Поиск по сайту

Учитель начальных классов и библиотекарь — точки соприкосновения

Автор: Цветкова Л.Д.


Не секрет, что  помощь библиотекаря может быть весьма ощутимой и полезной как для учителя, так и для ученика. Давайте попробуем проанализировать пути взаимодействия учителя и библиотекаря.

Сейчас повсеместно говорят о детском нечтении. Это результат того , что в начале 90-х годов прошлого века зарубежные консультанты внедрили у нас либеральную педагогику, отрицающую роль воспитания, и тем самым разрушили единую государственную систему руководства детским чтением. Что же можно сделать?

Первое направление (создание ситуации успеха)- громкие чтения в библиотеке. Эта бывшая очень популярной, но забытая теперь форма привлечения внимания к книге. Читает учащимся начальной школы школьный библиотекарь. Это может быть не программное произведение программного автора, или иные книги, например, писателя-юбиляра. Библиотекарь выбирает либо короткое произведение, чтобы обсудить с ребятами тему, поступки героев, затронув нравственную составляющую произведения, либо читает частями, по главам, останавливаясь на интересном или важном месте повествования для сохранения интереса к содержанию. Свободная беседа библиотекаря, живое слово книги, живое мнение ученика «не на отметку» позволяет свободнее высказываться, не бояться сказать «не то». Готовясь к такому мероприятию, библиотекарь обычно делает презентацию — знакомство с тем или иныи автором и его произведениями, игру-викторину или кроссворд, которые позволяют проверить насколько прочно усвоили материал ученики. Для успешно «прошедших испытания» учащихся готовятся небольшие сувениры. Все это делает работу библиотекаря привлекательной, востребованной, а ученики через игру глубже узнают и лучше усваивают прочитанные произведения.









В нашем районе опыт громких чтений в библиотеке накоплен в ГОУ 559. Заведующая библиотекой Данилова Татьяна Владимировна читала в библиотеке рассказы Н.Носова, для чего подготовила два варианта презентаций по творчеству Носова, первый с кроссвордами и вопросами по содержанию прочитанных произведений, второй, посвященный столетию писателя. Показ второй презентации прошел отдельным мероприятием, позволившим вспомнить что читали, еще раз порешать кроссворды, посмотреть мультфильм по произведению Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Итоги этой работы были обобщены и доложены на совместной Российско-казахстанской конференции по чтению в 2007 году.

Доклад назывался «Формирование устойчивого интереса к чтению у младших школьников в условиях школьной библиотеки.» В своем докладе Татьяна Владимировна пишет:«...А как наши малыши слушают громкое чтение любимых рассказов в библиотеке! Ведь после таких чтений они просят почитать эти же книги самостоятельно, причем уже не только в начальных, а в более старших классах. Память о прослушанном остается на многие годы, и, я надеюсь, появляется любовь к книге. Жаль, что встречи с малышами в школьной библиотеке случаются теперь крайне редко…»

Ею же не только для учеников, но и для их родителей была подготовлена презентация « Мы празднуем 100-летие Николая Николаевича Носова». В ней собраны фотографии ребят в момент праздника. Как приятно мамам и папам видеть радостные, увлеченные лица их детей, тянущиеся вверх руки, улыбки и аплодисменты автору замечательных расказов! Презентация готовилась для школьного сайта. Посмотрите как интересно представлен материал.










Николай Носов не единственный автор, кому Т.В.Данилова уделила внимание. Для учащихся 559 школы были подготовлены презентации, посвященные Г. К.Андерсену, В. И. Далю, А.С. Пушкину, Андрею Усачеву, В Драгунскому. Дети любят школьную библиотеку и всегда радостно встречают её хозяйку.

Второе напрвление (Учимся играя, воспитываем интерес к учёбе)— проверка и закрепление знаний по предметам, полученных на уроках, с помощью электронной викторины. Конечно, учитель может самостоятельно подготовить викторину, но и библиотекарь, зная какие темы требуют регулярной проверки, может подготовить викторину, причем с опорой на художественную книгу. Проверка проводимая библиотекарем, может быть менее волнительной для ученика. Это не контрольная работа, за это не ставят оценок, но успех товарищей по классу может подтолкнуть нерадивого ученика, мобилизовать его на достижение успеха. Примером интересных викторин могут служить работы Ольги Ефимовны Артемчук ГОУ № 518 «Веселые уроки», Татьяны Владимировны Даниловой ГОУ № 559 «Чему учат в школе».




.




Интересные, необычные вопросы викторины, как правило, заинтересовывают учеников, побуждают вспомнить прочитанные книги или прочитать то, что не было прочитано на момент проверки. Форма подачи вопросов тоже привлекает, ведь компьютер сегодня это «наше- всё».

Вот пример викторины, разработанной Даниловой Т.В., заведующей библиотекой ГОУ № 559

















Третье направление — организация праздничного мероприятия, посвященного знаменательной дате. Для этого необходима большая подготовительная работа. Прежде всего это отбор произведений, которые нужно прочитать для того, чтобы выполнять предложенные задания. Далее библиотекарь подбирает или пишет сам сценарий праздника, подбирает артистов, распределяет роли, проводит репетиции будущего праздника. Задача учителя помочь в организации этих действий, т.е. организовать детей для участия в работе библиотекаря, помочь в оформлении помещения, подборе музыки и пр. Для большей наглядности и зрелищности библиотекарь готовит презентацию по теме праздника, в которую могут быть включены кроссворд, электронная викторина или иной вид опроса, подтверждающий усвоенные знания.

