Поиск по сайту

О миссии воспитателя

Автор: Колесникова Ольга Борисовна, воспитатель ГДОУ № 37 Приморского района Санкт-Петербурга


Есть один город, который я очень люблю.

История, культура и величие этого города не оставляют равнодушным ни одного человека, кому не безразлично прошлое и кто способен чувствовать красоту. Может быть, поэтому именно туда ведут все дороги, в Рим…

А ещё в этом городе есть много сакральных мест, одно из которых Святая лестница. Эту лестницу привезла Елена, мать императора Константина, из Иерусалима, и по ней Иисус Христос поднимался в дом Понтия Пилата.

По этой лестнице можно подняться, но только на коленях. И каждая ступень – это молитва и прощение одного греха.

Когда все ступени пройдены с тобой что-то происходит, и ты начинаешь рыдать. Не от боли, а от очищения, просветления, ощущения Бога в душе и ДОБРА.

Сделать мир хоть чуточку добрее. Такой была миссия Спасителя.

И такую же миссию выполняют воспитатели, люди, в чьих руках находится маленькая детская душа, а через неё и будущее человечества.

Давайте представим, что лестница - это путь, по которому идёт воспитатель, чтобы исполнить свою миссию. А ступени - это моменты мудрости и откровения жизни, которые он постигает сам, и которым учит своих воспитанников.

Четыре ступени этой лестницы мы пройдём прямо сейчас, а помогать нам будет великий, и очень добрый человек, Д.С. Лихачёв.

Давайте подумаем, с чего начинается путь? Наверное, он начинается с цели, которую человек выбирает в жизни и тем самым даёт себе оценку.

По тому, ради чего живёт человек, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Например, если человек ставит цель – приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи…

И, на самом деле, на этом пути он испытывает гораздо больше огорчений, чем радости, и рискует всё потерять.

А если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать страдания, давать радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит цель, достойную человека.

А что может потерять человек, который совершает добрые поступки и радуется каждой возможности это сделать? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не от головы.

И тогда есть надежда, что миссия воспитателя выполнима и мир станет хоть чуточку добрее.

Вторая ступень – это забота людей друг о друге, которая складывается из очень важных качеств человека: сострадание, сочувствие, сопереживание.

Это конкретные поступки - накормить ребёнка и пожалеть, если плачет,

перевести через улицу старика, уступить место в метро или подать руку,

поделиться с тем, кто нуждается, поддержать добрым словом, улыбкой, участием.

А ещё - это умение не мешать друг другу:

Не включать громко телевизор, когда кто-то занимается, или спит.

Не чавкать за столом, не класть звонко вилку на тарелку, не расставлять локти на столе, быть опрятно одетым, потому, что всё это уважение к окружающим.

Кто-то скажет, ну вот, нашла о чём говорить, всё это простые, обыденные мелочи.

Но, к сожалению, мы об этих мелочах часто забываем, а между тем из них складывается жизнь.

Всё это самые простые правила поведения, которые должны быть сдержанными и красивыми. И в их основе лежит забота- забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Забота- это маленький и очень простой шаг для человека, но большой и очень важный шаг для человечества.

И тогда есть надежда, что миссия воспитателя выполнима и мир станет хоть чуточку добрее.

Давайте подумаем, что ещё важно в воспитании и маленького и большого человека.

Мне кажется, что это интеллигентность. И мы поднимаемся на ступеньку выше.

Человек должен быть интеллигентным.

Это его социальный долг. Это долг и перед самим собой. Это залог личного счастья, которое предохранит в жизни от грубости и хамства, и гарантия того, что рядом будут находиться хорошие, добрые люди.

Многие думают, что интеллигентный человек это тот, кто много читал, получил образование, много путешествовал и знает несколько языков. А между тем можно всё это иметь и быть неинтеллигентным, а можно ничем этим не обладать, а быть внутренне интеллигентным человеком, тем:

Кто способен уважать и себя и другого человека, его мнение, культуру и вероисповедание.

Кто умеет договориться и пойти на компромисс.

Кто признаёт права другого человека быть таким, какой он есть.

Кто умеет сомневаться, слушать и слышать другого.

Интеллигентный человек не обидит, не оскорбит, даже если сделали больно.

И во всех, даже самых трудных обстоятельствах останется человеком.

Быть интеллигентным - значит не мусорить вокруг себя - ни окурками, ни руганью, ни дурными помыслами.

Быть интеллигентным - значит уметь незаметно (именно незаметно) помочь другому.

И тогда есть надежда, что мир станет хоть чуточку добрее.

Ну и ещё одна ступень - это наши человеческие ошибки.

В жизни всякое бывает, и победы и поражения. Нет человека, который бы не проигрывал и не ошибался.

Есть один вид спорта, который всегда интересно смотреть - это фигурное катание.

Кроме того, что оно зрелищно, красочно, музыкально, танцевально, оно учит искусству ошибаться.

Всегда восхищает, как спортсмен исправляет ошибки прямо во время танца. Упал, встаёт и продолжает танцевать, как и не было падения. И это огромное искусство.

Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше. И надо уметь признаваться себе в ошибках и немедленно их исправлять. А окружающим необходимо реагировать так, как реагируют зрители на соревнованиях, награждая упавшего и нашедшего в себе силы встать спортсмена, радостными аплодисментами.

И тогда есть надежда, что миссия воспитателя выполнима и мир станет чуточку добрее.

На этой ступени мы остановимся. Пусть дальше каждый педагог идёт самостоятельно. Не будем ему мешать. А чтобы путь был светлым есть очень простые и мудрые «Письма о добром». Я думаю, что Дмитрий Сергеевич будет рад, если мы вспомним отрывок из его последнего письма.

«Что же самое главное в жизни?..

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы…

В жизни надо иметь служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

Счастья достигнет тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно.

Находите сами для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца.

А я помашу вам вслед…».

И может тогда мир станет хоть чуточку добрее…


Поделиться:


Назад в раздел