Поиск по сайту

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе


Авторcтво: Орехова Раиса Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 90 Выборгского района Санкт-Петербурга


Не пытайтесь объяснить ребёнку то,
до чего он может додуматься сам.
Давайте возможность каждому ребёнку
сделать своё маленькое открытие.
Э.И. Александрова

       Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Поэтому и цели современной школы состоят в предоставлении учащимся оптимальных условий для развития их способностей, в том числе и творческих, самовыражения в соответствии со своими склонностями в рамках, не расходящихся с интересами общества.
       Основной целью в современной начальной школе является обучение каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.
Для решения этой задачи я выбрала технологию проблемного обучения и применяю на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, проблемно-диалогические методы обучения универсальны.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихся интересным. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для достижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. Это положительно сказывается на отношении школьника к учению.
         Создание проблемных ситуаций - необходимое условие активной умственной деятельности учащихся. Перед ними ставится определенная задача, которая вызывает у них заинтересованность и которую они пытаются решить, но обнаруживают недостаточную полноту и глубину своих знаний и опыта, т.е. сталкиваются с конкретной трудностью. У них появляется внутренняя потребность найти выход из создавшегося положения, чувство затруднения побуждает к анализу возникшей ситуации и поиску путей решения поставленной задачи. Таким образом, создается противоречие между познавательными, практическими задачами и уровнем знаний учащихся, которое вызывает интенсивную мыслительную деятельность, направленную на разрешение возникшего затруднения. При проблемном обучении ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения результата.
          В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Е.Л. Мельникова утверждает, что «проблемное обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через следующие этапы творчества:
       - Постановка проблемы.
       - Поиск решения.
       - Выражение решения.
       - Реализация продукта и его оценивание.
Она также выделяет четыре уровня проблемного обучения:
             - Учитель сам решает проблему при активном слушании и обсуждении учениками.
             - Учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают её (побуждающий диалог).
             - Учащиеся ставят проблему, учитель помогает её решить (подводящий диалог).
             - Учащиеся сами ставят проблему и сами её решают.»
Весь цикл проблемного обучения можно условно разбить на этапы:
    этап - постановка педагогической проблемной ситуации, при которой учитель организует у учащегося возникновения вопроса с помощью различных вербальных и технических средств.
    этап - начало активного поиска ответа на вопрос, осознание учащимися сущности противоречия, формулировка неизвестного. Учитель оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы и т. п.
    этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.
    этап - «ага - реакция», возникновение идеи решения или разработка решения, образование нового знания в сознании учащегося.
    этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
    этап - отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения.
Проблемную ситуацию разделяют ещё на 2 типа:
           1. «С удивлением».
           2. «С затруднением».
Существуют разные типы противоречий, которые вызывают чувство удивления и затруднения, это противоречия:
  - Между двумя (или более) положениями:
  - Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.
  - Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

                            Примеры создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе:

Математика. Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное».
Подвела класс к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4х6, 20х3, 9х8, 10х6 и т. д. Последним было выражение 14х6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.
  Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата?
  Дети. – Мы такие ещё не решали.
  Учитель. – В чём затруднение?
  Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
  Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
  Дети. – Научиться умножать двузначное число на однозначное.

                             Учебная проблема как тема занятия.

        Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.
Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14х6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую версию.

Математика. Тема урока: «Масса. Единицы измерения массы»
Перед вами 1 кг конфет, 1кг гиря, пуховая подушка весом 1 кг
       - Что тяжелее? (Вопрос на ошибку)
       - Подушка больше, значит она тяжелее конфет.
       - Гиря тяжелее подушки, так как она металлическая.
       - Давайте взвесим на весах. (Предъявление факта)
Ученики испытывают удивление. (Возникновение проблемной ситуации)
       - Что вы сказали сначала? (Ответы)
       - Как оказалось на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия)
       - Какой же будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы)

Математика. Тема урока: «Деление многозначного числа на однозначное»
- Сравните два столбика выражений на доске. (На доске записаны выражения в два столбика)
        44:4 28:4 72:4
        56:4 32:4 36:4
- Что общего заметили? (Подводящий диалог)
- Эти выражения на одно правило «Деление двузначного числа на однозначное».
- А теперь сравним с предыдущими выражениями новый столбик выражений.
(Учащиеся сравнивают данные выражения с предыдущими)
           536:4
         1768:4
- Чем этот столбик похож на предыдущие выражения?
- Нужно делить числа и делитель у них одинаковый.
- В чем различие?
- Делимое – многозначное число.
- Какая сегодня тема урока?
- Деление многозначного числа на однозначное. (Фиксирую тему урока на доске)

Математика. Тема урока: «Умножение на двузначное число»
Задание на известный материал
- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 и 3 см. Работайте в тетради. (Легко выполняют задание).
Задание на новый материал.
- На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см.
Испытывают затруднение. (Побуждение к осознанию проблемы)
- Смогли выполнить задание?
- Нет, не смогли.
- В чем затруднение?
- Это новое умножение.
- Чем это задание не похоже на предыдущее?
- Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы.)
Побуждение к проблеме.
- Какова сегодня тема урока?
- Умножение на двузначное число. (Фиксирую тему урока на доске)

