Поиск по сайту

Учебная фирма как образовательная технология (из опыта использования в ГОУ № 518)

Автор: Десятова Н.А.


Идея о практическом изучении экономических взаимосвязей с помощью модели предприятия появилась еще в XVIII веке. С тех пор получили развитие разные модели. Наиболее известной стала модель Пражской торговой академии, разработанная профессором Оденталем. Он делил класс на четыре группы, которые осуществляли различные коммерческие операции. Одна группа ведала банком, другая — транспортно-экспедиционным агентством, две другие занимались складами. Школьники избирали правление, назначали доверенных лиц, бухгал­тера и других сотрудников. Они вели бухгалтерский учет, проводили через банк платежи, руководствуясь в своей работе коммерческим планом. В 70-е годы XX века учебные фирмы заняли свое место в системе повышения квалификации взрослых. Начиная с 80-х годов, резко повы­шается число учебных фирм и в системе школьного и профессионального образования.

Учебная фирма, как модель реального предприятия, является обра­зовательной технологией, которая сегодня успешно применяется более чем в 40 странах и как образовательная технология, позволяет отра­ботать теоретические знания и умения учащихся, полученные в рамках основных и специальных дисциплин в соответствии с профилем учеб­ного заведения. В сфере профессионального образования и повышения квалификации взрослых во всем мире сейчас существует около 4000 учебных фирм, объединенных в национальные и международные сети. В рамках проекта технология была адаптирована и внедрена в деятель­ность учебных учреждений Санкт-Петербурга и создана сеть учебных фирм. Управление учебными фирмами в сети осуществляет Централь­ный офис, созданный на базе факультета довузовской подготовки и профориентации Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов. Популярность этой формы обучения среди уча­щихся, родителей, преподавателей, ее своевременность и жизнеспособ­ность предопределили дальнейшее развитие и расширение сети учебных фирм в Санкт-Петербурге и других городах России. На сегодняшний день почти в 20 учебных учреждениях работают более 40 учебных фирм.

Сегодня вряд ли подлежит сомнению тот факт, что в условиях пере­хода к рыночной экономике необходимо преодолеть разрыв между про­фессиональным образованием и реальным миром труда, в котором совре­менный работодатель предъявляет жесткие требования к профессио­нальным и личным качествам работника. Перед каждым учреждением профессионального образования, желающим успешно работать на рынке образовательных услуг, сегодня встает вопрос, как обеспечить качество обучения выпускников, востребованных на рынке труда, как следует организовать обучение, чтобы подготовить молодых людей к работе в новых экономических условиях. Образовательная технология «Учебная фирма», основывающаяся на принципе «делая – познаю», когда теория бизнеса изучается через практику, помогает достигать эту цель. Ориентированный на будущую практическую деятельность тренинг учащихся в учебных фирмах, знакомство с экономическими процессами и рабо­чими процедурами является хорошей подготовкой к вступлению в про­фессиональную жизнь. Ожидания учащихся становятся ближе к реаль­ности и могут быть легче претворены в жизнь. Работа в учебных фирмах позволяет учащимся не только существенно углубить свои экономи­ческие и коммерческие знания, но также развить ключевые или со­циальные навыки. Речь идет о таких качествах работников, как комму­никабельность, ответственность, самостоятельность, творческий подход к решению проблем, способность к самообучению на рабочем месте.

des1.jpgdes2.jpgНаша школа, в которой работали 2 учебные туристские фирмы, стала местом, где можно развивать социальные способности учащихся в процессе общения с «коллегами по работе» и «сотрудниками», учащимися других учебных фирм. Она стала со­циальной средой, в которой учебная фирма выполняла функцию связующего звена между школой и окружающим ее миром — реальными предприятиями, другими учебными фирмами, как в своей стране, так и за рубежом. Большое значение для успешной работы учебной фирмы стало сотрудничество с реальными предприятиями. И не просто предприятиями, а фирмами родителей. Над нашими учебными фирмами взяли шефство реальные предприятия. Они оказали учеб­ным фирмам финансовую помощь, организовали проведение экскурсий на предприятиях, помогли с организацией рекламных акций. На первой выставке, проведенной на Кировском заводе, мы привлекали гостей к нашим стендам, угощая пирожками и морсом нашего спонсора.

Связь с учебными зарубежными фирмами повышает языковую компетенцию учащихся, они получают возможность знакомиться с социальными, культурными и экономическими особенностями партнерских стран.

Учебная фирма является местом обучения, где происходит имита­ционное моделирование деятельности предприятия со всеми присущими ему организационными формами и рабочими процессами. В учебной фирме деятельность предприятия имитируется с образовательными целями. Теория бизнеса изучается через практику. Работая в учебной фирме, учащиеся приобретают навыки предпринимательства, менедж­мента, бухгалтерского учета, делопроизводства, коммуникативные навыки, навыки работы в команде, необходимые работникам всех произ­водственных структур — от предпринимателя до исполнителя.