В качестве примера приведу праздник в ГОУ № 453, посвященный 205 годовщине со дня рождения Х.К.Андерсена. Праздник готовился заведующей библиотекой Ниной Ивановной Соболевой, совместно с учителями начальных классов. Задачи учителя: организовать детей на прочтение сказок Х.К. Андерсена, проанализировать на уроках содержание сказок, обсудить поступки героев, определить отношение учащихся к этим поступкам.

Задачи библиотекаря: познакомить учеников с биографией писателя, рассказать о его творчестве ( в том числе и с помощью электронной презентации), разработать викторину по прочтенным произведениям, возможно с применением ИКТ)





















Вот что рассказывает Нина Ивановна о своей работе: «Я много лет работаю в тесном контакте с учителями начальных классов, которые отводят время своих классных часов для библиотечных занятий. Мне представляется очень важным приобщать к книге, в первую очередь, учеников младших классов, т.к. именно в этом возрасте можно направлять и развивать в ребенке интерес к чтению, воспитывать вкус к хорошей литературе. При этом надо учитывать специфику детского возраста, когда многое постигается через творчество.

Готовим книжно-иллюстрированные выставки, выставки творческих работ учащихся к произведениям писателя. Цель выставки – активизация роли библиотеки и книги в организации учебной деятельности и досуга. В классах еженедельно проходят: беседы о творчестве писателей, знакомство с книжными изданиями автора, громкие чтения. Программы согласованы с классными руководителями.

Но, пожалуй, самым интересным в нашей совместной работе становятся «выходы» на большую сцену, когда ребята принимают участие в конкурсах чтецов (школьных, районных), развивающих играх и викторинах и, наконец, участвуют в литературных праздниках, театрализованных фестивалях, посвященных знаменательным и памятным датам.

Например, в 2009/10 учебном году были подготовлены три спектакля, презентации

и викторины. В октябре 2010/11учебного года подготовлен литературный праздник к юбилею итальянского писателя Джанни Родари».

Хочу привести отзывы о работе Нины Ивановны учителей начальных классов ГОУ № 453. Говорит классный руководитель 2 «Б» класса Гришина С.Я.:

«Как научить ребенка читать? Более того, как приучить его к регулярному чтению, сделать так, чтобы он читал с любовью и увлечением, чтобы с нетерпением ждал встречи с новыми книгами? Кто из учителей не задавался таким вопросом?

Учителям нашей школы повезло. В школе есть наш единомышленник, творческий человек, для которого смыслом жизни стала поддержка ребенка в незабываемом путешествии по страницам книг. Этот неутомимый труженик- заведующая школьной библиотекой Соболева Нина Ивановна.

Еженедельно Нина Ивановна ведет кружок внеклассного литературного чтения. Как ждут дети этих занятий! Они знают, что обязательно узнают что-то новое, интересное. Узнают биографию писателя, познакомятся с его произведениями, повторят правила работы с книгой, научатся беречь её.

А как она читает стихи, рассказы! Это целое актерское представление. Для учителей- уроки мастерства владения словом. Для детей- настоящее театральное действо, которое, и я не раз была этому свидетем, аплодисментами со стороны ребят!.

Кроме этого, Нина Ивановна — автор общешкольных мероприятий, которые учат любить свою Родину, узнавать её историю. В качестве примера могу привести «уроки мужества», посвященные блокадному Ленинграду. Такие мероприятия собирают в одно целое учеников начальной школы, учат дружить, уважать интересы другого, по- честному соревноваться. Вспоминаются такие интересные проекты Нины Ивановны, как «Малая городская скульптура», «Новогодняя феерия», фестиваль,посвященный творчеству Д.Родари.

Нина Ивановна- постоянное связующее звено между школой и районной библиотекой. Участие ребят моего класса в таких конкурсах выразительного чтения как «Стихи петербургских поэтов», «День Победы» дали мне в классе новых «звездочек». Эти ребята не только приняли участие, но и заняли призовые места, а это немало для учеников

1 класса. Победа в конкурсе помогла моей ученице, для которой русский язык не является родным, проявить свои способности, развить, навык выразительного чтения, укрепить свой авторитет в классе, что очень важно для девочки другой, малой национальности.

Многому учимся мы, педагоги, у Соболевой Н.И. Её преданности делу, профессионализму, но самое главное- умению видеть детские способности и поддержать их развитие, увлеченности,фантазии, оптимизму, умению творить...»

Вот мнение заместителя директора по воспитательной работе Садыхбековой С.М.:

«По мнению классных руководителей, совместная работа с таким библиотекарем с большой буквы очень плодотворна и полезна. Являясь порой не только инициатором, но и главным режиссером- постановщиком внеклассных мероприятий, Нина Ивановна, тем не менее, справедливо полагает , что без учителей- единомышленников, готовых принять и активно поддержать её предложения, ничего бы не получилось.»

А вот мнение Валентины Владимировны Кудиновой:

« В своей работе библиотекарь реализует принципы воспитывающего и развивающего обучения ,принцип создания ситуации успеха и обратной связи, успешно применяет современные педагогические технологии. Это приводит к очень хорошим результатам. Например, наш класс по итогам 2010-2011 года был награжден грамотой за прекрасную литературную подготовку и творчество при проведении библиотечных уроков.

Так учителя начальных классов оценивают работу библиотекаря.




Примеров успешного контакта учителя начальных классов и библиотекаря немало, хотелось бы создать систему взаимодействия учителя и библиотекаря, которая способствовала и обучению и нравственному воспитанию учащихся.


Поделиться:


Назад в раздел