Поиск по сайту

Синтаксис - это интересно!

Автор: Шидловская Т.С.


sh1.jpgПо мнению многих авторитетных исследователей, именно письменная речь наиболее важна в процессе закрепления и передачи знаний, в умственном развитии человека. «Письменная речь, - говорил Л.С.Выготский, - есть алгебра речи», поскольку она вводит «в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым и прежде сложившуюся психическую систему устной речи». А.Р.Лурия подчеркивал, что письменная речь является «новым и мощным орудием мышления, имеющим нередко значительно большие возможности, чем устная речь». «Письменная речь, - утверждал Б.Г.Ананьев, - выступает аппаратом членения и осознания строя языка», «играет решающую роль в развитии внутренней речи у школьника». Таким образом, чтение и письмо – основные виды деятельности, необходимые для планомерного и целенаправленного развития речи, когда у школьника расширяется словарный запас, формируются определенные стереотипы и лексической сочетаемости, и построения предложений, текста.

В этой статье хотелось бы остановиться на некоторых аспектах развития речи школьника посредством синтаксической работы на уроке, которую условно можно подразделить на три этапа: работа со словосочетанием, предложением, текстом. Необходимо сказать, что для развития грамотной речи такая работа должна вестись в течение всего курса обучения русскому языку, начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым. Конечно, она будет видоизменяться, усложняться, но при изучении различных разделов и тем курса синтаксическая работа, на мой взгляд, должна вестись постоянно и планомерно. Программой предусмотрены виды синтаксического разбора, которые периодически должен выполнять ученик в домашних заданиях, синтаксические пятиминутки на уроках. Мне же хочется предложить вниманию уважаемых коллег и сам принцип постоянной синтаксической работы, и некоторые задания.

Синтаксическая работа начинается в пятом классе после изучения основных тем в разделе «Синтаксис». Обязательным условием является выделение грамматических основ в каждом предложении, написанном в тетради по русскому языку, будь то домашнее задание или классная работа (все сложные случаи обсуждается в классе). Затем после изучения сложных предложений указывается вид предложения на полях (ССП, СПП, СБП). Тот же принцип сохраняется и при написании диктантов, из которого учащиеся выписывают либо по одному, либо по два словосочетания на каждый вид подчинительной связи (СУП). Очень скоро это становится привычным и превращается в устойчивый навык. К тому же учащиеся планомерно подготавливаются к усвоению более сложного материала в восьмом, девятом классах и, конечно же, к сдаче ГИА и ЕГЭ.

При изучении темы «Словосочетание» в этом учебном году я рискнула ввести в пятом классе понятие о видах связи, и постепенно ребята приучились указывать в словосочетании не только части речи, но и вид подчинительной связи: согласование, управление и примыкание (СУП). Так как на первом этапе изучения темы рассматриваются варианты словосочетаний с главным словом – существительным и глаголом, определялись такие виды подчинительной связи, как согласование и управление. При закреплении материала учащимся предлагалось записывать словосочетания в два столбика с обязательным устным объяснением: «Громадные ели», главное слово – «ели» - имя существительное, «ели» какие? «громадные», зависимое слово - «громадные» - имя прилагательное; существительное согласуется с прилагательным в падеже, числе и роде, поэтому вид подчинительной связи – согласование. «Тянуться по дороге», главное слово – «тянуться» - глагол, «тянуться» по чему? «по дороге», зависимое слово - имя существительное с предлогом в дательном падеже, единственном числе, женском роде; глагол управляет существительным, поэтому вид подчинительной связи – управление. Одновременно с устным объяснением у существительных и прилагательных выделяются окончания, над главным словом изображается крестик, рисуется стрелочка и над ней пишется буква «с» или «у».

Согласование Управление

Громадные ели (сущ. + прил. в И.п., мн.ч.)

Тянуться по дороге (гл. + сущ. в Д.п., ед.ч., ж.р.)

Гигантские кедры (сущ. + прил. в И.п., мн.ч.)

