Поиск по сайту

Диктант с творческим заданием

Автор: Щукина Светлана Ференцевна, учитель словесности


В начале ХХ века известным поэтам и писателям – И.А.Бунину, С.А.Есенину, В.В.Маяковскому и другим был предложен вопрос о том, когда и почему «душа стесняется лирическим волненьем, / Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне, / Излиться наконец свободным проявленьем…». Ответы различны, они позволяют прикоснуться к тайне творчества, но загадку не разрешают. Возникновение у человека творческого импульса – непреходящая тайна, в полной мере не поддающаяся определению, несмотря на многочисленные научные философские и психологические изыскания ученых-материалистов.

Обратимся к словарю В.И.Даля: «Творить что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, раждать. Один Бог творит. Древо доброе плоды добры творит. Творить умом, созидать научно или художественно…».

Если обратить свой мысленный взор в прошлое, мы увидим, что все обстоятельства жизни наших соотечественников были немыслимы вне творчества. Возможно ли представить две одинаковые крестьянские избы, их внутреннее убранство? Различными по архитектурному замыслу и воплощению были дворянские особняки, они имели свое лицо - облик. Дворцовые здания Петербурга все различны, при этом представляют единый ансамбль, как в оркестровом произведении, где звучание каждого инструмента своеобразно, но гармонично в целом.

Устойчивое словосочетание «творческий труд» не случайно. Творческий импульс может вспыхнуть и погаснуть, если не будет подкреплен трудовым усилием. Об Онегине, мы помним, сказано: «Зевая, за перо взялся, / Хотел писать – но труд упорный / Ему был тошен; Ничего не вышло из пера его…». Труд упорный – следствие волевого усилия, преодоление лени, без которого плоды творчества будут незрелы – непотребны.

Другое устойчивое сочетание слов: «свобода творчества» предполагает свободу как свойство, принадлежность «своим», «своему». Вне такой принадлежности голосу совести свобода может выродиться во вседозволенность, попрание свобод ближних – стать актом агрессии, преступления. Проект скандально известного Охта-Центра субъективно может быть рассмотрен как акт творчества, но объективно осуществление его строительства – нарушение свободы волеизъявления коренных ленинградцев, петербуржцев – акт вандализма. Работа в индустрии алкогольных напитков, табачных изделий, заведомо вредных для здоровья продуктов питания, их рекламу нельзя назвать работой творческой, поскольку творчество предполагает созидательный процесс. Плоды же такого рода деятельности разрушительны для здоровья физического и нравственного наших сограждан. А ведь наши выпускники по окончании школы нередко выбирают те виды деятельности, которые приносят большую материальную обеспеченность, не задумываясь ни о цели и смысле жизни, ни о ее быстротечности и том, на что они тратят свои таланты, свои творческие способности.

Современное общество нередко диктует свои законы общежития. Но жизнь – не дословный диктант, а диктант с «творческим заданием».

Попробуем истолковать слово «творчество» исходя из его этимологии, с корнесловно-смысловой точки зрения. Предоставим слово современному ученому, педагогу, лингвисту - кандидату педагогических наук, старшему преподавателю кафедры теории методики обучения и воспитания ЛГУ имени А.С.Пушкина (г.Пушкин) Василию Васильевичу Семенцову:

«Согласно этимологическим словарям, слово «творчество» происходит от того же корня, что и твердый, твердь, тварь. Далее этимологи расходятся или останавливаются, хотя комментируют, что индоевропейская реконструкция возводит этот корень к образу собирания, обрамления, оформления (П.Я.Черных). В английском языке есть слово firm - твердый. Думаю, что латинское слово форма восходит к тому же корню и образу, что и это слово, хотя этимологи этого не говорят. Слово форма истолковывается ими с грифом "неясного происхождения". То есть с уверенностью можно предположить, что слово творить - означает утверждать, придавать форму и ограничивать течение, вводя его в установленные границы. Для меня как наивного этимолога творчество корнесловно означает прекращение течения времени (кстати, слово труп - того же корня, что и творить - этимологи это признают). В славянских языках слово твор - это образ, точнее, образец! Как известно, образец не должен меняться со временем. Творить - это образовывать из временного и текущего вечное и неподвижно-твердое (утвержденное). Творец - это тот, кто из временного текучего материала изводит вечное произведение, то есть утверждает вечный дух, исходящий из временной материи и непреходящий, нерушимый (то есть такой, который ничто и никто не может сдвинуть, поскольку рушить по-польски значит двигать). Творчество - это уподобление материи духовному вечному образцу, в границах которого она, текущая и кипящая, как лава, смиряется, успокаивается и обретает нерушимую твердость - отливается и становится вылитым подобием своего образца. Так! Но доказать это ссылками на индоевропейские изыскания признанных лингвистов-эволюционистов я не могу - не хватает принятых наукой данных, да и неинтересно - мы-то ведь с Вами не эволюционисты, а креационисты, то есть сторонники Библейской истории о происхождениии языка от Бога, а не от обезьяньих визгов и свинячих хрюков…».