Сильной стороной учебной фирмы являются ее контакты с другими учебными фирмами. Так же как предприятия в реальном рыночном хозяйстве, учебные фирмы находятся в коммерческих отношениях друг с другом, входя в сеть учебных фирм в своей стране или в международную сеть учебных фирм. Через эту сеть учащиеся знакомятся с экономичес­кой культурой партнеров в своей стране и за рубежом. На основе своих деловых контактов с зарубежными учебными фирмами они устанав­ливают партнерские отношения между школами, что приводит к совместным проектам и школьному обмену.

В учебной фирме учащиеся осуществляют основные коммерческо-административные виды деятельности, начиная от оформления всех необходимых документов до предоставления услуг и покупки и реализации товаров. Учащиеся проводят телефонные переговоры, ведут дело­вую переписку, принимают и обслуживают клиентов, оформляют заяв­ки, финансовые документы, совершают сделки с другими учебными фирмами. При этом вся деятельность должна производиться с учетом существующего законодательства и правовых норм. Разумеется, учебная фирма не продает реальные товары и услуги и не располагает реальными деньгами. Но в учебной фирме, как и в любом реальном предприятии, есть отдел кадров, секретариат, бухгалтерия, отделы маркетинга, продаж, логистики. Учащиеся «работают» директорами фирм, начальниками от­делов по персоналу, продажам и закупкам, специалистами по марке­тингу и рекламе, бухгалтерами, используя в работе современные инфор­мационные и коммуникационные технологии и осваивая все производст­венные виды деятельности, работая по очереди в разных отделах.

Основной задачей профессионального образовательного учрежде­ния является формирование и развитие у учащихся комплексной систе­мы навыков и компетенций, позволяющих им успешно реализовывать себя в выбранной профессии. Эффективное решение этой задачи предпо­лагает широкое применение активных методов и технологий обучения, самостоятельное место среди которых занимает «Учебная фирма».

Главная особенность образовательной технологии «Учебная фир­ма» состоит в том, что обучение организуется в специфической среде, имитирующей деятельность реальных фирм и компаний различных от­раслей.

В этом случае суть дидактической концепции заключается в эффек­те «погружения» учащихся в процесс принятия хозяйственных реше­ний, в котором реальная ситуация имитируется с образовательными целями.

Рабочие места в учебной фирме и обязанности учащихся соответст­вуют рабочим местам и функциональным обязанностям сотрудников реальных предприятий. Например, в бухгалтерии учебной фирмы уча­щиеся выполняют всю необходимую учетную работу, начисляют зара­ботную плату, налоги, ведут банковские и кассовые операции, форми­руют баланс и бухгалтерскую отчетность. В отделе продаж учащиеся занимаются всеми операциями по продаже продукции. Учащиеся отдела маркетинга разрабатывают рекламу, каталоги, формируют цены, готовят выставки и ярмарки, т.е. выполняют все необходимые практи­ческие действия, соответствующие требованиям образовательного стан­дарта по конкретной специальности. Таким образом, в учебной фирме происходит совершенствование и закрепление профессиональных и ключевых умений и навыков, а сама работа в учебной фирме — это важ­нейший элемент практической работы, так необходимой для будущей профессиональной деятельности учащегося.

Основной целью реализации образовательной технологии «Учеб­ная фирма» является развитие у учащегося таких профессиональных навыков и компетенций, которые повышают его конкурентоспособность на современном рынке труда и способствуют развитию его творческого потенциала и индивидуальных способностей.

Результатом включения технологии «Учебная фирма» в образова­тельный процесс является интеграция системы знаний, накапливаемых учащимся за весь период обучения. Происходит переход от предметного знания к системному, основанному на целостном восприятии проблемы и поиску различных вариантов ее решения. В результате меняется поведение самого учащегося, растет его адаптационный потенциал, пассивное накопление знаний заменяется активным их использованием и развитием в процессе практической деятельности учащихся.

Это позволяет эффективно преодолевать разрыв между профес­сиональным образованием и рынком труда.

Хорошо организованная учебная фирма должна обеспечивать решение следующих задач:

• формирование навыков конкретных видов деятельности на рабочем месте при помощи имитации ситуации работы реаль­ной фирмы;

• организация занятий и деятельности, направленных на ак­тивное поведение обучающихся, связанных срешением прак­тических задач;

• овладение новыми технологиями, в том числе информацион­ными и коммуникационными;

• ознакомление с коммерческой и другой деятельностью в биз­несе, торговле, в обществе в целом как внутри страны, так и за рубежом;

• развитие ключевых навыков — самостоятельности, творчес­кого отношения к работе, умения принимать решения, работы в команде, способности разрешать конфликты, ком­муникабельности;

• совершенствование владения иностранным языком;

• получение опыта работы с реальными фирмами без участия в реальном бизнесе.

Таким образом, образовательная технология «Учебная фирма» открывает широкие возможности для использования на практике теоретических знаний и приобретения профессиональных и ключевых (социально-значимых) навыков, что является очень важным для адаптации молодого специалиста на рынке труда.

Список литературы

1. Инновации в профессиональном образовании и обучении. Завгородняя А.В., Борисова Г. В., Архангельская С. В., 2004 г.


des3.jpg


des4.jpg

des5.jpg


Учебная фирма как образовательная технология (из опыта использования в ГОУ № 518)

Назад в раздел