Математика. Тема урока: «Задачи на движение с разноименными величинами»
Задание на известный материал
- На доске две задачи. Прочитайте и решите задачу №1.
Задача №1. Два парохода плывут навстречу. Расстояние между ними 354 км. Скорости пароходов 32 км/ч и 27 км/ч. Через какое время они встретятся? (Решают.)
Задание на новый материал.
- Прочитайте задачу 2.
Задача №2. Навстречу едут автобус и велосипедист. Скорость автобуса 700 м/мин, скорость велосипедиста 12 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между ними 108 км?
- Решите задачу №2.
Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.)
Побуждение к осознанию проблемы
- Смогли выполнить задание?
- Нет, не смогли.
- В чем затруднение?
– Таких задач мы не решали.
- Чем это задание не похоже на предыдущее?
- В этой задаче разные единицы измерения скорости. (Осознание проблемы.)
Побуждение к проблеме.
- Какого вида задачи будем разбирать на уроке?
- Задачи на движение с разными единицами измерения. (Неточная формулировка темы.)
- Точнее, «Задачи на движение с разноимёнными величинами». (Фиксирую тему урока на доске)

Русский язык. Тема урока: «Число имён существительных»
На доске записаны слова: окно, парта, картофель, доброта.
Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного числа. Можно предложить детям другое задание: найти «лишнее слово».
Ребята решают проблемную ситуацию, выдвигают гипотезы, аргументируют свой выбор. Сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.

Русский язык. Тема урока: «Число имён существительных»
Предлагаю среди записанных слов на доске, найти «лишнее слово».
На доске записаны слова: окно, дерево, море, кино.
- Разберите их по составу (практическое задание на ошибку).
- Что вас удивило?
- Что интересного заметили?
- Какие факты налицо?
- Задание было одно? А как его выполнили?
- Почему так получилось? Чего мы не знаем?
- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Предъявляю научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.
- Вспомните, как называются такие слова как кино? (неизменяемые).
- Чего не может быть у неизменяемых слов?
(Реакция удивления при решении проблемной ситуации).

Русский язык. Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»
Практическое задание на новый материал.
- Продиктую вам слова. Два ученика запишут их на крыльях доски, а остальные работают на листочках. (Диктую.)
Ученики записывают:
       ключЬ ключ
       тишь тиш
       камыш камышЬ
       сушь сушь
- Проверим, как выполнено задание.
- Слова ключ, тишь, камыш написаны по-разному: с мягким знаком и без него.
Побуждение к осознанию противоречия.
- Задание было одно?
- Одно.
- А как вы его выполнили?
- По-разному.
- Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?
(Осознание противоречия.)
- Когда пишется мягкий знак после шипящих.
- Значит, какая будет сегодня тема урока?
- Мягкий знак после шипящих. (Неточная формулировка.)
- Сформулируйте точнее: где? в каких словах?
- Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. (Фиксирую тему урока на доске)

Литературное чтение. Тема урока: «Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»
Вопрос на новый материал
- С.В. Михалков уже известен нам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. Оно называется «Ворона и рак». Послушайте (читает текст).
- Прочитаем текст цепочкой.
- Попробуйте определить жанр нового произведения. (Фиксирую мнения на доске.)
- Это сказка о животных.
- Это басня! (Проблемная ситуация.)
- Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали?
- Два.
Побуждение к проблеме.
- Какой же возникает вопрос?
- Каков же жанр произведения С.В. Михалкова «Ворона и рак»? (Фиксирую вопрос на доске).

Окружающий мир. Тема урока: «Водоемы»
- Тему урока вы определите сами. А начнем мы с ключевого слова темы. Чтобы вы могли его отгадать, я приготовила на доске несколько фактов - помощников
Видят на доске факты: источник жизни существует два вида 7/10 поверхности земли
- Какое же слово я задумала?
- Это вода!
- Верно, вода – ключевое слово темы. Кстати, какой корень у этого слова?
- Корень вод.
- По группам составьте несколько сложных слов с корнем вод.
- Какие слова у вас получились?
Группы зачитывают слова: водопад, водоём, водолаз, водосток, водохранилище.
- Как вы думаете, какое из этих слов будет обозначать тему нашего урока?
Обсуждаем разные варианты.
- Почему именно это слово?
- Водоемы, потому что это самое широкое понятие.
- Итак, вы пришли к заключению, что тема урока. (Фиксирую тему урока на доске)

         Иногда за урок дети так и не могут разрешить проблемную ситуацию, которая возникла. Тогда нужно принять решение: помочь на уроке или дать детям возможность обратиться к другим источникам информации в послеурочное время. Как помочь на уроке? Это ни в коем случае не подсказки. Вовремя заданный вспомогательный вопрос, переформулировка проблемного задания, обращение к опыту ребят, показ какого-либо объекта на картинке, организация практического действия, наблюдение из окна – вот неполный перечень того, что может стать помощником в этой ситуации, того, что может натолкнуть учащихся на мысль.
Когда это происходит на уроке впервые, некоторые ученики бывают так заинтригованы, заинтересованы настолько, что упорно ищут ответ, решение в дополнительной литературе, в интернете, у домочадцев, у старшеклассников после уроков. К следующему учебному дню многие ученики уже знают ответ на вопрос. Такая ситуация повторялась у нас не раз, и с каждым разом все больше учащихся активно искали и находили самостоятельно, без задания учителя, нужную информацию. Так, даже из затруднительного положения, учитель извлекает пользу.
         Практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися, возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть возникшую проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
На основе использования технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе реализуются следующие задачи: развиваются умения учащимися самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы. У учащихся повышается интерес к овладению новых знаний, умений и практическому их применению.

Литература

1. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х чч. Ч.3. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012.
2. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. и др. Программа обучения. Начальные классы (1-3) по системе Занкова. – М., П.,1996.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. – М., 1982.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Почему учиться трудно? – 2-е издание. – Ульяновск, Симбирская книга, 1993.
5. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания. – Начальная школа. – 2006 №7.

Поделиться: