Поиск по сайту

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (методическая разработка)

Автор: Ларина Л.Г. учитель-дефектолог, ГДОУ детский сад № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга


Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования».

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна:

· основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

· предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

· Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

«Совместная игра детей и взрослого строится на основе сюжетно-событийного принципа, когда все ее участники включаются в большую игру-проживание, содержащую в себе ряд игровых событий, связанных между собой сюжетной линией определенной тематики. Сюжет представляет собой целостный (содержательно завершенный) фрагмент воображаемой жизни, носителями которой являются взрослые, дети и игровые персонажи».

Сценарий совместной деятельности в младшей группе

по сказке Сутеева В.К. «Капризная кошка»,

После чтения сказки В.К.Сутеева «Капризная кошка» с детьми организуется совместная образовательная деятельность.

Цель: более глубокое осмысление сказки, формирование интереса к литературным произведениям и эмоциональному сопереживанию детей, развитие внимания и памяти детей (через побуждение к припоминанию событий и их последовательности), активизация словаря детей, диалогической речи, привлечение к участию в разрешении проблемно-игровых ситуаций.

В совместной деятельности решаются и коррекционные задачи:

1. Совершенствовать образы представления:

· учить узнавать силуэт предмета по слову, соотносить слово и образ;

· активизировать представления о форме и цвете, точно называя их, составлять ритмическую последовательность, чередуя основные цвета и формы.

2. Обогащать опыт практических действий с предметами, развивать сенсорно-моторные способности: точность, ловкость, ритмичность, координацию.

Создание условий в группе для совместной деятельности.

В разных частях групповой комнаты расположены: крупные модули, удочки и рыбки (на магнитах), цветные ведра (основных цветов), плоскостные изображения геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), цветные магниты, изображения домашних животных (на картинках). Большая мягкая игрушка – кошка, магнитофон, прибор заливки цветом (прибор, меняющий и фиксирующий цветовое пятно на стене с помощью регулятора), проектор мультимедийной установки.

Игровые ситуации.

1. Сюрпризный момент (появление кошки).

2. Строительство дома для кошки из крупных модулей.

3. Дидактическая игра «Продолжи ряд» Выкладывание дорожек из цветных геометрических форм.

4. Магнитная игра «Ловим рыбу».

5. Пальминг «Цветная водичка»

6. Дидактическая игра «Узнай по силуэту» (использование проектора мультимедийной установки).

7. Речевая игра с движением «Все котятки мыли лапки».

Сценарий совместной деятельности.

После завтрака, когда дети играют в самостоятельные игры, кто-то громко постучал в дверь.

Педагог:

Дети, послушайте, кто это к нам просится в гости? (из-за двери доносится мяуканье кошки). Затем появляется красивая игрушка – кошка. Дети начинают подходить к педагогу и кошке.

Педагог:

Здравствуй, кошечка. Заходи в группу, давай знакомиться (дети знакомятся с кошкой, называя ей свое имя).

Педагог: А у тебя есть имя?

Кошка: Угадайте, как меня зовут? (слушает варианты ответов детей). Меня зовут Мурка.

Педагог: А мы с детьми читали сказку о тебе. Дети, как она называлась?

Дети: «Капризная кошка».

Педагог: Дети вы хотите, чтобы Мурка осталась у нас? Пригласите ее.

Дети: Мурка, оставайся с нами.

Кошка: А где же я буду жить?

Дети: А мы тебе дом построим. (Строим дом из больших модулей, соблюдая поэтапную последовательность строительства: фундамент, стены, крыша).

Дети спрашивают Мурку: Понравился ли ей дом, и снова предлагают остаться в саду.

Кошка (продолжая капризничать): Нет, а где же я буду гулять? У меня нет дорожек.

Педагог: Мы сейчас построим дорожку из цветных кирпичиков, чередуя их по цвету и форме. (Дети выполняют). Педагог наблюдает, помогая в случае затруднения, постоянно побуждая детей к общению с кошкой Муркой.

Дети спрашивают Мурку, понравились ли ей дорожки и снова предлагают ей остаться в группе.

Кошка: Нет, не останусь. А что же я буду есть?

Педагог: А что едят кошка? Ответы детей: молоко, мышек, рыбу.

Педагог: Вотя вижу пруд. А в пруду плавают разноцветные рыбки. У нас даже удочки здесь есть.

Игра «Поймаем кошке рыбку».

Дети угощают кошку и предлагают ей остаться.

Кошка: Я устала и хочу немножко отдохнуть.

Педагог: Мы тоже устали: столько дел переделали. Давайте отдохнем все вместе. Пальминг – отдых для глаз.

На стену с помощью прибора Цветной заливки проецируются разноцветные «волны» и дети под музыку имитируют движение воды кистями рук.

Дети: Мурка, ты отдохнула? Останешься теперь с нами?

Кошка: Нет, я хочу найти своих друзей.

Педагог: А кто твои друзья?

Кошка: А вы догадайтесь. Садитесь на коврик и будем смотреть фильм про моих друзей. (Коррекционная игра «Узнай по силуэту» с использованием мультимедийной установки)

Педагог: Мы отгадали, кто твои друзья. Теперь и ты поиграй с детьми. (Речевая игра с движением «Все котятки мыли лапки»).

Все котятки мыли лапки,

Мыли ушки, мыли брюшки.

Спинки выгибали, когти выпускали,

Молочко лакали.

А потом они устали,

Глазки дружно закрывали

И уснули наши крошки,

Засыпали наши кошки.

А потом они проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

Стали бегать и играть,

В доме мячики катать.

Кошка: Я останусь жить у вас. Мне очень понравилось. Я буду дружить и играть со всеми детьми.

Самостоятельные игры детей в созданной среде.

Сценарий совместной деятельности в младшей группе

по сказке С.Л. Прокофьевой «Про Башмачки».

Совместная деятельность организована после прочтения и беседы по этой сказке, показа кукольного спектакля с участием родителей и игры-драматизации с участием детей.

Целью совместной деятельности являются: формирование интереса к сказке, более глубокое осмысление текста, создание эмоционально положительного настроя, побуждение детей к диалогу и активизации их словаря за счет слов (искать, надеть, бегать, прыгать, испугаться, грустить, длинные шнурки, острые когти), привлечение детей к разрешению проблемно-игровых ситуаций и развитию памяти и внимания.

В процессе совместной деятельности решаются следующие коррекционные задачи:

· активизация слухового внимания, работа по словесной установке педагога;

· развитие мелкой моторики рук, одномоментность действия зрительного и двигательного анализатора;

· развитие аналитико-синтетической деятельности, ориентировка в микропространстве;

· развитие прослеживающей функции глаз, умение различать оттенки красного цвета (3-4 оттенка).

Подготовка предметно-развивающей среды для совместной деятельности детей и взрослых во второй половине дня

В разных местах группового пространства подготовлены игровые ситуации:

мягкие игрушки: кошка, корова, уточка, уж, воробей, кукла-мальчик; молоточек для счета на слух, 4 мышки с веревочками,, магнитная доска (разлинованная на 6 клеток), магнитная игрушка «Уж», магнитофонная запись песни «Ой, летали птички», дидактическая игра «Найди пару» (плоскостные изображения башмачков 3-4х оттенков красного цвета), коррекционная игра «Сложи из частей» Плоскостные изображения башмачков, детский игрушечный столик, ширма

Воспитатель в присутствии детей выставляет ширму, на которой дети видят изображение башмачков.

Педагог: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости (выслушивает ответы детей).

А кто помнит, из какой они сказки? (Про Башмачки).

Кого башмачки пошли искать? (Хозяина).

И кого же первого встретили башмачки на своем пути? (Стол).

Что они спросили у стола?

Что ответил стол?

Игра «Счет на слух» (педагог отстукивает молоточком определенное количество звуков от 1 до 5, дети должны сказать сколько раз стукнул молоточек).

Педагог: А кто вспомнит, кого встретили башмачки во дворе? (Кошку)

Что спросили башмачки у кошки? (Выслушать ответы детей).

Кошка прислала нам подарок. Свою любимую игру в кошки-мышки.

Игра «Чья мышка быстрее добежит до норки?».

Педагог: Кто встретился с башмачками на лугу? (Корова).

Что предложили башмачки корове? (Надень нас на копытца и пойдем бегать и прыгать).

Посмотрите, что подарила нам корова. Это ее портрет.

Только его надо собрать из кусочков, как пазлы.

Дидактическая игра «Сложи из частей изображение коровы».

Педагог: Прекрасная корова получилась!

Дети, посмотрите кто выполз на дорожку навстречу башмачкам? (Уж).

На кого он был похож? (на толстый длинный шнурок от ботинок).

Что спросили башмачки у ужа?

Что ответил им уж? (Что у него нет ног, он ползает).

Ориентировка в пространстве дидактическая игра «Проведи ужа до озера» (на магнитной доске внизу справа изображение озера, а вверху слева изображение ужа). Предложить детям, ориентируясь на словесные указания педагога: право, лево, низ, верх провести игрушку вниз до озера.

Педагог: Я слышу, как шумят камыши.

Кто это выплыл к нам? (Уточка).

Что предложили башмачки уточке?

Что ответила уточка? (В воде они ей будут мешать плавать).

Педагог: Кто слетел на дорожку? (Воробей).

Что предложили башмачки воробью?

Что им ответил воробей? (Они будут мне мешать летать).

Музыкальная игра «Ой, летали птички».

Педагог: Кому башмачки оказались впору (Мальчику)

Коррекционная игра «Найди одинаковые башмачки» (работа с оттенками красного цвета).

Музыкальная игра «Чок-чок».

А сейчас вы можете выбрать любую игру по вашему желанию и поиграть самостоятельно.

Литература

1. Скоролупова ОА. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В 2-х частях. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

2. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. //Дошкольное воспитание, 1999. № 1. -С. 61.

3. Короткова НА. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. -С. 27.

4. Модина И. А. Хроники удивительных событий, происходящих на планете Детства: методическое пособие для педагогов и психологов дошкольного образования. –Барнаул: ИД «Парус-Медиа», 2008.

5.Буренина А.И. Сауко Г. Сборник «Топ хлоп малыши» Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.


Поделиться:


Назад в раздел