Поиск по сайту

Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках «Искусство» в общеобразовательной школе в рамках реализации требований ФГОС ООО

Автор: Кочемасова Елена Геннадьевна, учитель музыки МБОУ СОШ №30 г.Северодвинск, Архангельская область


Современное образование ставит перед собой задачу воспитания
всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала.
Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к
выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности (2).
Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Дистерверг, Дьюи, Ушинский. В настоящее время многими вопросами проблемного обучения занимаются М.И. Махмудов, Т.В. Кудрявцев, Г.К.Селевко. Суть проблемного урока – творческое усвоение знаний. Преподаватель не должен давать информацию в готовом виде, а работать так, чтобы обучающиеся сами открывали новые знания.
Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования (1).
Для реализации целей и задач данной технологии использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.
Особое место в моей практике занимает задание «Тезисы: «ЗА» и «ПРОТИВ», когда детям предоставляется возможность опровергнуть или подтвердить высказывание. Ведя дискуссию по определенному плану,
учащиеся должны отстаивать свою точку зрения, приводя конкретные примеры из жизни творческих людей (артистов, композиторов) и их произведений. Работа по подготовке к дискуссии может быть проведена заранее. Представленные аргументы должны быть выслушаны, проанализированы аудиторией. Поскольку предложенные вопросы неоднозначны, правым считается тот ученик или команда, которые приводят более веские и убедительные доводы.
Интересной может стать дискуссия, которая не была подготовлена. В этом случае учащиеся могут опираться на собственный жизненный опыт и красноречие. Не нужно сразу предлагать готовые ответы за и против, поскольку отдельные дети (классы) способны самостоятельно объяснить предложенный тезис и доказать его.
Предложенные вопросы могут использоваться в качестве идеи мини сочинений, эссе, размышлений. Они могут быть включены в тестовые или практические работы, могут включаться в домашние задания и др.
Результатом дискуссии может стать мнение о том, что однозначного взгляда на предложенные вопросы не существует, но комплексный подход к проблеме и всесторонний анализ, учет всех составляющих скорее более полезен в разговоре об искусстве и музыке, нежели однобокий узкий ограниченный ответ.
Целью подобного диалога можно считать погружение детей в обсуждение, умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения, высказывать свое мнение и приводить убедительные аргументы в его защиту.
Поскольку музыка и искусство – это «особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности», то вопросы, предлагаемые учителем, могут касаться как духовной, философской, эстетической, религиозной картины мира, так и других ее сфер. Вот только некоторые из тезисов:
1.    Деньги и искусство (музыка) несовместимы
За: Шедевры не создаются за деньги, т.к. при жизни гениальные произведения практически всегда недооценены.
Против: совместимы, т.к. деньги дают большие возможности тому, кто занимается искусством.

2. Артист не должен следовать разуму, но сердцу и чувству
За: искусство и музыка - это всегда исключительно трактовка, эмоции и чувства.
Против: искусство – это композиция, форма и средства к ее воплощению. Эти элементы связаны со смыслом, логикой, а значит и с разумом.

3. Быть артистом (музыкантом) – этому нельзя научиться, это призвание.
За: творчество невозможно без особого состояния вдохновения, при котором эмоции и разум находятся на пределе напряжения и производительности.
Против: для того, чтобы создать художественное произведение необходимо уметь его записать, оформить, аранжировать, а это нельзя сделать без обучения.

4. Музыкальный театр – это еще более сложный жанр в отличие от театра драматического.
За: в нем кроме всего прочего присутствует еще и такое сложное искусство как музыка.
Против: если произведение высокохудожественное неважно какие средства используются музыкальные или драматические.

5. Оперным артистом может стать любой, кто имеет красивый голос.
За: голос для оперы – это главное.
Против: артист должен обладать харизмой, обаянием, вдохновение, артистизмом. Иначе и голос не поможет.

6. Профессиональный артист может обойтись и без режиссера.
За: может, если только сам будет выполнять функции режиссера.
Против: режиссер объединяет работу художника, композитора, актера, руководит действием, осуществляет свое видение произведения.

7. «Театра одного артиста» быть не может. Театр – это коллектив.
За: во все времена театр – это синтез разных профессий и искусств.
Против: может, когда – это спектакль – монолог с единственным
исполнителем.

