Поиск по сайту

Коррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи у первоклассников

Автор: Иванцова А.В., Матюхина А.В.


Ежегодное обследование состояния устной и письменной речи учащихся младших классов общеобразовательных школ, которое проводят учителя-логопеды школьных логопедических пунктов, выявляет группу детей, имеющих речевые нарушения, которые препятствуют успешному овладению школьной программой. Системный подход к диагностике устной речи первоклассников позволяет своевременно оценить уровень их речевого развития, выявить и классифицировать проблемы на более раннем этапе.

В ходе диагностики состояния речи первоклассников оценивается уровень сформированности звуко-слоговой структуры слова, фонематических процессов, оптико-пространственных представлений; владение лексико-грамматическими категориями родного языка. Как правило, результаты обследования показывают, что среди детей данной возрастной категории находится группа учащихся, нуждающихся в помощи учителя-логопеда в связи с выявленными речевыми нарушениями: фонетические нарушения речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие речи. Особое внимание нужно уделить первоклассникам с речевым недоразвитием, которое носит комплексный характер и касается нескольких компонентов языковой системы. Такие дети испытывают трудности в элементарном фонемном анализе, допускают ошибки при воспроизведении слов сложной звуко-слоговой структуры, допускают ошибки при образовании притяжательных прилагательных, при суффиксальном образовании новых слов, страдает и связное речевое высказывание. В зависимости от степени выраженности перечисленных трудностей, мы определяем у таких детей общее недоразвитие речи 3 уровня или нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР), которое более часто встречается среди учащихся общеобразовательных школ.

Занятия с первоклассниками с НОНР являются чрезвычайно важным направлением деятельности учителя-логопеда на школьном логопункте, так как зачастую продолжают коррекционную работу, начатую в детском саду; позволяют провести эффективную профилактику нарушений письменной речи или создать основу для коррекции чтения и письма.

Исходя из актуальности данного направления работы, учителя-логопеды структурного подразделения «Логопедический центр» ГОУ ЦПМСС Выборгского района Санкт-Петербурга подготовили и провели в 2010 году на базе ГОУ гимназия 622 городской научно-практический семинар «Профилактика и коррекция речевых нарушений у первоклассников в условиях школьного логопункта».

Одна из мастерских была представлена логопедическим занятием по коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи на материале русской народной сказки «Колобок». Цель занятия заключалась в развитии навыка слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры. Поскольку НОНР является все-таки системным речевым недоразвитием, в ходе занятия решался комплекс задач:

  1. Развитие навыка слогового анализа и синтеза, нахождения ударного слога.
  2. Развитие навыка согласования имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
  3. Развитие навыка словообразования относительных и притяжательных имен прилагательных.
  4. Развитие навыка практического употребления степеней сравнения качественных имен прилагательных.
  5. Развитие навыка составления предложения по схеме.
  6. Развитие общей и мелкой моторики и межполушарных связей.
  7. Развитие слухового и зрительного внимания.
  8. Развитие тактильного и оптического гнозиса.
  9. Развитие связной речи.
  10. Обогащение словаря.

Оборудование:

1. Компьютер и оборудование для демонстрации презентаций.

2. Наборное полотно.

3. Наборы счетных палочек для составления слоговых схем.

4. Набор слоговых карточек.

5. Раздаточный материал «Нарисуй двумя руками».

6. Фигурки героев сказки в мешочке.

7. Презентация с речевыми играми:

· «Нам не страшен серый волк»

· «Собираем слова из слогов»

· «Паутинка»

· «Паутинка 2»

· «Составляем предложения по схеме»

· «Угощение»

Конспект логопедического занятия по коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у первоклассников (второе полугодие)

План занятия

I. Организация начала занятия

1. Развитие оптического гнозиса. Сообщение темы занятия. Игра «Нам не страшен серый волк»

2. Развитие мелкой моторики и межполушарных связей. Игра «Нарисуй двумя руками»

II. Основная часть.

1. Развитие навыка слогового анализа и синтеза.

1) Синтез слов из слогов. Развитие навыка выделения ударного слога. Игра «Собираем слова из слогов»

2) Слоговые превращения.