Освещать местность (гл. + сущ. в В.п., ед.ч., ж.р. )

Узкая тропинка (сущ. + прил. в И.п., ед.ч., ж.р.)

Хлестнуть веткой (гл. + сущ. в Т.п., ед.ч., ж.р.)

Словосочетание типа «существительное + существительное" предлагается вписать в одну из колонок и обосновать свой выбор. Позднее учащиеся осваивают словосочетания «глагол + наречие» с подчинительной связью примыкание, так как в разделе «Синтаксис» они знакомятся с этой неизменяемой частью речи (упражнение 126). Затем работа со словосочетанием продолжается в словарных диктантах, когда наряду с объяснением орфографии выделяются главное и зависимое слово, указывается вид подчинительной связи.

При изучении темы «Предложение» словосочетания выписываются из предложенных для разбора предложений:

Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.

1) Тонконогие осинки (сущ. + прил. в И.п., мн.ч.) - согласование.

2) Толпятся у опушки (гл. + сущ. в Р.п., ед.ч., ж.р.) - управление.

3) Толпятся застенчиво (гл. + н.) - примыкание.

Работа со словосочетанием и предложением, как уже говорилось, не должна прекращаться: регулярно учащиеся получают индивидуальные задания на дом (например, раз в неделю). Это могут быть задания:

· Составьте из данных слов предложение. Обратите внимание на окончания. Выпишите и разберите все словосочетания.

· Составьте из данных слов предложение. Если необходимо, изменяйте формы слов. Выпишите и разберите все словосочетания.

· Исправьте предложение, выпишите и разберите все словосочетания.

· Найдите в таком-то отрывке СПП, выпишите его, сделайте синтаксический разбор. Выпишите все словосочетания, сделайте их разбор.

Третий этап синтаксической работы — работа с текстом. Программой предусмотрено изучение всех типов и знакомство со всеми стилями речи уже в пятом классе. Помимо традиционных упражнений, в которых учащийся анализирует текст, определяет тему, выделяет главную мысль, делит его на абзацы, меня заинтересовало упражнение, в котором предлагается установить границы предложений, поставив знаки препинания (упр. 151). Привлекло, в первую очередь, то, что ребятам было интересно: они выполняли задание с удовольствием, как будто решали занимательную задачку. Из этого упражнения выросло целое направление работы по развитию речи, в основе которого лежит принцип разделения текста на предложения и распределения их в нужном порядке. Изначально берутся коротенькие тексты до пяти предложений, которые написаны вразнобой без знаков препинания на доске или изображены на экране, если это презентация. Перед ребятами встает вопрос: что это - разрозненные, никак не связанные друг с другом предложения или текст? При повторном прочтении учащиеся приходят к выводу, что перед ними все-таки текст: слова, предложения связаны одной темой. Затем после обсуждения, как правильно определить границы предложений, учащиеся приходят к выводу о том, что необходимо выделить грамматические основы. Вспомнив, что такое предложение, грамматическая основа, ребята подчеркивают подлежащее и сказуемое, выходя к доске по очереди. Это позволяет поставить точки, то есть определить границы предложений. Затем совместными усилиями распределяют предложения по порядку, для того чтобы получился текст. Как правило, пятиклассники с удовольствием участвуют в коллективном обсуждении, привыкая обосновывать свою точку зрения, поэтому работа проходит достаточно быстро и продуктивно. Заканчивается работа переписыванием текста в тетрадь с обязательным подчеркиванием: учащиеся комментируют предложения, выделяя не только грамматические основы, но и второстепенные члены предложения.

Такую работу можно проводить в игровой форме, разделив класс на команды. Главное не забыть отметить каждого положительными оценками в конце урока. Учащиеся получают по одному баллу (или «плюсу») за доказательный ответ с места или у доски (три балла или пять – «пятерка»).

