Поиск по сайту

От качества образования к качеству жизни



Государственное общеобразовательное учреждение

гимназия № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга

Салова И. Г. – заслуженный учитель РФ

Сочилин С. Б. – почетный работник РФ





27 октября 2008 г. в гимназии № 92 состоялось первое заседание рабочей группы директоров школ, лицеев, гимназий и их заместителей по организации мониторинга качества образования в образовательных учреждениях Выборгского района.

В мероприятии приняли участие представители 17 образовательных учреждений (29 директоров и их заместителей по УВР). На заседании рабочей группы по проблеме реализации решения августовской общественно-педагогической конференции Выборгского района (2008 г.) выступили директор гимназии № 92 С.Б.Сочилин и специалист отдела образования Андреева Т.Ю. Организационные аспекты мониторинга осветил директор НМЦ Шапиро К.В. С докладом «Управление качеством в образовательном учреждении: проблемы и пути их решений» выступила зам. директора по НМР Салова И.Г.

Проблема «Управление качеством образования» для образовательных учреждений Выборгского района не новая.

В начале 90-ых годов первые исследования по данной проблеме в российской школьной системе образования проводились директорами школ Выборгского района № 76, 92, 101, 103, 108, 112, 114, 463, 457, 534, 652 под руководством главного специалиста отдела образования к.п.н. Калининой М.П. и научного руководителя гимназии № 92 д.п.н. Панасюка В.П. Данные исследования нашли отражение в монографии «Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса» (1996 г. Панасюк В.П.)

Вышеперечисленные руководители, которые работали в творческой группе по управлению качеством образования в течение двух лет, стали понимать, что в условиях рыночной экономики традиционный общепедагогический подход к качеству образования, ориентированный только лишь на достижения и аппарат педагогики, малоперспективен: вне поля зрения оказываются многие из аспектов. Качество образования с точки зрения нового подхода стало рассматриваться с позиции его соответствия запросам и ожиданиям потребителей (потребности учащихся, их родителей, общества, государства, рынка труда).

В более детальном изучении проблемы «Управление качеством образования» помогли международные стандарты ISO серии 9000, которые носят универсальный характер и приемлемы для любой отрасли материального и нематериального производства. Они отражают опыт управления качеством, передовые достижения науки более чем за шестидесятилетний период.

Большой практический опыт работы по внедрению педагогической системы внутришкольного управления качеством образовательного процесса накоплен в гимназии № 92. Данная гимназия – лидер в Санкт-Петербурге и в России по направлению «Системы и технологии управления качеством образования» в соответствии с международными стандартами качества серии ISO 9000: 2000.

В настоящее время идея качества стала одной из определяющих идей развития Европейского и Российского образования. Она одинаково привлекательна для всех субъектов образовательной деятельности, т.к. является условием и стимулом развития образовательных систем. И мы гордимся, что у истоков развития этой идеи были учреждения Выборгского района.

Гимназия является научно-методической лабораторией «Управления качеством образования в школе» при Международном институте независимых педагогических исследований (МИНПИ – ЮНЕСКО). Также на её базе функционирует научная кафедра по управлению качеством при Московском научно-исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов. Программа развития образовательной системы гимназии № 92 на 2006-2010 гг. определяет стратегию её дальнейшего развития в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития государства: главной стратегической целью программы является обеспечение условий для удовлетворения потребности граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, что обеспечивает конкурентоспособность гимназии.

Гимназия № 92 систематически транслирует свой опыт: проводит семинары, конференции для педагогических работников Санкт-Петербурга и других регионов России, создаёт актуальные научные материалы, публикующиеся во всероссийских научно-практических журналах таких как: «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования» (7 статей), «Справочник руководителя образовательного учреждения» (6 статей), «Завуч» (3 статьи), «Управление школой» 4 (статьи), а также участвует в составлении методических сборников (на сегодняшний день – в 43).

С 2006 года гимназия № 92 является ресурсным центром (заведующая – к.п.н. Калинина М.П.) по проблеме «Системы и технологии управления качеством» и систематически работает по данной проблеме с зам. директоров по УВР, педагогами-организаторами, педагогами-психологами, учителями Выборгского района.

Гимназия № 92 участвовала в проектировании программ развития районной системы управления качеством образования в подпрограмме «Управление качеством образования как вид инновационной деятельности руководителя образовательного учреждения». Эта подпрограмма решает комплекс задач, в числе которых:

· обеспечение взаимодействия и координации действий образовательных учреждений, реализующих концепции управления качеством образования;

· создание концептуального поля для руководителей школ, сопровождающего их инновационный поиск в проектировании систем менеджмента качества как в целом, так и их отдельных составляющих;

· организация различных форм научно-методического сопровождения деятельности стратегических групп образовательных учреждений по освоению методов, технологий управления и оценки качества образования в условиях построения районной системы управления по данной проблеме;

· определение результативности комплекса инновационных мероприятий в рамках совершенствования районной системы менеджмента качества образования.

Создание управленческого мониторинга качества образования как системы непрерывного наблюдения, прогнозирования и корректировки – вот лишь один из результатов реализации районной системы управления качеством образования

Проведение мониторинга качества образования в образовательных учреждениях района в 2008-2009 учебном году логически переплетается с практической направленностью деятельности ресурсного Центра на базе гимназии № 92 по проблеме и реализации районной программы развития по управлению качеством образования.

Заседание рабочей группы директоров и их заместителей по организации и проведению мониторинга качества образования 27 октября 2008 года прошло по-деловому конструктивно и результативно. Для присутствующих было предложено практическое задание по заполнению мониторинговых карт в порядке оценки своей деятельности по обсуждаемой проблеме. Участники заседания быстро и успешно справились с предложенным заданием, что говорит об их понимании обсуждаемого вопроса, а это является необходимым условием объективности мониторинговых исследований. Заполнение четырёх мониторинговых карт было предложено как домашнее задание.

Сетевой маркетинг качества образования позволит получить обратную связь, то есть понимание педколлективами общеобразовательных учреждений основ управления качеством и позволит определить степень внедрения педагогических систем внутреннего управления качеством, что одновременно и будет является реализацией районной программы развития в номинации «Управление качеством образования как вид инновационной деятельности образовательного учреждения».

Поделиться:


Назад в раздел