родителей. Необходимо было дополнительно указать, в какой сфере (производственной или непроизводственной) они работают. ( В ходе сбора данных у некоторых учеников возникли трудности с точным определением места работы и профессии родителей).
Описанные выше работы выполнены в разных классах и параллелях. Процесс сбора, обработки и представления информации был для ребят, несомненно, интересен. А конечный продукт – графики и диаграммы – оказался неожиданным и заставил задуматься о вопросах, казалось бы, далеких от географии. Работа над краткосрочными проектами, на мой взгляд, полностью оправдывает себя, позволяя решать различные учебные и воспитательные задачи, способствует разгрузке содержания учебного материала, позволяет использовать эффективные методы обучения. Эти технологии дают учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально- психологической адаптации в самостоятельной жизни. У учащихся появляется мотивация к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), улучшается психологический климат на уроке, обеспечивается индивидуальный подход к ученику. Поделиться:Назад в раздел |