Поиск по сайту

Из опыта организации платных услуг в гимназии № 61 Выборгского района Санкт-Петербурга

Автор: Казеева Т.А.


На пороге 2012 год. И мы все, руководители ОУ, задумались, как будем существовать в условиях новых реалий, то есть 83-ФЗ. Немаловажную роль в обеспечении школы, детского сада имеет деятельность , приносящая дополнительный доход. Сегодня я хочу рассказать об опыте организации дополнительных образовательных услуг в нашей гимназии.

Необходимо обратить внимание на то, что внебюджетная деятельность образовательного учреждения, называемая ранее «предпринимательская и иная приносящая доход деятельность», согласно Закону №83-ФЗ стала называться «приносящая доход деятельность» - внесены соответствующие изменения в ст. 47 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». То есть соотнесения внебюджетной деятельности с предпринимательской не происходит. Все ОУ вправе оказывать платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и гос. образовательными стандартами.

Платные услуги могут быть реализованы ОУ населению, предприятиям, учреждениям и организациям «постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным ценам» (подп. «б» п.11 ст.3 Закона № 83-ФЗ). Как правило, мы оказываем такие услуги учащимся, как своей школы, так и тем, кто хочет заниматься по предложенным программам.

Платные услуги ОУ являются частью хозяйственной деятельности и регулируются: налоговым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, с учетом изменений, вносимых Законом № 83-ФЗ, Уставом учреждения, нормативными правовыми актами РФ, а также субъекта РФ (см. приложение № 1). Однако, необходимо учитывать, что данная деятельность не должна противоречить иным федеральным законам.

Виды платных услуг, которые может реализовывать ОУ, регламентируются различными нормативными актами.

Так, в соответствии с п.1 ст.45 Закона РФ «Об образовании» к ним относят: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др. Вместе с тем, мы должны помнить, что данные программы не должны повторять учебные программы, финансируемые за счет бюджета.

В нашей гимназии оказание такого рода услуг ведется с 1998 года. За это время претерпевали изменения предложенные программы. Так, начинали мы с различных развивающих курсов английского языка. Сегодня мы предлагаем программы, практически, по всем предметам, интересующим учащихся и их родителей. (См. приложение № 2).

Образовательные программы платного дополнительного образования отдельно не лицензируются, однако, они должны быть включены в приложение к лицензии ОУ. На этом основании данный вид деятельности мы можем предлагать как платно, так и бесплатно.

Реализация платных услуг ОУ осуществляется на основании договоров, которые заключаются с родителями (законными представителями). Примерных форм договоров такого типа опубликовано множество. Поэтому мы не будем останавливаться на этом подробно.

Немного о цене на платные услуги.

Плата и условия при оказании одних и тех же услуг ОУ формирует самостоятельно. На это влияют различные факторы: имидж школы, или детского сада, востребованность услуг, благосостояние населения, качество их предоставления и т.п. однако нужно помнить, что поскольку дополнительные услуги добровольные и не носят массовый характер, формирование цены носит рыночный характер, и различается в различных видах ОУ. Рекомендуется назначать цену на различные услуги одинаковой в одном ОУ.

Оплата этих услуг производится различными способами: в самом ОУ (при наличии кассового аппарата), в учреждениях банка и т.п. Все полученные от такой деятельности средства согласно подп.4 и 19 ст.33 Закона №83-ФЗ учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности, пользуясь при этом иными нормативными актами для расходования бюджетных средств (см. приложение № 3).

Пятый год на базе нашей гимназии работает районный ресурсный центр по обучения руководителей ОУ вопросам финансово-хозяйственной самостоятельности. Регулярно мы проводим мероприятия по различным вопросам этого направления деятельности, выпускаем методические рекомендации, а также проводим индивидуальные консультации. Всё больше и больше внимания уделяют руководители вопросам, затрагиваемым в данной статье. Ведь от реализации платных образовательных услуг учреждения получают не только финансовый доход, но и поднимают престиж самого учреждения, потому что, как правило, программы предлагаемые дополнительно, существенно отличаются от основных: они имеют развивающий характер, помогают раскрыть творческие способности учащихся, подготовиться к дополнительным конкурсам, познакомиться с интересными людьми. Кроме этого, в период подготовки таких программ активизируются творческие способности учителей: им нужно создать не только интересную программу, но и разработать методику её преподавания. Безусловно, всё выше перечисленное предполагает наличие творческого, заинтересованного коллектива и грамотного руководителя. Поэтому, развивая дополнительные образовательные услуги, каждый учитель совершенствуется сам.



Приложение № 1.

Нормативная база для осуществления платных дополнительных услуг в школе: 1. Устав школы.
2. Лицензия.
3. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования.

4. Положение об образовании и распределении доходов от внебюджетной деятельности.

5. Индивидуальные договоры между Исполнителем (школой), Потребителем (учащимся) и Заказчиком (родителями).

6. Индивидуальные договоры между Работодателем (школой) и Исполнителем (учителями).

7. Учебные программы курсов (лицензированные).

8. Журнал учета посещаемости и прохождения программы (приравнивается к акту выполненных работ).

9. Служебная записка о согласовании проведения дополнительных платных образовательных услуг с учредителем.

10. Штатное расписание, табель учета рабочего времени, приказы по оплате труда, расписание проведения платных услуг, отчеты о поступлении и расходовании внебюджетных средств.

Приложение № 2.

Перечень платных образовательных и сопутствующих услуг, предоставляемых Гимназией № 61 в 2010/11 уч. г. :

№п/п

Наименование платной образовательной услуги

Количество часов в неделю

Классы

1.

Английский язык по программе «Шаг за шагом»

2 час.

5-е

2.

Английский язык по программе « Я хочу и буду знать английский»

2 час.

6-9-е

3.

Английский язык по программе

« Читай. Учи.Рассуждай.»

4 час.

10-11-е

4.

Немецкий язык по программе « Немецкий с удовольствием»

2 час.

7-9-е

5.

Французский язык по программе «Счастливый французский»

2 час.

7-8-е

6.

Информационные технологии по курсу «Основы информационных технологий»

1 час.

5-7-е

7.

Ритмика/ фольклор

1 час./1 час.

5-е

8.

Математика по программе «Современные тенденции развития математики»

1 час.

6-9-е

9.

Русский язык по программе «Актуальные проблемы русского языка»

1 час.

2 час.

6-е

9-11-е

10.

Литература по программе «Русская литература XIX века в аспекте мировой художественной культуры.»

1 час.

6-7-е

11.

Курсы по подготовке в 5-ый класс на конкурсной основе по программе «Играем.Развиваемся.Учим.»

2 час.

1 час.

1 час.

Англ.язык

Русский язык

Математика

12.

Спортивные игры

1 час.

5-11-е


Поделиться:


Назад в раздел