Горячее слово ученого объективно для тех, кто готов узреть в творении Творца. В начале ХХ века Н.А.Бердяев писал: «Для меня творчество человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога и обязанность человека. Бог ждет от человека творческого акта, как ответа человека на творческий акт Бога… В Священном писании мы не находим откровения о творчестве человека. Это не открыто, а сокрыто Богом… Необычайно дерзновенна мысль, что Бог нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека»[1]. Принимая поэтическое преувеличение, признаем его суть как утверждение о высшем призвании человека к творчеству.

От вечных истин обратимся к проблемам образования - временным, современным. В современном обществе – о чем неоднократно говорилось на гимназических конференциях в Санкт-Петербурге – более востребованы точные исполнители, чем личности творческие. Выполнение «общественного заказа», стремление «обеспечивать образовательные услуги» вне воспитания школьников, вне потребности в личном и совместном творчестве, стимулируя установку на индивидуальный внешний успех, не свет, а – блеск, на соответствие образчикам удачи в быстротекущем времени в ущерб вечным, непреходящим жизненным ценностям – может стать непростительной ошибкой учителей.

Если в недавние годы ученики с радостью встречали предложенное им задание самостоятельно избрать понравившееся или заинтересовавшее их стихотворение Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, А.А.Ахматовой и мотивировать свой выбор, то теперь моих новых учеников такое задание нередко застает врасплох: «Что значит – мне интересно? А какое стихотворение вам надо, чтобы я выбрал?» Подмена осуществления целей общего образования – соответствия вечному непреходящему образу исключительно подготовкой-натаскиванием к ЕГЭ – практика, к сожалению, чем далее, тем более полновесно внедряемая в российские школы. Привычка к угадыванию чужой воли составителя теста, лишение детей возможности на собственное суждение, высказывание, подгон под желаемый стандарт – порочно. Лишая детей права на творчество, мы готовим исполнителей чуждой воли. Однако и без того непростая ситуация в отечественном образовании и далее имеет тенденцию к усугублению проблем. «…Этапы Болонского процесса превращения российских детей в послушную биомассу могут увенчаться успехом, если мы сейчас не примем активного участия по защите имеющегося закона (об образовании). Главное положение ныне действующего закона – это право каждой семьи, имеющей ребенка школьного возраста, давать ему то образование, которое семья сочтет нужным. И, соответственно, право наших граждан на создание своих образовательных учреждений при условии исполнения образовательных стандартов (статья 10)… В готовящемся проекте нового закона об образовании, который мы ожидаем в 2011 году, форма получения образования в семье в принципе не предусмотрена. При этом дошкольное начальное образование планируется с четырех лет сделать только очным».[2] …Проект нового закона – пока только проект, но внедрили же ЕГЭ, вопреки здравому смыслу, многочисленным протестам ученых, учителей, детей и их родителей.

Учитель чем далее, тем более оказывается в ситуации двойных стандартов. Он обязан исполнять принятый на государственном уровне закон, но при этом помнить, что «жалок тот, в ком совесть нечиста». И потому учитель творческого склада и гражданского мировоззрения изыскивает такие возможности в рамках предложенных обстоятельств, которые позволяют не только обеспечить выполнение государственной программы, но и создать все возможные условия для становления языковой личности школьника – личности, связанной узами кровного родства с прошлым своего Отечества через слово.

В словах «истина», и «становление» корень – «ст». Однокоренные слова: «настоящий», «состояние». Если ученики обретают навык пытливого интереса к происхождению – этимологии ключевого или заинтересовавшего их слова изучаемой темы, а при знакомстве с новым понятием, термином, то они обычно интересуются его происхождением и стараются выявить суть нового для них слова по нравственным критериям.