2. Развитие навыка употребление степеней сравнения имен прилагательных. Развитие тактильного гнозиса. Игра «Волшебный мешочек».

3. Развитие навыка согласования имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.

4. Физминутка.

5. Образование притяжательных прилагательных. Развитие зрительного внимания. Составление предложений по схеме.

1) Игра «Паутинка».

2) Игра «Составляем предложения по схеме».

6. Образование относительных прилагательных. Согласование имен существительных и прилагательных. Игра «Угощение».

III. Итог занятия.

Ход занятия:

  1. Организация начала занятия
  1. Развитие оптического гнозиса. Сообщение темы занятия.

Рис.1 Игра «Нам не страшен серый волк»

sk1.jpg

-Какие герои спрятались от волка в кустах?

-Это герои каких сказок? (Колобок - герой сказки «Колобок»…).

-К нам пришел гость - герой одной известной русской народной сказки. Угадайте, кто это.

На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок

Покатился … (колобок).

-Вместе с нашим гостем мы будем сегодня делить слова на слоги и составлять слова из слогов, находить ударный слог, образовывать новые слова, составлять предложения по схеме и выполнять много других интересных заданий.

  1. Развитие мелкой моторики и межполушарных связей.

-Чтобы колобок докатился до каждого из вас, нарисуем его двумя руками. Правую половину колобка обводим по контуру, а левую – одновременно рисуем самостоятельно. Рисовать начинаем с двух черных точек. Таким же образом рисуем глаза, брови, нос, щеки, улыбку.

Рис. 2 Игра «Нарисуй двумя руками»

sk2.jpg

  1. Основная часть.
  1. Развитие навыка слогового анализа и синтеза.

1) Синтез слов из слогов. Развитие навыка выделения ударного слога.

Рис.3 Игра «Собираем слова из слогов»

sk3.jpg

-Посмотрите на плакат. В каких фигурах написаны слоги?

-Прочитайте слоги, написанные в солнышках.

-Соберите из этих слогов слово. (колобок)

(На слайде появляется изображение колобка. Аналогично составляются слова: бабушка, дедушка, заяц, медведь, лиса.)

- Посмотрите на картинки. Это герои какой сказки?

- Кого не хватает? (Не хватает волка.)

-Почему мы не собрали слово волк из слогов? (В этом слове всего один слог.)

-Возьмите набор палочек. Составьте слоговую схему слова бабушка.

-Сколько слогов? Назови слоги по порядку.

–Назовите гласные звуки. Сколько их? Как связано количество гласных и слогов в слове? Скажите правило.

-Назови 2-й слог, 3-й слог, 1-ый слог.( Логопед выставляет слоги на наборное полотно).

-Произнесите слоги.

-Произнесите слово с ударением на последний слог. Правильно звучит? Перенесите ударение на второй слог, на первый. Какой же вариант правильный? Назовите ударный слог. (Логопед прикрепляет знак ударения.)

2) Слоговые превращения.

-Замените 1-й слог в этом слове так, чтобы получилось название небольшого деревенского дома, в котором жил колобок (избушка).

-Какой слог убираем? (ба-) Какой слог поставим на его место? (из-) (Ученик убирает слог и выставляет новый.)

-Прочитайте получившееся слово.

-Какой слог ударный? Логопед прикрепляет знак ударения.

-Образуйте слово, близкое по значению к данному, в котором 2 слога. 1-й слог тот же, что и в слове избушка. (Если дети затрудняются ответить, даётся дополнительная информация.)

-Далее следует слог такой же как 1-й в слове бабушка. (изба)(Ученик составляет слово из слогов.)

-В чём различие значений этих слов?

-Напомните, из каких слогов состоит слово колобок. (Логопед выставляет слоги на наборное полотно.)

-Разделите на слоги слово лиса. ( Логопед выставляет слоги на наборное полотно.)

-Составьте слово, взяв 1-й слог из слова колобок и 2-й слог из слова лиса. (коса)

-Давайте проверим. (Ученик составляет слово из слогов.)

