Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Научный и учебно-методический комплекс по гражданско-правовому образованию и воспитанию гражданина России.Заместитель директора школы № 453 Выборгского района, методист ГОУ НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга Плукш Д.О. В последние годы активно обсуждается вопрос о гражданском воспитании подрастающего поколения, в связи с чем встает вопрос о введении в школьное образование правового компонента. Этот компонент может стать частью воспитательной системы школы, частью курса «Обществознание». А может преподаваться отдельным предметом. В Санкт-Петербурге накоплен большой опыт в области гражданско-правового образования и воспитания. Его концепция была разработана в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства в 1994 году Н.И. Элиасберг и в 1995 году после представления на коллегии Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга была рекомендована к внедрению в ОУ города. В 1998 году была в основном завершена работа по созданию целостного комплекса научного и учебно-методического комплекса петербургской модели гражданско-правового образования. Свидетельством высокой оценки работы по данному направлению было присуждение в 2000 году автору концепции и методического комплекта Н.И. Элиасберг Государственной премии Правительства РФ в области образования. В настоящее время учебно-методический комплекс петербургской модели гражданско-правового образования постоянно совершенствуется и пополняется. Ведущая роль в этом процессе принадлежит кафедре гуманитарного образования Академии постдипломного образования и городским ресурсным центрам. Постоянно разрабатываются и издаются программы, методические и учебные пособия, в том числе и в электронном виде. Городские ресурсные центры разрабатывают свои образовательные продукты в виде электронных презентаций отдельных компонентов системы, документов семинаров, методических рекомендаций по проведению уроков и классных часов, тестовые материалы. Полностью с концепцией и учебно-методическим комплексом гражданско-правового образования можно познакомиться в статье Н.И. Элиасберг «Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитания гражданина России» , опубликованной в сборнике «Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен» в 2006 году издательством «Союз». Существует и электронная версия: Элиасберг Н.И. Петербургская модель этико-правового воспитания молодого человека . СПб. АППО, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». СПб; 2005(CD диск). Данная концепция детально рассмотрена и в других многочисленных работах Н.И. Элиасберг. 2005 год был объявлен Европейским годом гражданственности через образование. В Санкт-Петербурге была проведена научно-практическая конференция «Гражданско-правовое образование в системе работы общеобразовательной школы (опыт, результаты, перспективы). На конференции был представлен опыт работы школ, реализующих петербургскую модель гражданско-правового образования. По материалам конференции вышел сборник в издательстве «Союз» «Через образование – к гражданственности». В 2004-2005 гг. издательство «Союз» выпустило ряд сборников под рубрикой «Воспитание гражданина России»: - Изучаем законы Российской Федерации; - Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории; - Ученические и социальные проекты в системе школьного образования; - Как создать школьный парламент. В составлении сборников принимали участие заведующая кафедрой теории и практики гуманитарного образования, доктор педагогических наук, профессор Н.И. Элиасберг, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук П.А. Баранов, руководитель кабинета истории и обществознания СПбАППО Ю.А. Рябов; кандидаты педагогических наук О.Н. Журавлева, Т.П. Андреевская и другие. К опубликованию готовятся материалы двух Всероссийских конференций «Петербургская модель гражданско-правового образования – регионам России». В соответствии с концепцией создан и уже давно используется в школах учебно-методический комплекс правовых курсов. Основными задачами правового образования в школе являются: - Становление гуманистически ориентированной, законопослушной личности, обладающей гражданскими чувствами и чувством собственного достоинства. - Формирование умения отстаивать свои права. - Формирование умения адаптироваться к условиям быстро меняющейся жизни. Первая ступень правового образования ( начальная школа – курс « Я и мой мир».) Основными на данном этапе являются задачи воспитательного характера, решение которых способствует постепенному становлению жизненных ориентаций младших школьников: - Раскрытие ценностей гуманистической этики. - Формирование ценностно-правовых ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения людей с позиции добра и зла. - Формирование гуманных отношений со сверстниками и взрослыми. Вторая ступень ( 5 – 7 класс – курс «Социальная практика»). Задачи: - Становление правовой и гражданской культуры. - Социализация личности. - Профилактика правонарушений. Третья ступень ( 8 – 9 класс – курс «Права человека в свободной стране»). Основные задачи: - Приобретение учащимися системных правовых знаний практической направленности. - профилактика правонарушений. Четвертая ступень ( 10 – 11 класс – курс «Правоведение). Основные задачи: - Более глубокое осмысление правых знаний. -Актуализация правовых знаний в целях адаптации в современном мире. - получение учащимися новой правовой информации практической направленности. Для каждой ступени разработан полный учебно-методический комплект (учебно-методические пособия для учителей, учебники, рабочие тетради, книги для чтения). Перечислю только основные учебные пособия для учеников: Для начальной школы ( курс «Я и мой мир»): Книга для чтения «Учимся думать о себе и о других». Учебное пособие «права ребенка – это ваши права». Для 5-7 классов ( курс «Социальная практика»): 1. Учебное пособие по обществознанию. Обществознание. Социальная практика. 2. Книга для чтения «О самом главном». Для 8-9 классов ( курс «Обществознание. Права человека в свободной стране»): Учебник «Обществознание. Права человека в свободной стране». Книга для чтения «Эволюция права в странах Европы и Америки». Для 10- 11 классов ( курс «Право»): Учебное пособие по обществознанию. «Право». Элиасберг Н.И. Учебное пособие. Гуманитарные миры. Европейские мыслители о человеке и обществе. Более подробно с данным комплексом можно познакомиться на кафедре теории и практики гуманитарного образования или в городских ресурсных центрах. Это первый «пласт» образовательных продуктов, которые успешно реализуются в городских ресурсных центрах и которые данные центры распространяют в других ОУ города. Однако на этом разработка образовательных продуктов в системе гражданско-правового образования не заканчивается. Сами ресурсные центры активно их создают и распространяют. Каждый ГРЦ кроме того, что он делится опытом по реализации авторской петербургской модели, имеет ряд особенностей в своей работе, которые дополняют опыт функционирования всей системы. В чем выражается вклад отдельных ресурсных центров сети ГРЦ в дополнение модели, и какие образовательные продукты могут быть предложены и уже неоднократно показывались педагогической общественности города и района? В первую очередь это документы семинаров. В течение 2006-2008 года ГРЦ № 453 был проведен ряд семинаров для педагогической общественности района с целью познакомить классных руководителей, учителей начальной школы, преподавателей истории и обществознания, социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе с теми возможностями, которые открываются в процессе реализации системы гражданско-правового образования. Первый семинар был проведен совместно ГРЦ ОУ № 453, 463, 494 и 558 – «Презентация петерургской модели гражданско-правового образования» (26.09.2006). Он носил ознакомительный характер: участникам был предложен весь учебно-методический комплекс, а также, методические разработки отдельных уроков по теме «Права человека», проводимых в интерактивной форме. 22 марта 2007 года на базе ОУ № 453 был проведен семинар для заместителей директоров школ района по воспитательной работе. Была представлена примерная модель воспитательной работы в общеобразовательной школе по гражданско-правовому и патриотическому направлениям. Участникам были предложены разнообразные формы работы (музееведение, работа детского общественного объединения, социальное проектирование, организация общешкольных классных часов и другие). 24 января 2008 года ОУ № 453 организовала семинар «Гражданско-правовое образование в начальной школе». Здесь быть отработаны всевозможные формы образовательной и воспитательной деятельности по данному направлению. Участникам семинара были предложены открытые уроки и классные часы (авторские методические разработки самих учителей). Как форма внеклассной работы была предложена система проведения недели краеведения, приуроченная к памятным дням Блокады Ленинграда (все участники семинара получили в пакете документов вариант проведения подобных недель). Вся система работы начальной школы по данному направлению была представлена в короткой электронной презентации, в которой было показано какие формы и методы работы можно использовать. Два очень важных семинара были объединены одной темой: «Формы и методы работы с детьми и молодежью из разных неформальных объединений( в том числе и религиозных сект)». Семинары были организованы совместными усилиями РГЦ ОУ № 453 и №463. В ходе этих семинаров были составлены пакеты материалов, куда вошли: -подборка нормативных документов по данному вопросу; -обзорные материалы по представителям различных религиозных сект и опасности их влияния на окружающих; - обзорные материалы по представителям различных молодежных неформальных объединений; - методические рекомендации психологов, социальных педагогов по работе с детьми из неформальных молодежных объединений и религиозных сект. Безусловно, эти документы могут заинтересовать педагогическую общественность. В ГРЦ в качестве методических разработок по воспитательной работе могут предложить систему работы по толерантности (ОУ № 463), систему проведения общешкольных классных часов по патриотической и гражданско-правовой тематике (ежегодный план и методические разработки каждого классного часа) (ГОУ № 453), а также ряд других образовательных продуктов в зависимости от особенности работы каждого центра. Отдельно можно упомянуть о том, что существуют методические разработки и материалы уроков по правовой тематике. Разработана программа и материалы элективного курса для старших классов «Дискуссионные вопросы истории России 9 – 19 вв.», в котором затрагивается, в числе других тем, проблема становления российской государственности (автор – Плукш Д.О.), курс утвержден РЭС в 2007 году. Все это тоже может быть предложено для работы в других ОУ района. Поделиться:Назад в раздел |