Поиск по сайту

Формирование толерантности у неслышащих учащихся (из опыта работы школы-интерната)

Автор: Дзнеладзе Л.Н.


Проблема воспитания толерантности в настоящее время одна из самых актуальных проблем из-за роста агрессивности, насилия, нетерпимости и конфликтности в обществе.

В широком смысле слова толерантность, или терпимость, – это способность понять и принять людей, которые отличаются в некотором отношении от большинства или не придерживаются общепринятых мнений и норм поведения.

В подростковом возрасте восприятие любого «иного» часто становится причиной противопоставления групп и одиночек. Таким образом, речь о толерантности можно вести как на межкультурном, так и на внутрикультурном уровне.

В ГОУ школе-интернате (I вида) № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга, в течение нескольких лет ведется систематическая работа по теме «Толерантность в школе». Педагоги активно работают с комплектом информационно-справочных материалов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» (СПбАППО), который разработан в рамках Программы «Толерантность» для гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и укрепления толерантности в Санкт-Петербурге.

Материалы «Этнокалендаря» дают возможность педагогам реализовать предложенные темы на уроках, классных часах, в ходе бесед и внеклассных и внешкольных мероприятий.

Ежегодно в школе-интернате отмечаются такие даты, как:

ü День толерантности,

ü День прав ребенка,

ü День прав человека,

ü День народного единства.

Интересно прошли и были познавательны для детей общешкольные мероприятия:

ü «Все флаги в гости к нам» (выставки рисунков, плакатов, стенгазет, викторины и конкурсы, сообщения учащихся о национальных особенностях разных стран);

· «Все мы разные, но мы живем на одной планете» (танцы и игры народов мира в 1-5 классах);

· «Мир не тесен, если жить душа в душу» (традиции и обычаи разных стран в 6-10 классах);

· «Путешествие Деда Мороза по миру» (особенности празднования Нового года в странах мира в 1-5классах).

В апреле 2011 года было проведено занятие «Дерево толерантности» в старших классах (9-11 классах), целями которого стали:

ü закрепление определения термина «толерантность», углубление понимания его значения;

ü знакомство учащихся с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

ü демонстрация того, что каждый человек представляет собой индивидуальность.

Занятие проводилось в форме командной игры с коллективным решением сюжетно-ролевых задач и проблемных вопросов.

Во время мероприятия использовались: интерактивная доска, презентации, карточки с вопросами и заданиями, инсценировки, тестовые задания, проводилась викторина и др.

За неделю до занятия учащиеся классов получили домашнее задание по разным направлениям. Учителями-дефектологами на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи была проведена серьезная работа по отработке словаря, внятности и понятийной стороны речевого материала. Классные руководители активно помогали учащимся в подготовке инсценировок, которые позволили учащимся глубоко проникнуть и почувствовать суть конкретной проблемы.

На занятии учащиеся вспомнили определение «толерантности», обобщили собственные представления о толерантности в виде схемы. Инсценировки по темам: «Любовь и добро в нас самих», «Две дороги», «Цветная викторина» – лишний раз подтвердили, что отношения в обществе между знакомыми и незнакомыми людьми строятся на принципах добра, милосердия, уважения, терпимости, понимания, чуткости, доброжелательности и гуманизма.

Есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Учащиеся, работая в группах, пытались разобраться с основными чертами толерантной и интолерантной личности, высказывая и объясняя свое мнение. При этом, каждый класс старался соблюдать правила толерантного общения: уважай собеседника, старайся понять другого, тактично отстаивай свое мнение, будь справедлив, учитывай интересы другого.

Учащимся тема занятия была интересна, они охотно участвовали во всех его этапах, демонстрируя знания, полученные в ходе всей предыдущей работы педагогов.

На протяжении всего мероприятия на доске к символичному «Дереву толерантности» без листьев прикреплялись листочки, с разнообразными качествами толерантной личности. На занятии ребятам предлагалось выполнение разных видов работ: инсценировки, ответы на вопросы, выполнение заданий на карточках, а итогом стало анкетирование участников, из которого выяснилось, что дети осознают неодинаковость людей, имеют представление о толерантном поведении в условиях конфликта интересов и проявляют потребность к развитию мышления, внимания и памяти.

Учитывая психо-физические особенности глухих детей, работа по воспитанию толерантности будет продолжаться среди разновозрастных групп учащихся на внеклассных и общешкольных мероприятиях. Эта работа в нашей школе приносит свои плоды – среди учащихся нет межнациональных конфликтов, нет агрессивных проявлений в межличностных отношениях друг с другом. Дети дружелюбны, охотно вступают в контакт, приветливо встречают новичков.

Таким образом, можно говорить о реальном становлении толерантного мышления у неслышащих учащихся нашей школы-интерната, об их психологической готовности к взаимодействию с людьми разных национальностей, интересов и мировоззрения.


Формирование толерантности у неслышащих учащихся (из опыта работы школы-интерната)

Назад в раздел