-Запишите в тетрадь героев сказки, в названии которых 3 слога. Разделите слова на слоги. Поставьте ударение.

-Какие слова записали? (бабушка, дедушка, колобок)

  1. Развитие навыка употребление степеней сравнения имен прилагательных. Развитие тактильного гнозиса- игра «Волшебный мешочек».

-Скоро вам предстоит узнать героев сказки с закрытыми глазами. Давайте сначала рассмотрим их. (Логопед показывает фигурки героев.)

-У кого длиннее хвост: у лисы или у волка? (У лисы хвост длиннее, чем у волка.)

-У кого более короткий хвост: у волка или зайца? (У зайца хвост короче.)

-Кто из животных толще?

-У кого самые длинные уши?

Игра «Волшебный мешочек».

(Ученики находят фигурку героя, ощупывают её пальцами и, называя признаки, угадывают героя сказки.)

3. Развитие навыка согласования имен существительных и прилагательных в роде и числе.

-А теперь давайте вспомним, каким характером, повадками отличаются наши герои.

Колобок (какой?) любопытный, доверчивый, самоуверенный

Заяц (какой?) трусливый, ловкий

Медведь (какой?) неуклюжий, косолапый

Волк (какой?) злой, голодный, хищный

Лиса (какая?) хитрая, умная, находчивая

По ходу беседы на слайде появляются имена прилагательные.

4. Физминутка

-А сейчас вместе с колобком отправимся в лес.

Только в лес мы вошли, появились комары.

Руки вверх над головой, руки вниз, хлопок, другой.

Мы идём, мы идём перед нами водоём.

Плавать мы теперь умеем, плавать будем веселее.

Раз-два, раз-два, позади теперь вода.

Мы шагаем, мы шагаем, и медведя мы встречаем.

Руки за спину кладем и вразвалочку идём.

Мы шагаем, мы шагаем, руки вверх мы поднимаем.

Дышим ровно, глубоко.

Где-то там из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим – на носочках пробежим.

Волка видим мы вдали.

Ну-ка, злой, не подходи!

Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседе, шалунишке.

Но закончилась игра, и учиться нам пора.

5. Образование притяжательных прилагательных. Развитие зрительного внимания. Составление предложений по схеме.

1) Игра «Паутинка».

Рис. 4 Игра « Паутинка»

sk4.jpg

-Проследите глазами по ниточке и определите, кто в каком домике живет. Назовите номер дома.

-Давайте проверим.

Рис.5 Игра «Паутинка 2»

sk5.jpg

-Как называется дом лисы? –Чья это нора? (Это лисья нора.)

-Как называется дом волка? –Чьё это логово ? (Это волчье логово.)

-Как называется дом медведя? –Чья это берлога ? (Это медвежья берлога.)

-Составьте предложения, используя слова-признаки наших героев.

2) Составление предложений по схеме.

Рис.6 Игра «Составляем предложения по схемам»

sk6.jpg

(Хитрая лиса живёт в норе.)

Аналогично составляются предложения про волка и медведя.

(Злой волк живет в логове). (Косолапый медведь живет в берлоге).

6. Образование относительных прилагательных. Согласование имен существительных и прилагательных.

-Колобок решил договориться с героями сказки. Чтобы они его не съели, он предлагает им ту еду, которую они любят: салат из моркови, рагу из мяса, мёд из цветов, филе из куры (появляются изображения блюд).

-Как сказать по-другому: салат из моркови – это какой салат? (морковный салат)

-Кому колобок предложит морковный салат? (Морковный салат колобок предложит зайцу.)

-Филе из куры – это какое филе? Кого им угостит колобок? (Колобок угостит куриным филе лису.)

(Цветочным медом лакомится медведь. Колобок угостит волка мясным рагу.)

Рис.7 Игра «Угощения»

sk7.jpg

  1. Итог занятия. Рефлексия.

-Герои какой сказки были в гостях?

-С каким бы еще героем хотел встретиться на занятии?

-Какое задание наиболее понравилось? Почему?

-Дома раскрасьте колобка.


Поделиться:


Назад в раздел