Сейчас в школе широко используются ИКТ, поэтому эта работа, оформленная в виде презентации или на интерактивной доске, может превратиться в синтаксическую разминку, а может занимать целый урок и заканчиваться сочинением. Для создания определенной эмоциональной атмосферы, способствующей возникновению определенных ассоциаций, вначале можно использовать музыку, определенные звуки и, конечно же, определенные иллюстрации. Так, например, для работы с текстом «Утро в лесу» (из книги для учителя Г.А.Богдановой) ребята слышат звуки летнего леса, рассматривают картинки, перед написанием сочинения опять на несколько минут возвращаются к просмотру. Так рождается лирическое настроение, необходимое для творчества, а проведенная синтаксическая работа позволяет использовать исходный текст в качестве образца и написать свое коротенькое сочинение на данную тему. Чтобы занятие проходило веселее, можно использовать при пунктуационной работе изображения зверюшек, которые приносят или хранят знаки препинания, например, зайчик отвечает за точки, ежик — за запятые, белочка — за двоеточие. Конечно же, используется анимация.

sh2.jpg

Эти зверюшки могут стать героями всех презентаций аналогичной работы с текстами разных типов речи и разных стилей. Тогда работа будет проходить веселее, продуктивнее, и уже при появлении зайчика ребята будут понимать, что они должны расставить точки, при появлении ежика — запятые и т. д.

При синтаксической работе с текстами для расположения предложений в правильном порядке можно использовать и схемы, в которых указываются средства связи и виды связи предложений: последовательная и параллельная. Так, например, при изучении темы «Однородные члены предложения» (из книги для учителя Г.А.Богдановой) после завершения распределений предложений в необходимом порядке, учащиеся совместно с учителем составляют следующие схемы предложений:

Книга — наш советчик и друг. Из книг, журналов, брошюр мы узнаем много интересного о жизни на Земле. Над созданием книг трудятся писатели, художники, печатники. Труд их сложен, но важен и почетен. Ты помни об этом и береги книги!

sh3.jpg

Таким образом, учащиеся приучаются видеть грамматические связи предложений, оформленные наглядно.

В заключение обратимся к отрывку из стихотворения В.Суслова «Слушал шорох тишину» из методического пособия для учителей Г.А.Богдановой (Ведь стихи также могут с успехом использоваться при синтаксической работе). В пятом классе при изучении звонких и глухих согласных в разделе «Фонетика» этот отрывок читается одним из учащихся для иллюстрации шипящих. Вводится такое понятие, как звукопись. Мне показалось целесообразным использовать текст для синтаксической работы (оформление диалога, выделение обращений, развитие умения распознавать предложения по интонации и правильно ставить вопросительные и восклицательные знаки, многоточие).

Слушал шорох тишину. В тишине лесной глуши Шепот к шороху спешит, Топот по лесу шуршит.

- Ты куда?

- К тебе лечу.

- Дай на ушко пошепчу. Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

- Тише, шорох, не шурши, Тихо, шорох, не дыши! Слышишь, стихли камыши? Слышишь?

- Слышу...

По болоту Вышли цапли на охоту, Цапли ужинать спешат, Рыщут-ищут лягушат.

- Слышишь?

- Слышу...

Две букашки Спать устроились в ромашке, Под простынки влезть хотят, Лепестками шелестят.

- Навостри-ка уши, Тишину послушай!..

После выразительного чтения, обсуждения ребята выделяют грамматические основы, обращения, расставляют знаки препинания, выделяют реплики, работают у доски и переписывают в тетрадь. Стихи интересны тем, что нужно догадаться, кто с кем разговаривает, рассказывает ли Шепот о цаплях и букашках или Шорох стихает и слышит о том, что происходит в природе. В результате обсуждения учащиеся пытаются выделить главный вопрос стихотворения: что значит «слушать тишину»? В конце урока ребятам предлагается кратко (предложений пять-шесть) ответить на этот вопрос. Домашнее задание: выучить стихотворение для письма по памяти и нарисовать иллюстрацию, попытавшись отобразить все, о чем говорится в стихах. Очень интересно было наблюдать, как ребята рассказывали стихотворение наизусть со своим рисунком, с каким вниманием и уважением они слушали друг друга, а потом голосовали за лучшего чтеца и лучший рисунок.


Поделиться:


Назад в раздел