Поиск по сайту

Метод проекта в дошкольном образовательном учреждении (методическая разработка)

Автор: Головина Е.В.


Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США, разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Характерной чертой этой технологии является реализация модели «обучение через открытие», моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения, умение проектировать, предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, и новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Цель проектной деятельности заключается в повышении личной уверенности каждого участника, его самореализации и рефлексии, развитие исследовательских умений, осознания значимости коллективной работы, сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий.

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Типология проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. По доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательская – (исследовательский проект), творческая – (творческий проект), ролевая – (игровой), прикладная – (практико-ориентированный проект), ознакомительно-ориентировочная (ориентированный проект);

2. По предметно-содержательной области:

Моно-проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

3. По количеству участников проекты могут быть: индивидуальные, групповые, общие;

3. По продолжительности проекта: краткосрочные, долгосрочные.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;

2. Использование исследовательских методов:

-определение проблемы (выявление противоречия)

- цели задач из нее вытекающих (мотивации);

-обсуждение методов исследования;

-анализ полученных данных и подведение итогов;

-оформление конечных результатов.

3. Практическая значимость предполагаемых результатов (продукт – продукт – это то, что можно потрогать, взять, обменять);

4. Структурирование содержательной части проекта (указание его этапов, распределение ролей);

5. Самостоятельная, парная, групповая деятельность участников проекта (участники – дети, педагоги, родители, социальные партнеры).

Для детей старше 3х лет – это модель 3х вопросов:

Что я знаю? Что я хочу узнать? Как я могу это узнать?

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

Проект – это пять «П»

· Проблема;

· Проектирование (планирование);

· Поиск информации;

· Продукт;

· Презентация.

1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2.Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются детьми, но с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4.Самостоятельная или совместная работа участников проекта (дети, родители, педагоги) по своим исследовательским, творческим задачам.

5.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на занятиях, в совместной деятельности пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

7.Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Правила и принципы успешности проектной деятельности:

  1. Команды и участники не соревнуются;
  2. В команде нет лидеров, все члены команды равны;
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют задание;
  4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
  5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников.

Изменяется и психологический климат в группе, так как педагогу приходится переориентировать свою воспитательно-образовательную работу на разнообразные виды самостоятельной деятельности детей, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.

Литература:

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18.

Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6,

Буренина А.И. Проектирование итегративной программы предшкольного образования // СПб 2007.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

(пособие для руководителей и практических работников ДОУ)

Москва, 2003.

«Валеологическое сопровождение педагогического процесса в ГДОУ»

Цель проекта: Повышение эффективности работы по приобщению детей к ценностям здорового образа жизни, как условия для успешного развития у ребенка способности самому формировать свои потребности, которые не только не навредят его здоровью, но и принесут ему пользу.

Задачи:

1.Разработать систему валеологического сопровождения педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения;

2. Определить и создать условия жизнедеятельности детского сада, адекватные педагогическому процессу и благоприятные для саморазвития, самосовершенствования личности методы повышения уровня здоровья детей и педагогов;

3. Разработать программу обучения педагогов основам педагогических знаний;

4. Обеспечить психологическую защищенность ребенка в группе, в семье. Разработать систему психолого-педагогической поддержки семьи;

5. Определить систему взаимодействия специалистов при формировании здоровья детей

6. Установить взаимодействие с семьей по приобщению воспитанников к ценностям здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение теоретических знаний педагогов и родителей по валеологии;
  2. Овладение методиками формирования у детей потребностей здорового образа жизни;
  3. Разработка анкет для детей, родителей и педагогов;
  4. Разработка схем индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников;

5. Создание валеологической предметно-развивающей среды в детском саду;

  1. Разработка конспектов занятий с детьми, валеологических диагностик;
  2. Подбор и систематизация игр, игровых упражнений по оздоровлению и коррекции зрения.

Этапы реализации проекта

этапы

Содержание программы

Методы обеспечения реализации программы

Подготовка кадров к реализации программы

1 этап

Аналитический

Анализ программ

по физическому

валеологическому

развитию детей

дошкольного и начального общего образования, выявление противоречий, определение путей их решения.

- Сравнение содержания программ дошкольного и начального общего образования;

- Выявление мнений участников педагогического процесса (воспитателей, родителей, специалистов) по физическому и валеологическому развитию

( анкетирование);

-Сравнительный валеологический анализ занятий, различных форм совместной деятельности педагогов и детей по реализации программы;

- Сравнительный анализ результатов проведения педагогической диагностики уровня физического и валеологического развития детей.