Корнесловное сжатие изучаемого на уроке текста (идеи) до ключевого слова.

Цель работы учителя на уроке, применяющего корнесловно-смысловой метод, открытый А.С. Шишковым и воплощенный в опыте восемнадцатилетней работы царскосельской школы «Гуманитарий» под руководством директора и научного руководителя - В.В.Семенцова, - познакомить каждого ученика с толкованием ключевого слова изучаемого текста, затем - с его сокровенным смыслом и далее - помочь школьнику присвоить слово как понятие в свете открывшегося смысла. По мере такой системной работы ученик может обрести опору в своем личностном душевно-духовном становлении.

Приведу пример работы с четвероклассниками по описанию картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Известно, что живопись – самый внятный младшим школьникам вид искусства. Через зримый образ учителю легче помочь ученику освоить и образ словесный. Сюжет живописного полотна можно считать текстом. Выявим ключевые слова текста картины. Затем поможем ученикам подняться по «лестнице смыслов».

В.В.Семенцов называет следующие ступени восхождения к смыслу ключевых слов:

1) смысл слова поверхностный или плотский;

2) содержательный или душевный;

3) сущностный или духовный;

4) прообразующий или священный.

Первоначальное восприятие картины Левитана учениками младших классов школы можно условно разделить на уровни: поверхностный (плотский), душевный (содержательный), духовный (сущностный). Картина представляет собой «свернутый» текст. Название картины относительно нейтрально: «Весна. Большая вода». Задача учителя – в устной беседе приблизить каждого ученика к постижению сути полотна и подготовить к написанию учебного сочинения.

Беседу начинаем с размышления: - Что изображено на полотне? - Мысленно войдите в картину: что вы видите, слышите, чувствуете?

Для того чтобы уточнить их восприятие, предлагаем задание: «Назовите одним словом то главное, что вы видите на картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». Отыщите ключевое слово или словосочетание, обозначающее суть изображения. Когда отыщете, мы с вами “развернем” каждое из названных вами слов в связный текст». Уточняя ракурс собственного взгляда, ученики обнаруживают ту точку зрения, с которой они смотрят на картину. Они по очереди называют предпочитаемое ими слово или словосочетание, например: «весенняя радость», «красота», «душа», «апрель», «праздник света», «разлив» и другие. Избранное слово далее становится “отправной точкой”, зерном последующего рассуждения.

Каково было построение дальнейшей работы со словами «весенняя радость», «красота», «душа»? Саша выбирает словосочетание «весенняя радость». Для него - в первую очередь - существенно слово «радость» в значении «веселье».

Даю ему в руки этимологический словарь Н.М.Шанского. Вместе отыскиваем слово «весна». Оказывается, оно произошло от той же основы, что и слово «веселый». Саша и другие ученики радуются этому не случайному совпадению. Наша задача – совместно с учениками уяснить различие смысла слов «веселье» и «радость». Поможем школьникам раскрыть и глубже осознать смысл слова «радость», его суть, содержащуюся в корне «радеть» - «работать», «стараться», «заботиться» (Н.М.Шанский).

Теперь Саша, уже осознанно, осмысленно «свернув» изображение картины в словосочетание «весенняя радость», записывает его как заглавие будущего сочинения и затем «разворачивает» слова заглавия в словесный текст - составляет связное целостное описание картины в ракурсе субъективно открытого ему объективного смысла. Вот начало его сочинения: «На картине И.И. Левитана изображена весенняя радость! Слово «весна» однокоренное со словом «веселье». Здесь все весело, потому что все стараются трудиться: солнце греет землю, речка пробивает себе дорогу в снегах…». От поверхностного рассуждения о картине мальчик сделал шаг к осмыслению ее содержания.

Личность ученика как текст.

Итак, при описании картины И.И.Левитана мы выявили субъективно значимое ключевое для ученика слово - «радеть». Но как оно соотносится с ключевым словом его внутреннего, личностного текста[i]? Если говорить о школьнике как языковой личности, то можно обнаружить, что в его «внутреннем тексте» также можно выявить ключевые слова. Такие ключевые слова могут быть и временными, случайными, а могут быть и постоянными, личностно значимыми.

