Поиск по сайту

Формирование акцентологически правильной речи учащихся начальной школы

Автор: Силко А.В.


Формирование акцентологически правильной речи учащихся начальной школы.

Одно из условий успешной социализации человека в обществе – высокий уровень его коммуникативной культуры, включающий в себя и культуру речи:

хорошую дикцию, выразительность, владение литературными нормами.

Не случайно поэтому вопросы владения выпускниками языковыми нормами: грамматическими (включая морфологию и синтаксис), лексическими, орфоэпическими становятся объектами проверки при государственно итоговой аттестации выпускников 11 класса.

Работу по формированию хорошей, грамотной речи нужно начинать в младшем возрасте.

Сегодня хотелось бы остановиться только на одном аспекте речевой культуры – акцентологических нормах языка.

АКЦЕНТОЛО́ГИЯ (от лат. accentus ударение и греч. λογοζ — слово, учение)

— раздел языкознания, изучающий природу, особенности, функции ударения.

Сложность освоения акцентологических норм в русском языке связана с отсутствием в нём фиксированного ударения (в отличие, например, от финского – на первый слог, македонского – на третий слог). Место ударения в русском языке нужно запоминать. Это и приводит к тому, что речевая среда, в которой находятся дети, далека от совершенства: акцентологические ошибки допускают взрослые, в том числе и родители. А восприимчивые к языку дети повторяют эти ошибки и запоминают их.

Вот результаты диагностики, которые были проведены перед началом работы в первом классе.

Слова для эксперимента

Кол-во ошибок


уч-ся

родители

портфель

1

0

ирис

7

1

свекла

6

3

водопровод

4

2

звонит

7

6

красивее

8

7

алфавит

1

0

хвоя

6

6

банты

9

8

шарфы

8

7

Родителям и детям был дан одинаковый набор из 10 слов и предложено поставить в этих словах ударение. Слова были подобраны с учётом частотности их употребления в речи. В то же время это слова, в которых достаточно часто допускаются ошибки.

Работа проводилась индивидуально с каждым учеником. Детям показывались картинки, плакаты, задавались вопросы, в ответе должно было прозвучать одно слово, которое произносилось и тут же записывалось на магнитофон. Эта форма наиболее четко могла выявить и замерить уровень речевой грамотности учащихся по акцентологии, т.к. акцентологические ошибки - это ошибки устной речи. Навык в постановке ударения на этом этапе еще не сформирован. И поэтому форму работы с индивидуальными карточками в постановке ударения в словах применять было бессмысленно.

Таким образом, анализ результатов позволяет сделать вывод о низком уровне акцентологической грамотности и необходимости проведения работы по ее совершенствованию.

Чтобы сформировать навыки акцентологически грамотной речи, нужно было решить следующие задачи:

1. создать вокруг детей грамотную речевую среду хотя бы в семьях, т.е. привлечь к образовательному процессу родителей, сделав их своими союзниками

2. повысить значимость вопросов акцентологии для детей, создать ситуацию востребованности их новых знаний

3. разработать с учётом возрастных особенностей и интереса детей специальную систему заданий, игр и проводить их систематически, регулярно.

Система упражнений с учётом возрастных особенностей детей и механизмов запоминания носила игровой характер. Дети сами придумывали стихи, загадки, скороговорки. Эту скороговорку придумала одна из моих учениц.

Эти виды упражнений использовались при работе с каждым из 10 слов.

1 Доскажи слово в загадке. Хоть я и сахарной зовусь

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы? Я…(свёкла)

2. Повтори скороговорку Девочка Фёкла купила свёклу.

3. Выучи или сочини стихотворение Овощи – это капуста,

Свёкла, морковь, помидоры,

Укроп, что растёт очень густо.

Поспеют все они скоро.

  1. Разгадай ребус

Вся работа фиксировалась в словарях «Говори правильно»

Картинка с изображением предмета и схема слова – названия вывешивалась в классе.

Работа по формированию акцентологически правильной речи завершилась контрольным срезом.

Слова для эксперимента

Кол-во ошибок


вводная диагностика

контрольный срез

портфель

1

0

ирис

7

1

свекла

6

0

водопровод

4

1

звонит

7

3

красивее

8

4

алфавит

1

0

хвоя

6

1

банты

9

3

шарфы

8

2

Учащимся было предложено 2 задания:

· прослушивание небольшого рассказа, записанного на магнитофон. Нужно было определить неверно произнесенные слова, записать их и поставить ударение.

· разгадать кроссворд, поставить ударение.



4

а



в

ё

к

л

а




ф





а

о

д

о

п

р

о

в

о

д

о


а


и


н



с

т

р

и

с


и



т


в



е



е

1. Красненькие сапожки в земельке лежат.

2. А у нас в квартире газ! А у Вас?

А у нас…

Что было в другой квартире?

3. Это растение с цветком сиреневого цвета.

4. На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей!

5. У Наташи банты … чем у Светы.

6. Кто-то в дверь стучит, а в звонок …

Диагностика показала положительный сдвиг в овладении детьми акцентологическими нормами.

Работа не была бы столь успешной и интересной, если бы не удалось привлечь к ней родителей.

Они в совместной работе с детьми: придумывая с ними рифмовки, загадки, ребусы, помогая оформить газеты с собранными материалами, сами осваивали литературные нормы. Так менялась к лучшему речевая среда, в которую погружены дети, повышалась мотивация к использованию орфоэпических словарей.

Очень было приятно, когда нынешние выпускники, готовясь к ЕГЭ, в первую очередь достали свои словарики по культуре речи, которые мы завели с ними в первом классе.

Надеюсь, что мои ученики в будущем без труда решат орфоэпические (акцентологические) задачи.

И поскольку мы готовим ребят не только к экзаменам, но и к жизни, надеюсь что их грамотная речь будет показателем их высокого интеллектуального и культурного уровня.

В заключении хотела бы прочитать стихотворение, которое сочинила ученица 5 класса. В этом стихотворении были использованы все десять экспериментальных слов.

Стихотворение называется «Прогульщик».

Взял мальчишка свой портфель, в школу с ним пошёл,

Но до школьного двора так и не дошёл.

Вместо школы погулять он решил денёк:

- Ну и что, что один пропущу урок!

Будут алфавит учить только чудаки,

А для моего ума это пустяки.

Мальчик пропустил урок. Два. Четыре. Пять.

- Ну и что, что пропущу, – мне нечего терять.

Вырос мальчик, а один не умеет жить.

Поздно мальчику теперь алфавит учить.

И решил мальчишка тот:

-Буду садоводом.

Но он в школу не ходил и не знал природу.

Свёклу кашей стал кормить.

Ирис – пирогами.

А чтоб хвоей дуб оброс,

Стал кормить блинами.

Всё зачахло скоро там.

Толк-то в садоводе!

Ведь не знает, что и как устроено в природе!

Вот потёк водопровод – надо позвонить.

Только как? Не знает цифр!

Как теперь тут быть?

Завязал всё шарфом он, стал на помощь звать.

Чтоб заметили, в окно торты стал бросать.

Но закончились они - к бантам приступил!

Как тогда он стал жалеть, что в школу не ходил.

Дорогая детвора, чтоб счастливым стать,

Надо в школу всем ходить!

Изнутри красивый -

Человек лишь только тот,

Кто трудолюбивый!

Приложения:

  1. Презентация

Поделиться:


Назад в раздел