8. «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры…» Монолог Жака из комедии Шекспира "Как вам это понравится".
За: маски носят все, только в театре роль предлагает режиссер, а в жизни каждый сам выбирает ее самостоятельно.
Против: масок в театре две черная и белая, смех и слезы, и никаких полутонов. В жизни все намного сложнее. Нет только «белых и пушистых» или с «черной, как сажа» душой.
9. Театр когда-нибудь изживет себя? Под натиском технических средств?
За: возможно, как и книги, ведь сегодня никто не читает.
Против: живая игра не укладывается ни в одну электронику. Она всегда эксклюзивна.

10. Массовая музыка и современная эстрада – это не искусство.
За: это явление коммерческое, а его кумиры – бездарности.
Против: это явление неоднозначное со своими законами развития и художественной ценностью.

11. Попсой своего времени были произведения В.-А. Моцарта и И.-С. Баха
За: у этих композиторов были произведения легкого жанра.
Против: попса – это примитивное изобретение ХХ века.

12. В связи с появлением телевидения и компьютера стать звездой стало проще.
За: да, так как достаточно провести рекламу песни и показать видеоклип.
Против: нет, так как большая конкуренция и много желающих.

13. Рок музыка –это всегда идеи насилия, агрессии и разрушения.
За: актуально для хард-рока, панк-рока и некоторых других стилей.
Против: она отражает положительные и отрицательные явления
современности.

14. «Технический прогресс в музыке – это никому не нужно…»
За: музыка стала средством для получения доходов, когда благодаря технологиям можно раскрутить любую бездарность.
Против: технологии позволяют создавать хороший звук даже в домашних условиях, синтезаторы заменяют оркестры, создают спец. эффекты, видео влияет на восприятие музыкальных произведений, виртуальные музыкальные группы распространяются повсеместно, каждый может стать известным, выложив свои клипы в Интернете).

15. Может ли один музыкант совмещать в своем творчестве несколько музыкальных стилей.
За: да, если они близки по музыкальному языку.
Против: нет, обычно музыканты работают в одном жанре.

16. Можно ли играть рок в одиночку?
За: рок – это музыкальный жанр со своими средствами, а количество человек неважно.
Против: рок – это всегда коллективное творчество единомышленников, дух группы.

17. Можно ли играть рок акустически без электронных инструментов?
За: рок – это стиль, нужно его воспроизвести, если это получится, то – можно.
Против: рок – это «музыкальная экспрессия», которая достигается благодаря громкости, на что акустические инструменты не способны.
Также в своей практике использую задание: «Объясни многозначное слово». При этом использую слова и словосочетания напрямую или косвенно связанные с музыкой или искусством. Цель такой дискуссии – глубокое
погружение в русский язык, его смыслы, поиск связей между значениями слов, контекстами в которых они употребляются. Такую работу можно продолжить в творческом задании «Нарисуй слово и его значения».
Особенный интерес могут представлять работы, значения которых трактуются в переносном смысле: «Дело – труба», «Пройти огонь, воду и медные трубы», «Играть на нервах» и другие.

Объясни многозначное слово:
Составь как можно больше словосочетаний со словом: «играть»
В каком значении и почему в следующих словосочетаниях повторяется одно и то же слово «играть»:
• Музыкант играет произведение
• Ребенок играет игрушками
• Актер играет роль
• Молодожены сыграли свадьбу
• Играть в карты
• Играть в хоккей
• Поиграть в любовь
• Играть на нервах
• Игра света и тени