Если мы сравним это рассуждение Саши с другими, высказанными в предшествующих письменных работах, где ученикам была предоставлена достаточная свобода для творческого самовыражения, то обнаруживаем, что некоторые слова, избираемые им, неслучайно «перекочевывают» из работы в работу. В продолжение учебного года в его рассуждениях и сочинениях неизменно встречаются слова «радость» и «чистота», - значит, они и были главными в его внутреннем тексте. Их можно назвать ключевыми. Например, Саша так рассуждает об учебной иллюстрации: «Я не хотел бы быть на месте ребят, изображенных на картинке, потому что здесь много листьев и грязи. А мы с бабушкой убираем каждый день у дома, и у нас чисто - нет листьев и грязи». Во время обсуждения просмотренного в театре спектакля «Муму» он делится впечатлением: «Мне не понравилось, что на актерах была пыльная одежда».

Как может быть далее выстроено воспитывающее обучение этого ученика? Если вся школа работает по корнесловно-смысловому методу, то впоследствии он сможет узнать, что «чистота» - слово многозначное и может быть употреблено не только в прямом, но и в переносном смысле (чистота помыслов), что у слова «радение» есть однокоренные слова - радиус, радий, радуга… Он сможет узнать о том, что веселье истинное – радость не только за себя и для себя, а за ближнего своего. Если бы это намерение учителей удалось, то можно было бы говорить о постижении им сущностного или духовного толкования слов «радость» и «чистота».

Для второклассницы Олеси ключевым, личностно значимым стало слово «красота», которое помогло ей открыть эстетический и душевный смысл содержаниякартины И.И.Левитана. В словаре Н.М. Шанского указано, что слово «краса» произошло от общеславянского «кресить» - «выбивать огонь». После беседы Олеся озаглавила свою работу «Красота весны» и начала такими словами: «На картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» изображена красота весны: сияющее небо, прозрачная вода и деревья в воде, свежий воздух! Это красота, которую невозможно описать словами. Красота – это блеск, сверкание и сама Красота!!!..» О том, что для Олеси в ее внутреннем личностном тексте слово красотаявляется ключевым, свидетельствуют и строки другого сочинения: «Мне особенно понравилась подготовка к празднику Дня рождения школы, потому что я рисовала Жар-птиц. Красиво получилось, потому что краскибыли красивые. Я всегда узоры придумываю на крыльях волшебных, на хвосте. На крыле могу цветочек нарисовать. Потом иногда цветными мелками обвожу. Потом делаю фон, какой подходит. Могу разноцветный фон сделать…».

На вторую ступень постижения смысла слова – содержательный, или душевный - поднимается и четвероклассник Женя. Не случайно ключевое слово всех его творческих работ - «душа»: «Я хотел бы войти в эту картину, потому что она написана не только красиво, но и с душой; после просмотра спектакля «Муму»: «Мне понравилась игра актеров, потому что они вкладывали душу в спектакль – я об этом узнал по глазам». В сочинении о школе: «Из того, что я делал на празднике, мне больше всего понравилось, когда я пел песню о Ласточке: «Не прошла зима, / И земля бела, / Но уже вдали / Машут два крыла…».

Упомянутые Женей «два крыла» - это образ-символ верности души своему отечеству земному и Небесному. В будущем учителям предстоит помочь Жене взойти к осознанию представления о спасении души. Взойти от слова «душа» к слову «дух»…

Приведенные выше примеры свидетельствуют о возможностях системного применения корнесловно-смыслового метода в начальной школе в течение одного учебного года. Корнесловно-смысловая работа может быть построена на каждом уроке с учетом личностно значимого ключевого слова для каждого ученика. И если она длится на протяжении нескольких лет, то может быть организована как последовательная индивидуальная работа при освоении разных предметов. Приведу пример двухлетней работы над выпускными рефератами по литературе, которая способствовала становлению языковой личности каждого ученика.

Путь становления языковой личности ученика.

Путь становления языковой личности продолжителен. К старшим, выпускным классам еще в большей мере, чем в начальной школе, явственной становится закономерность выбора ключевого слова учеником в работе над текстами художественных произведений.

Для десятиклассницы Лизы Садецкой лейтмотивом личности стал образ света, горения в том значении, которое вкладывал в свои строки А.С.Пушкин: «Пока свободою горим…». На уроках физики Лиза проявила особый интерес к теме «Световые явления». В 10 классе, начиная размышление над стихотворением Б.Л.Пастернака «Рождественская звезда», она пишет: «В стихотворении речь идет о жизни до Рождения Иисуса Христа и после. Прошлое представляется пеплом: «Светало. Рассвет, как пылинки золы, \ Последние звезды сметал с небосвода…». Сгоревшему прошлому противопоставляется новое свечение, новая надежда: «Он спал весь сияющий…».

