Поиск по сайту

Учим дошкольников безопасности в быту и на улице

Автор: Михайлова В.Н.


В своей статье хочу поделиться своим опытом работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного и здорового образа жизни.  Тема безопасности детей в быту и на улице сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. Моя работа как воспитателя заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать у них навык безопасного поведения, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. Именно эту задачу я считаю одной из ключевых в своей работе с детьми. Надо научить дошкольников понимать, при каких условиях среда обитания ( дом, улица ) безопасны для жизни и здоровья, как разумно и правильно  вести себя в разных жизненных ситуациях, а в экстремальных - принять единственно верное решение, чтобы избежать тяжелых последствий. В своей работе по ЗОЖ я использую игровые, комплексные занятия.

КОНСПЕКТ занятия с детьми старшей группы по воспитанию ЗОЖ и обеспечению безопасности ребенка в быту и на улице

Тема: «Когда тебе грозит опасность»

Цель: Обеспечить детей необходимыми знаниями и умениями, отработать навыки безопасного для жизни и здоровья поведения в экстремальных ситуациях. Программное содержание: Формировать у детей умение правильно действовать в экстремальных ситуациях, обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице. Обучать детей оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, умению разговаривать по телефону с дежурным службы спасения, самостоятельно пользоваться полученными знаниями в жизни.

Предварительная работа: знакомство детей с правилами безопасного поведения в доме, на улице. Беседа с детьми на тему « Опасность вокруг нас», родительское собрание «Когда ребёнок дома один».

Подготовительная работа: оформить игровое помещение в виде комнаты, в которой взрослые оставили опасные для детей предметы ( горячий чайник, утюг, нож, ножницы, спички, кнопки и другие опасные предметы ); для конкурса Знатоков приготовить картинки из серии «Как поступить в данной ситуации?» , макет светофора, атрибуты дорожного движения, аптечку, отпечатать номера телефонов служб спасения - 01, 02, 03, телефонные аппараты, присутствие медработника, родителей.

Ход игры-занятия

1 часть.

Воспитатель:

- Ребята, мир вокруг нас интересен и разнообразен. Со всем, что нас окружает, вас знакомят родители и учат взрослые. Но, когда вы остаётесь дома одни, вас подстерегает много опасностей. Давайте сейчас представим, что мы одни дома. Заходите в комнату, посмотрите вокруг , сколько знакомых предметов, игрушек, но среди них есть и опасные предметы. Если мы будем осторожны и научимся правильно с ними обращаться, то можем избежать любых неприятностей. Наша задача - найти опасные предметы и рассказать, как нужно правильно с ними обращаться. (ребята выполняют задание с опорой на имеющие знания и опыт)

- Молодцы, теперь вы все знаете и умеете. Пора проверить ваши знания и умения. Я приглашаю вас на турнир «Знатоки» . ( группа делится на две команды «Умницы» и «Знайки»)

1 конкурс «Как поступить в данной ситуации?» ( Показ картинок. Вместе с детьми обсуждается содержание ситуаций )

- Вы дома одни. Незнакомец стучится в дверь и просит впустить. Он говорит, что является другом твоих родителей. Откроете ли вы ему дверь?

- Подъехала красивая машина. Незнакомец предлагает вам сесть в нее и показать дорогу к магазину, угощая вас конфетами. Что вы сделаете?

- Внимательно посмотрите на картинки и ответьте на вопрос:

Почему заболели дети? Что вы можете сказать об их поступках?

(ситуации: малыш сосет сосульку, мальчик одет не по погоде, ребенок шлепает по лужам, девочка кушает немытую морковь)

- Правильно, чтобы быть здоровыми, надо выполнять ряд правил на прогулке ( дети сами формулируют правила)

1. Одеваться следует в соответствии с погодой. 2 Специально по лужам не ходить. 3.Не следует гулять под дождем. 4. Во время прогулки не брать в рот сосульки.

