Поиск по сайту

Музыкальное воспитание школьников в семье


Авторcтво: Платонова Елена Александровна, учитель музыки и педагог дополнительного образования ГБОУ школа №655 Приморского района Санкт-Петербурга


Мысль о том, что музыка в жизни ребенка играет серьезную роль, у родителей появляется очень редко, а зря. Музыка является одним из самых важных критериев формирования в ребенке личностного сознания.
Музыка помогает развивать в ребенке множество положительных качеств, таких как милосердие, отзывчивость и самоотверженность. Но на сегодняшний день, в средствах массовой информации, очень быстро распространяется  музыка, носящая в себе негативный подтекст. Поэтому прививать любовь к музыке, у ребенка, следует с раннего детства, заботясь о том, чтобы искусство не смогло сказаться на мировоззрении малыша отрицательно.
Нравственные ценности являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, независимо от возраста. Музыка является проводником детей в мир гуманности, доброты и отзывчивости. Именно поэтому следует уделять особое внимание музыкальному воспитанию ребенка.
Именно искусство помогает ребенку увидеть мир другими глазами. Слушая приятную музыку, человек успокаивается и обретает гармонию с самим собой. Музыка заставляет ребенка размышлять над жизнью и учит видеть прекрасное во всем. Для того, чтобы дети вырастали счастливыми и успешными людьми, к нравственному и эстетическому воспитанию, родителям следует подходить с особым трепетом и любовью.
Музыкальные предпочтения ребенка закладываются с самого раннего возраста. Например, каждый родитель поет своему ребенку колыбельную на ночь,  для того, чтобы малыш успокоился и заснул. Даже в таком раннем возрасте музыка действует на ребёнка как успокаивающая пилюля, одаряя его сон любовью. Поэтому, самое ценное, что родитель может дать своему ребенку -  это заложенные, с раннего детства, правильные нравственные ценности. Следует объяснить своему малышу, что искусство – это проводник духовной энергии, и благодаря ему можно решить многие проблемы, встречающиеся на пути. Жизнь ребенка будет намного проще, если он поймет, что занятия искусством смогут успокоить его нервную систему в любой ситуации.
Если родители видят, что у ребенка имеется усиленный интерес к музыке, ему надо помочь, и направить энергию малыша в правильное русло. Следует приложить усилия и дать ребенку уяснить основы музыки, для того, чтобы ребенок мог самореализоваться в искусстве в дальнейшем. Ведь развиваясь в музыке, в первую очередь ребенок обогащает свой духовный мир. Если родители понимают всю важность музыкального воспитания ребенка, они отдают малыша в кружки, музыкальные школы или гимназии, прививают у ребенка любовь к опере и спектаклям, расширяют кругозор.
Относительно легко прививать ребенку любовь к музыке, когда он большую часть своего времени находится дома, и на его музыкальный вкус влияет только семья. Проблемы с музыкальным воспитанием детей могут начаться с момента, когда малыш начинает ходить в школу. Социально-культурное развитие в стране играет не столь важную роль. На сегодняшний момент в школах дети изучают различные виды искусств, в том числе и музыку. Но на развитие таких важных навыков даётся маленькое количество времени, поэтому ребенку не обойтись без помощи родителей.
Сильное влияние на восприятие музыки в жизни ребенка играет его окружение в школе. Из-за того, что родители не занимаются музыкальным воспитанием малышей с раннего возраста, у детей проявляется плохой музыкальный вкус. Под плохим музыкальным вкусом подразумевается музыка не несущая душевного подтекста, просто набор звуков, способный вызывать негативные эмоции. Поэтому, именно, в школьных стенах многие дети впервые слышат музыку, например, с ненормативной лексикой. В такой ситуации, родителям следует пояснить ребенку, что такая музыка не скажется на его жизни положительно.
В школьном возрасте многие дети поддаются влиянию чужого мнения. Ребенок перестает думать о музыке, как о прекрасном инструменте в борьбе с плохими эмоциями, и начинает слушать музыку, которую слушают в его школьном окружении. Сегодня дети стали сильно подвергаться влиянию со стороны общества, всему виной музыка, пришедшая с запада. Тяжелый металл, бессмысленный реп с ненормативной лексикой и многое другое способствует засорению мыслей школьников и портит их представление о мире. В свою очередь положительные эмоции от музыки меняются на отрицательные, ребенок становится раздраженным и начинает огрызаться.
Долг каждого родителя – пояснить ребенку, что он не должен стесняться своих музыкальных предпочтений. Школьник должен осознавать, что если его одноклассникам не нравится музыка, которую он слушает, это не значит, что его музыкальные предпочтения плохие или неправильные. Каждый человек имеет право на свой музыкальный вкус и на реализацию в жизни, при помощи музыки. У каждого школьника есть свое мнение, и мнение каждого ребенка имеет место быть, но навязывать чужие предпочтения никто не вправе.
Очень важно уметь не только разговаривать с ребенком, но и слышать ребенка. Родители должны всячески показывать своим детям, что они принимают их музыкальный вкус и готовы поспособствовать развитию их талантов и увлечений. Ребенок должен ощущать полное взаимопонимание со стороны родителей. Например, не бояться посоветоваться со старшими в семье, при выборе песни для выступления в школьном спектакле.