Далее мы строим творческую работу, выявляя полюса текста. План рассуждения таков: теза – антитеза – синтез. Ключевое слово и здесь помогает определить координаты нравственных ориентиров. В данном случае у истинного, вечного тихого света (“Он спал весь сияющий”) антитеза – мрак, тьма, (“пылинки золы”) - это «сгоревшее прошлое». Ученица противопоставляет вечное и временное.

И затем в выпускном классе при написании реферата на самостоятельно избранную тему «Мотив света в русской литературе ХIХ – ХХ веков» Лиза Садецкая верна себе, о чем свидетельствует метафорическое толкование ею содержательного, душевного смысла стихотворения А.А.Ахматовой «Молюсь оконному лучу…»: «…Пропуская строки этого стихотворения через сердце, читатель чувствует, как вместе с воском свечи тает и что-то в его душе. Рифма стихов, подобно свету, так многогранна! Она разливает в душе тепло и радость, предвкушение чего-то хорошего, подобно тоненьким лучикам весеннего солнца. Словно детский смех, она способна наполнить жизнью и желанием жить. Подобно блеску молнии, способна поразить своей силой и величием… Что же есть свет? Сила ли, мудрость, жизнь, вера, природа, любовь? Свет—это наше нутро. Наши чувства, наша связь с природой и небесами. Свет—это то, почему мы живем, почему верим, почему любим. Высший дар, источник всего земного…».

Одно из условий корнесловно-смысловой работы – сердечное восприятие ключевого слова текста. К пониманию духовного смысла восходит выпускница Соня Козлова. В своем выпускном реферате «Образ зерна, поля и сеятеля как архетип в русской литературе ХIХ – ХХ веков» она сопоставляет понятия «душа» и «зерно». Осмысляя стихотворение В.Ходасевича «Путем зерна», Соня пишет: «…Человек же возрождается душевно, пройдя через страдания, созревает. И неудивительно - ведь слово "зерно" явно имеет общее происхождение с английским kernel - ядро. Но в английском языке есть и другое слово с тем же значением - core, а оно точно произошло от латинского cor - сердце. То есть существует такого рода связь между зерном и сердцем, и хотя cor - термин из области медицины и означает физическое сердце, из смысла слова следует, что зерно - душа».

Зримый для учителя путь становления Сони как языковой личности исключительно интересен. Выбор выпускницей ключевого слова «зерно» для реферативной работы имеет свою предысторию. В начале учебного года, в 10 классе, Соня сама определила ключевое слово личностного текста: «компьютер». В своей первой в учебном году осенней творческой работе она рассуждала о несовершенстве живой природы по сравнению с делами рук человеческих, и сочувственно относилась к взглядам Базарова, высказанным этим героем в начале романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Но, как показала дальнейшая работа, этот выбор ученицы оказался ситуативным - временным, случайным. Корнесловно-смысловое построение системы учебы помогло выявить постоянные, личностно значимые для нее слова: «зерно», «поле», «сеятель» и … «плевелы».

Почему Соня все же предпочла слово «сеятель», а не «компьютер»? Здесь следует сказать о значении системной работы всего школьного коллектива. Избранная Соней Козловой в середине 10 класса тема реферата «Образ зерна…» восходит к докладу по биологии о прорастании зерна, который она готовила еще в 6 классе под руководством учителя Веры Ивановны Ксенофонтовой. Затем Соню «задели за живое» размышления Василия Васильевича Семенцова на уроках литературы об умении и необходимости отличать зерна от плевел (то есть истинное учение от ложного). В результате Соня выбирает ключевую для нее строку известного стихотворения Н.А.Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное…» как предпочитаемую в курсе русской литературы за 10 класс, пересматривает свое отношение к Базарову, и больше не меняет тему, забывает о компьютере, точнее – использует его только по назначению – как средство для набора текста реферата. В ходе двухлетней работы Соня приходит к следующему заключению: «Может быть, трудные времена и миновали, и слава Богу, если это так, но разве исчезло зло, разве исчезли ложные идеи? Может быть, в нашем государстве уже почти нет настоящих крестьян, людей, сохранивших крестьянскую культуру, тех, кто руками возделывает почву, но разве мы живем не на родной земле? И разве эта земля умерла? Нет, нет, нет. Конечно, делая выбор, решая что-то, мы не задумываемся всякий раз об отделении зерен от плевел, но мы не можем пренебрегать мудростью предыдущих поколений, тех людей, кому приходилось пережить трудности и кто сумел остаться на верном пути, на твердой почве. Тех, кто взрастил в своем сердце семена света, тех, в чьей душе установились мир и любовь».