2 конкурс «Школа светофора»

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это наш старый друг и помощник на дороге Светофор Светофорович. Он пришел, чтобы с нами поиграть и проверить, знаем ли мы правила дорожного движения. (динамическая пауза «Машины»)

На улице нашей Двигаются навстречу, держа руль, Машины, машины соблюдая правила светофора Спешат грузовые

Фырчат легковые. Торопятся, мчатся,

Как будто живые. Машины, эй, замедлите ход,

Я – примерный пешеход, Торопиться не люблю,

На зеленый свет пойду. Пешеходы переходят по «зебре»

- Молодцы, ребята! Все правильно показали: водители доехали до места, а пешеходы благополучно перешли опасный переход. Хорошо все запомнили, что означает каждый сигнал светофора. Все участники турнира получили оценку «отлично».

3 конкурс «Наши спасатели»

- Ребята, вы не забыли, что сегодня вы дома одни и, если все - таки с вами случилась беда, кто к вам первый придет на помощь? Правильно, в беде вас выручат всегда наши верные друзья – спасатели, это пожарные, милиция, врачи. Но, чтобы они пришли во время, нужно наизусть знать номера их телефонов. ( воспитатель напоминает детям телефоны служб спасения, ребята получают карточки с номерами 01, 02, 03) А теперь помогите сказочным героям вызвать службы спасения. ( воспитатель читает отрывки из известных сказок)

А рядом бегемотики схватились за животики, У них, у бегемотиков животики болят. ( 03 )

Я кровожадный, я беспощадный

Я злой разбойник Бармалей.

И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, А только маленький, да очень маленьких детей (02)

Бом-бом! Бом0бом! Загорелся Кошкин дом. (01)

4 конкурс « Помоги себе сам»

- Ребята, а кто знает, как правильно по телефону вызвать службу спасения? Затрудняетесь? (заслушиваются ответы детей.)

- А давайте попросим помощи у наших родителей.

- Уважаемые папы и мамы, помогите вашим детям, как правильно надо вызвать по телефону службу спасения.

- Спасибо за помощь. Все молодцы! Но, кто не уверен в себе, запоминайте:

1.Набрать 01 (02,03);

2. Назвать свое имя; 3. Рассказать о том, что случилось; 4. Сказать свой адрес;

5. Не клади трубку до тех пор, пока тебя об этом не попросят.

(ребята из каждой команды вызывают службу спасения)

В ситуации, когда дети по телефону вызвали скорую помощь, в комнату входит медработник и учит детей , как быстро и правильно можно оказать первую медицинскую помощь)

- Молодцы, ребята! Все правильно ответили. Воспитатель подводит итоги турнира, обобщает и закрепляет знания детей о том, как надо вести себя в экстремальных ситуациях, заслушивает мнения ребят и их родителей о том, что им понравилось в игре и что нового дети узнали.

Домашнее задание: рассказать своим друзьям, как нужно правильно вести себя в экстремальных ситуациях.

Я уже не первый год работаю по этой теме. Кроме этого занятия мною разработаны другие занятия. В беседах с родителями я узнаю о том, как меняются дети в своем поведении  дома, на улице, по мнению родных, они становятся внимательнее, осмотрительнее,  определенно используя знания и опыт безопасного поведения, который они получили в детском саду. На каждом родительском собрании я возвращаюсь к этому вопросу и предлагаю родителям задания, которые дают детям возможность упражняться в навыках безопасного поведения, превращая их в привычки. А в детском саду мы  повторяем правила поведения, обыгрывая сложные ситуации: «Если Вика близко подошла к открытому окну ( люку)…., то, что может случиться?» , «Саша пытается перелезть через забор, а там….». Играем в игры «А если так, то что получится?», «Как бы ты сейчас поступил, если…..?» и др. К концу года я вижу, что мои дети стали более осмотрительными и осторожными, думающими о последствии своего поступка. Имея определенные знания и опыт, они разумно и правильно ведут себя в сложных ситуациях в быту и на улице. Я убеждена, что работа эта не только интересна, но актуальна и перспективна.


Поделиться:


Назад в раздел