Словарь:
«Играть» – резвиться, забавляться, развлекаться, проводить время в каком-либо занятии, доставляющем удовлетворение, служащем развлечением одним лишь участием в нем.
«ключ» - гаечный, скрипичный, родник, от замка, к тайне, сдать объект под ключ, поэма написана в оптимистическом ключе.
Словарь: «ключ» – Приспособление, разгадка, знак.
«Труба» - музыкальная, печная, подзорная, вылететь в трубу (остаться без денег), пройти огонь, воду и медные трубы (перенести испытания), маточная (медицинский термин), дело труба (плохо дело), хвост трубой.
«Орган» - музыкальный инструмент, в теле человека, самоуправления.
«Нота» - звук, знак, раздражения в голосе, разыграть как по нотам (как было подготовлено), (политическое) обмен нотами (к правительству).
В качестве домашнего задания пусть дети сами предложат многозначные слова, словосочетания, обороты в контексте переносных значений, связанные с искусством, музыкой и нарисуют их. В качестве проверки домашнего задания можно показывать готовые рисунки детей, а остальная аудитория должна по ним узнать предложенное многозначное слово или словосочетание. Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета или визуального образа даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность задания следующего типа: сопоставление звука и цвета, выбери картинку, соответствующую музыкальному произведению.
На уроке «Картинки с выставки» Мусоргского включаем следующее задание. Дети знакомятся с историей создания произведения, его авторами, содержанием. После проделанной работы им было предложено из списка слов, соответствующих характеру музыки, выбрать те, которые больше подходят звучанию произведения: злая, стремительная, величественная, песенная, беззаботная, игривая и др. Пьесы, предназначенные для слушания, подбирались с учетом яркого образного содержания: «Баба Яга». «Гном», «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов».
После того как ключевое слово – образ - было найдено, дети должны были выбрать картинку – образ, соответствующую музыке. Таких примеров предлагалось 7. При такой работе учащиеся могут путать близкие по образу картинки. Однако это не стоит считать ошибкой. Поскольку творческий подход, атмосфера сотрудничества на уроке, свободы высказывания собственного мнения более приоритетны, нежели шаблонные ответы и страх ошибки. Так дети учатся осмысливать музыку, глубоко погружаться в нее, чувствовать связи разных искусств между собой, активизироваться во время восприятия музыкального произведения. Что способствует развитию самостоятельного креативного творческого мышления.
со световыми. Определением такого явления в практике музыканта является цветной слух, обладателями которого были известные композиторы. Назначением светомузыки является раскрытие сущности музыки посредством зрительных восприятий. Такая работа может проводиться с детьми на уроках музыки с целью получения подобного опыта. Предлагаю следующую методику ее проведения:
Детям для слушания даются разные музыкальные фрагменты, которые впоследствии в их сознании должны будут окрашены цветом. Цветовые сочетания могут ими выбираться как самостоятельно, так и по заранее готовым шаблонам – колоритам. В качестве музыкальных примеров может быть выбрана как музыка Римского-Корсакова и Скрябина (прелюдии). Как известно эти композиторы сами ассоциировали свои произведения с цветом. Интересным может стать опыт работы на уроке с современным музыкальным материалом. Так музыканты группы «Пинк Флойд», которые первыми, как известно, стали использовать световое и лазерное шоу, пиротехнику, эффекты, вдохновившись идеями психоделической музыки, смело использовали в своих шоу светомузыку. После анализа прослушанного, высказываний детей и дискуссии по этой теме, учителем может быть предложен цветовой вариант оригинала, с которым дети могут познакомиться в результате видео просмотра. Так цветомузыкальные ощущения детей и композиторов уместно сравнить, однако, не отдавая преимущества последним, а делая акцент на том, что ассоциации между слухом и зрением у всех людей всегда были разными. В работу на подобном уроке может быть включено рисование, раскрашивание готовых шаблонов, выбор предложенных цветов со шкалы, составление коллажей и др. Также учитель может познакомить детей взглядом на светомузыку науки психологии, учению о взаимосвязи эмоций и цвета (3):
Желтый и красный – ярко-сияющее, радостное
Пастельный зеленый и синий – пассивное, одностороннее
Коричневый и красный – впечатление диссонанса и грубости
Бежевый и коричневый – благородное, успокаивающее
Белый – чистота. Цвет энергичный, интенсивный.
Черный – натиск.
Зеленый – природа. Символизирует спокойствие, рассудительность.
Синий – гармония, аристократизм и элегантность.
Светло-голубой говорит о наивности и прямодушии.
Бордо – любовь.
Оранжевый – неврастеник. Свидетельствует о постоянной умственной активности и слабом характере.
Ярко-красный – уверенность. Отличается подвижностью, силой воли и напористостью вплоть до грубости.
Светло-желтый – хитрец. Символизирует неуверенность, осторожность, скрытность.
Фиолетовый – магия.
Подобная работа может быть продолжена в дальнейшем и проведены цветомузыкальные личностные тесты (5).
Таким образом, проблемные вопросы на уроках искусства призваны разбудить и мысль, художественную интуицию, образное видение и воображение учащихся. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки – средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.
при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания (4).
Урок музыки как предмет эстетического цикла позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности каждого ученика. Для получения положительного результата учителю необходимо хорошо усвоить технологию проблемного обучения и систематически применять ее на практике. Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях. Задача учителя – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.

Список источников информации
1.Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. / Ю.Б.Алиев. – М., 2000.
2.Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. / А.В. Брушлинский. – М.,1983.
3.Истратова, О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. / О.Н. Истратова. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2007
4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // АКТУ-АЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2010-01-21
5.Щекин, Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. / Г.В. Щекин. – Киев, 1990.

Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках «Искусство» в общеобразовательной школе в рамках реализации требований ФГОС ООО

Назад в раздел