Интересна перекличка выводов в работах Сони и Лизы: «Свет—это наше нутро. Свет—это наши чувства, связь с природой и небесами. Свет—это то, почему мы живем, почему верим, почему любим. Высший дар, источник всего земного». Сходные мысли мы не случайно можем встретить и в других работах выпускников этого класса, потому что при разнообразии тем едина нравственная устремленность сверстников, подкрепленная единством устремленности педагогического коллектива, порождает взаимовлияние. Это и есть соединение образования и воспитания воедино, когда выпускники не только получают трудом заслуженные медали, но и «горе имеют сердца».

Итак, задача учителя – помочь ученику отличать свет от ложного блеска, а для этого ему самому надо научиться, а затем и ученика научить тому, как следует «отделить зерна от плевел» - помочь отличить тленное от неизменного, случайное слово от личностно значимого. Какого бы возраста ни был наш ученик, при условии его обращения к сути слова, сути явления, он способен подняться на первую ступень самосовершенствования - и возрадоваться.

При этом будем иметь в виду, что восприятие мира у учеников младших классов целостное. Задача учителя – сохранить эту целостность. В то время как у учеников старших классов в силу возрастных причин нередко возникают искаженные, смещенные представления, и тогда уяснение ими сокровенных смыслов корней слов помогает восстановить в сознании исконные значения, ключевые для обустройства внутреннего мира, вернуть целостность представлений о мире внешнем, исцелить личность[3].

Смысл ключевого слова текста как опора в становлении языковой личности и источник творчества ученика.

В средней и старшей школе сжатие, свертывание

1) изучаемого на уроке текста (идеи) до ключевого слова

2) и выявление ключевого слова текста языковой личности ученика (личностно значимого слова), а затем - соотнесение их в точке пересечения с

3) прообразующим смыслом могут стать единым ключевым словом.

Задача учителя здесь - помочь ученику осознать смысл, содержащийся в корне слова.

Это слово может быть глубоко запечатлено в памяти ученика и может дать импульс к сердечному, искреннему (от «искрить» и «кресить» - высекать огонь) творчеству.

Уточним, что ключевое слово письменного текста может быть выявлено разными способами:

1. если это учебная статья (научный текст), можно применить метод частотного выявления слова;

2. если мы имеем дело с текстом художественного произведения, то ключевым можно считать не только наиболее частотно употребляемое слово, но и слова заглавия художественного произведения, и слово, субъективно избранное школьником, мотивировавшим свой выбор.

По мерепостижения сокровенного значения избранного учеником и учителем ключевого слова текста возможно восхождение ученика к прообразующему смыслу этого слова. Развитие смысла избранного учеником и учителем ключевого слова может быть осуществлено в классной и внеклассной работе творческого характера – в размышлении над поэтическими и прозаическими строками художественных текстов, при освоении литературоведческих и иных учебных текстов, в сочинении, реферате, исследовательской работе.

Учитель помогает ученику обретать впечатления - образы слов, а затем – запечатлевать их в памяти. Образы подразумевают образцы, за которыми иногда непосредственно различим, а иногда неизреченно угадываем тот высший образец, к которому тайно и явно тяготеет живая душа школьника. Впереди наших выпускников ждет целая жизнь, диктующая свои условия, но предполагающая творческий подход к решению поставленных задач. Хочется верить, что в ответственные минуты принятия жизненно важных решений они посмотрят в корень, выявят суть и совершат правильный выбор.



[1] Бердяев Н.А. Самопознание. Глава «Мир творчества…»Лениздат. 1991. Стр. 206

[2]http://www.ruskline.ru/analitika/2010/8/23/a_u_vashego_pravoslavnogo_rebenka_cennostnoe_soznanie_kongruentno_talmudu_berahot/?print=y

[3] Семенцов В.В.Исцеление языковой личности . СПб – Пушкин. 2008. Стр. 5.




Поделиться:


Назад в раздел