Поиск по сайту

Результаты исследования «Использование цифровых лабораторий «Архимед» по физике, химии и биологии в ОУ Выборгского района.



Методист ГОУ НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга

Комиссарова М.Ю.



Целью данного исследования было выявить основные тенденции в использовании ЦЛ «Архимед» образовательными учреждениями, а также, определить круг возникающих при этом проблем у педагогов.

Были поставлены и последовательно выполнены следующие задачи:

1) Составление анкеты

2) Сбор информации о том, какие ОУ оборудованы ЦЛ «Архимед»

3) Распространение и сбор анкет.

4) Анализ полученных данных



1. При составлении анкеты вопросы составлялись исходя из следующих направлений:

· Получение данных о типе и количестве поставленного оборудования (также, о том, достаточно ли это количество), частоте его использования.

· Получение данных о том, в каких областях применяются ЦЛ (в каких классах и для каких форм образовательной деятельности), есть ли уже собственные методические разработки; об отношении к проводимым занятиям учащихся

· Получение данных о проблемах, возникших у тех, кто использует ЦЛ, а также, выявление основных причин, из-за которых ЦЛ не применяются.

2. Сбор информации о том, какие ОУ оборудованы ЦЛ «Архимед» были предоставлены работниками НМЦ и ОО Выборгского района.

3. Анкеты распространялись через ячейки ОУ в ОО, электронную рассылку, по факсу; некоторым учителям они были отданы лично в руки.

4. Несмотря на вышесказанное, анкеты были получены от 30 человек из 29 ОУ (из 36 ОУ, в которые анкеты были направлены). И, к сожалению, многие из анкет были заполнены не полностью, поэтому, к некоторым из полученных результатов, прилагаются сведения о том, сколько человек ответило на данный конкретный вопрос. Тем не менее, полагаю представленную выборку достаточной для достижения цели данного исследования.

· Из 29 ОУ 9 были оснащены ЦЛ «Архимед» только по физике, 13 - по химии и биологии и 7 – получили и тот и другой комплект.

· На вопрос о количестве поставленного оборудования ответило 27 опрошенных, из которых 23 имеют по 1 комплекту (от 8 до 16 ЦЛ) и 4 – по 2 комплекта (от 16 до 30); считают данное количество оборудования достаточным 20 человек (все 4, имеющие по 2 комплекта и 17, имеющие по 1); 6 человек считают недостаточным (у них от 8 до 14 ЦЛ) и 1 человек не смог определиться с ответом.

· При этом из 30 учителей еженедельно их применяют 3 человека, ежемесячно – 7, около 2ух раз в год – 9 и 11 человек их не применяет совсем. Таким образом, получается, что из 29 ОУ, имеющих ЦЛ, используют их 18 ОУ и 11 - нет (можно заметить, что из не использующих, 2 имеют как комплект по физике, так и по химии и биологии, 4 – только по физике и 5 – по химии и биологии). Однако здесь следует учесть тот факт, что основной причиной того, что оборудование ещё не используется, было названо то, что во многие ОУ поставки ЦЛ были произведены не так давно (декабрь 2008 – январь 2009). В настоящий момент, по словам опрошенных, идёт установка и наладка оборудования, а учителя проходят обучение. Среди других причин были названы проблемы с наладкой системы, узкая методическая база и нехватка навыков работы с подобным оборудованием.

· Следующие вопросы были нацелены на выяснение областей применения ЦЛ. Выяснилось, что наибольшее количество учителей проводят уроки с использованием ЦЛ «Архимед» в 10-11-х непрофильных классах (10 из опрошенных); далее – по уменьшению – в 8-9-х - 9 человек, 10-11-х профильных - 7 человек, в 5-7-х – 5 человек. При этом в 10-11-х применяют оба вида ЦЛ (по физике и по химии с биологией), а в 8-9х – в основном, по биологии. Здесь же надо сказать, что из 17 учителей, 15 отмечают положительное отношение учащихся к урокам с применением ЦЛ, и 2 – безразличие. Отрицательного отношения не заметил никто.

· Для чего, в основном, используют ЦЛ на уроках? В химии и биологии одинаковой популярно применение ЦЛ для демонстрационного эксперимента, проведения лабораторных работ в рамках учебной программы и использование на факультативных занятиях (по 9 опрошенных); 6 – на внеклассных мероприятиях по предмету, 5 – для постановки и решения экспериментальных задач и 4 – для проведения фронтального эксперимента. Среди опрошенных учителей физики, также, первое место (по 4 человека) занимают демонстрационный эксперимент и факультативные занятия; далее – по 3 человека используют для проведения лабораторных работ по учебной программе и на внеклассных мероприятиях по предмету; 1 человек – для проведения фронтального эксперимента. Постановка и решение экспериментальных задач не была отмечена ни одним из опрошенных учителей физики. На вопрос о наличии собственных разработок по использованию ЦЛ только 3 (из 20) ответили утвердительно (причём все они работают с ЦЛ по химии и биологии).

· В заключительной части исследования был очерчен ряд основных проблем, возникающих у использующих ЦЛ «Архимед»: Недостаток времени на подготовку и проведения урока отметили 17 человек; с техническими трудностями (среди которых проблемы с зарядкой аккумуляторов и сложности настройки) – 12 человек; информационные (такие как отсутствие подробных инструкций, методических пособий) ощущают 10. В качестве других трудностей были названы: нехватка часов по учебной программе, «узкий» характер лабораторных работ, а также - потребности в дополнительном оборудовании, в помощнике (лаборанте) для проведения занятий - 7 человек.

Поделиться:


Назад в раздел