Родителям следует проводить больше времени вместе с ребенком. Особое внимание следует уделять посещению музыкальных театров, опер, балета и концертов. Культурное развитие в кругу семьи мечта любого школьника. Проблема современного общества в том, что зачастую дети не говорят о своих желаниях вслух, боясь услышать отрицательный ответ от родителей. Многие дети не говорят о своих желаниях, научиться играть на каком либо музыкальном инструменте, думая, что родители не воспримут их увлечение всерьез. Поэтому школьник должен полностью доверять своим родителям, и ни в коем случае не бояться осуждения со стороны самых близких для него людей.
Очень важно следить за тем, чтобы школьник имел желание делиться своими мыслями, в сфере музыки, со  своей семьей. Интерес к искусству у ребенка требует обязательного поощрения и похвалы. Таким образом, школьник понимает, что занимаясь музыкой, он растёт как духовно, так и физически, вызывая гордость у близких ему людей. Ребенку нужно помочь осознавать то, что страсть, к такому прекрасному явлению как искусство, является одним из лучших шансов преподнести себя в обществе, как полноценно сформировавшаяся личность. Школьник должен понимать, что развиваться в сфере музыки дело не из легких, но оно стоит  приложенных усилия.
Школьники имеют привычку смотреть на посторонних людей, и сравнивать себя с ними. Дети часто обдумывают у себя в голове, какие черты характера и умения ребенок мог бы приобрести, спустя какое-то определенное количество времени, для того чтобы стать похожим на ту или иную известную или малоизвестную личность. Часто школьники заводят себе кумиров, которые становятся для них примерами для подражания. Для родителей, привычка ребенка восхищаться достижениями других людей, может стать хорошим помощником в осуществлении цели, а именно,  развитие музыкальных способностей у ребенка.
Всем членам семьи следует обговорить с ребенком, по поводу его музыкальных предпочтений в настоящем времени, узнать, что именно нравится школьнику в той или иной музыке, или в том или ином исполнителе. В дальнейшем времени, родителям желательно изучить любимые музыкальные направления ребенка, прочитать информацию о музыкантах которые ему нравятся. Разобравшись в музыкальных предпочтениях своего ребенка, взрослые могут начать приводить  в пример, своему ребенку, известных деятелей музыки. Лучше всего приводить примеры музыкантов, которые добились больших высот своими собственными усилиями. Например, тех, которые ходили в музыкальную школу или учились играть на гитаре самостоятельно, без помощи учителя по игре на гитаре. Если родители будут поддерживать ребенка, и говорить ему то, что он может добиться таких же высот как его кумир, ребенку будет намного легче реализоваться в жизни. Поддержка близких людей вдохновляет и воодушевляет любого школьника. И не важно, какой это ученик, сорванец или самый прилежный ученик в классе.
Будущий успех в жизни ребенка зависит от родительских установок, от того, что закладывается в сознании ребенка. Поэтому каждому человеку, который взрослеет, очень важно знать, что родители приложат все усилия для того, чтобы ребенок стал успешной личностью.
Когда школьнику потребуется помощь старших в семье, для того, чтобы начать развиваться самостоятельно в музыкальной сфере, очень важно уделить внимание взаимопониманию. Главное следить за тем, чтобы ребенок понимал, что родители разделяют с ним его личные интересы и готовы прийти ему на помощь в любой момент жизни. Хорошим вариантом помощи школьнику в реализации своих музыкальных способностей будет помощь в знакомстве ребенка с настоящим представителем искусства, например дирижёром, певцом, пианистом или барабанщиком.
Немаловажным помощником, в знакомстве ребенка с искусством, может послужить подарок родителей с намеком на то, что взрослые поддерживают музыкальные увлечения ребенка. Если родители во время вручения подарка скажут теплые и напутствующие слова, школьнику будет очень приятно. Таким образом, пробуя себя в чем то новом, занимаясь обучением на музыкальном инструменте или изучая нотную грамоту, ребенок будет помнить то, что родители всем сердцем поддерживают его начинания.
Музыкальное воспитание в семье школьника очень важно для дальнейшей реализации ребенка во взрослой жизни. Музыка является одним из лучших помощников в духовно-нравственном воспитании детей. Поэтому всем родителям, без исключения, следует стараться учиться понимать своих детей. Школьникам надо помогать развиваться духовно и прививать им любовь к различным видам искусства со школьной скамьи.


Список используемой литературы:
1.    Методические материалы Митрюхина Е.А. «Музыкальное воспитание в школе»
https://infourok.ru/muzikalnoe-vospitanie-v-shkole-433394.html
2.    Мусагитова А.В. Духовно-нравственное воспитание музыкой  «Теория и практика образования в современном мире»: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 202-204. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1868/
3.    Статья Корнейшикова Н. А. на тему «Музыкальное воспитание ребенка дома» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/16/muzykalnoe-vospitanie-rebenka-doma


Поделиться: