Поиск по сайту

Достижение целевых установок современного образования в условиях реализации программы внеурочной деятельности школьников «Экологический календарь»

Автор: Парфенова Т. А., Храбрая М.Н.


Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой. В наше время возникла такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки экологического сознания людей.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе нравственных ценностей выделены в разделе «Природа» – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Программа внеурочной деятельности школьников «Экологический календарь», разработанная в школе №97 Выборгского района Санкт-Петербурга, помогает развитию во внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся их нравственных ценностей.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых решаются задачи их воспитания и социализации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Актуальность программы обусловлена необходимостью учебно-методического обеспечения процесса обновления образовательных стандартов. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» написано: «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В школе созданы условия для вовлечения учащихся в социальные и исследовательские проекты, гражданские акции и творческие занятия, для развития способности школьников понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении…» («Наша новая школа»). В школе организуется реально практико-ориентированная деятельность учащихся по изучению экологического состояния окружающей среды, выполнению социально значимых проектов, которые служат улучшению экологического состояния своего окружения, экономии природных ресурсов, благодаря чему программа обладает значительным потенциалом для осуществления процесса социализации школьников, становления гражданской ответственности.

Цель программы: создание условий для становления экологической компетентности школьника как совокупности духовного и практического опыта взаимодействия с природой, обеспечивающего выживание и развитие общества.

Экологический календарь – один из способов привлечения внимания школьников к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре. В дни, отмеченные в календаре, в разных уголках Земли проходит обсуждение данных проблем, поиск путей их решения, проводятся различные природоохранные мероприятия.

Для реализации программы используются технологии, интегрирующиеучебную и воспитательную деятельность, базовое и дополнительное образование. Главная идея их использования состоит в том, чтобы в условиях учебной и внеурочной деятельности средствами различных форм и методов работы по формированию экологической культуры школьников помочь ребятам раскрыться, реализовать себя. Технологии реализации программы: социальный проект, эколого-образовательная акция, эколого-образовательный проект, интегративный конкурс (игра по станциям), экскурсия, экологическая тропа, главный педагогический смысл этих технологий – создание условий для социальных проб личности.

Программа предусматривает использование ИКТ, позволяет дать основы использования компьютерных программ для создания электронных презентаций (Power Point), буклетов (Office Publisher), коллажей (Adobe Photoshop), электронных фотоальбомов, обработки фотоматериалов (Office Picture Manager) и других. У учащихся формируется ИКТ-компетентность, так как осуществляется работа с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки с помощью телекоммуникационных технологий или размещение в Интернете.

Воспитательные результаты работы по программе осуществляются на трех уровнях. Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний об окружающем мире, о природе, об экологических проблемах в современном мире, об устойчивом развитие общества и природы. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: природа, человек, знания, культура, усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их. Для достижения второго уровня воспитательных результатов работы по программе особое значение имеет взаимодействие школьников между собой в классе, в школе. Работая по экологическому проекту или организуя экологическую акцию, в близкой социальной среде ученик получает первое практическое подтверждение приобретенных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только при самостоятельном действии в открытом социуме, среди незнакомых людей, школьник становиться гражданином, социальным деятелем, проявляет инициативу в решении экологических проблем своего ближайшего окружения. Для достижения третьего уровня воспитательных результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней воспитательных результатов в работе по программе увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствуют свои образовательные технологии.

На первый уровень воспитательных результатов работы по программе можно выйти, используя беседы на экологические темы, экскурсии в музеи, просмотр фильмов для ознакомления с проблемой, конференции для большинства учащихся. Для достижения второго уровня используются диспуты, ролевые игры, дебаты на экологические темы, интегративные игры по станциям, экологические акции в школе, выставки плакатов об охране природы, экологические шоу, круглые столы, просмотр фильмов на экологические темы с дальнейшим обсуждением. Для достижения третьего уровня используются эколого-образовательные проекты, эколого-исследовательская деятельность, внешкольные акции по проблемам экологии или здорового образа жизни, круглые столы и конференции с приглашением специалистов – внешних экспертов, участие в интеллектуальных марафонах вне школы, проблемно-ценностные дискуссии.

В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Работа по программе способствует выстраиванию педагогически целесообразных партнерских отношений с другими субъектами социализации, например, с другими учебными учреждениями – при организации и проведении акций, с учреждениями дополнительного образования – в ходе работы по различным проектам, с учреждениями местной власти – при организации акций для нескольких учебных заведений, со средствами массовой информации – для освещения результатов экологических акций, проектов. Школа сотрудничает со следующими учреждениями города, участвуя в семинарах, конкурсах, фестивалях, акциях, проектах: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Научно-методические центры Выборгского и Калининского районов, Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, Дворец детского юношеского творчества Выборгского района, Дома детского творчества «Союз», «Олимп» Выборгского района, Муниципальный совет МО «Светлановское», Детский экологический центр ГУП Водоканала, музеи Санкт-Петербурга и другие учреждения.

Программа внеурочной деятельности школьников «Экологический календарь» направлена на достижение образовательных результатов стандартов второго поколения и представляет собой один из компонентов их научно-методического обеспечения.

Список литературы

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: «Федоров», 2005.

Алексеев С.В., Гущина Э.В. Город и окружающая среда: Пособие для учителя/Под ред. С.В. Алексеевна. – СПб /Крисмас+, 1997.

Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

Груздева Н.В. Окружающий мир глазами детей.: Развивающие задания для работы со школьниками. – СПб.: КАРО, 2004.

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Приложения :

  1. Презентация
  2. Экологические кроссворды



Поделиться:


Назад в раздел