- Консультации по методике проведения педагогической диагностики и обработке результатов;

- Организация творческой группы;

-Проведение семинаров-практикумов по обмену опытом

работы по физическому и валеологическому развитию и

освоению единых здоровьесберегающих технологий;

- Открытые просмотры различных форм работы с детьми по физическому и валеологическому развитию;

-Проведение педагогических советов для обсуждения выявленных противоречий и планирования путей их разрешения;

2 этап

Внедрение

Освоение нового содержания, внедрение новых форм, методов работы с детьми по физическому и валеологическому

развитию.

-Корректировка содержания образовательных программ,

позволяющая осуществить преемственность в физическом и валеологическом развитии дошкольников;

освоение педагогами здоровьясберегающих технологий;

- Разработка параметров педагогической диагностики физического и ваолеологического развития ребенка, отражающее освоение представлений, умений, навыков, отношений, необходимых для приобщения к ценностям здорового образа жизни;

- Модернизация педагогической развивающей среды для физического и валеологического развития детей, позволяющая осуществить преемственность между различными программами образования;

- Приобрести пособия и инвентарь, позволяющие реализовать потребности каждого ребенка в двигательной активности в помещении и на прогулке;

- Оснастить группы игрушками, атрибутами сюжетно-ролевых игр, позволяющими обыграть в практической деятельности полученные детьми представления о здоровье, его сохранении и осуществлении самостоятельной помощи в случае необходимости;

- Модели для освоения последовательности движений, правил соблюдения безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях с настоятельной организацией подвижных игр;

- Систематизация наглядного и дидактического материала по ознакомлению с культурно-историческим физкультурным и спортивным наследием Санкт-Петербурга, национальной культурой и традициями русского народа на основе игрового, фольклорного, литературного материала;

- Обновление и систематизация наглядного материала (картин, плакатов, репродукций) для приобщения детей и родителей к ценностям здорового образа жизни;

- Оснащение педагогического процесса техническими средствами обучения;

- Внедрение форм совместной деятельности педагогов с детьми по выпуску индивидуальных и групповых детских книжек, журналов, газет, диафильмов на валеологические темы;

- Организация совместных мероприятий для детей и родителей, показ инсценировок литературных произведений;

- Организация мероприятий для детей и родителей: «Литературная гостиная», игры по мотивам телепередач «Что, где, когда?», «Бросайка», организация каникул, конкурсов рисунков и поделок;

- Участие в спортивных и физкультурных мероприятиях для образовательного учреждения района и округа.

- Обучение педагогов на тематических курсах повышения квалификации при НМЦ (ИМЦ);

- Проведение семинаров-практикумов по внедрению новых форм методов приемов работы по физическому и валеологическому развитию детей для педагогов детского сада внутри образовательного учреждения;

- Практикумы для воспитателей групп по использованию дыхательной гимнастики, самомассажа, закаливания, профилактики переутомления, использование нестандартного физкультурного оборудования в совместной деятельности педагога с детьми;

- Обучение педагогов владению техническими средствами, подбор учебно-познавательного видеоматериала;

- Проведение педагогических советов по вопросам физического и валеологического развития детей;

- Работа творческой группы, направленная на внедрение нового содержания форм и методов приемов работы по осуществлению преемственности в работе педагогов и семьи по приобщению детей к здоровому образу жизни;

- Тематические мероприятия о культурно-историческом наследии России, Санкт-Петербурга с целью повышения общей культуры педагогов.

3 этап

Оценка и доработка результатов

Обобщение опыта работы по осуществлению преемственности программ по физическому и валеологическому развитию детей.

Планирование содержания, форм и методов дальнейшего развития педагогической деятельности

- Разработка параметров оценки достигнутых результатов по осуществлению преемственности программ;

- Итоговая диагностика уровня познавательного развития детей;

- Взаимопросмотры форм работы педагогов с детьми по приобщению к здоровому образу жизни;

- Анализ эффективности использованных форм и методов работы;

- Проведение открытых мероприятий для родителей с целью ознакомления их с результатами работы педагогического коллектива;

- Анкетирование педагогов, родителей с целью выявления мнений, степени удовлетворенности результатами предыдущего этапа работы, предложений к корректировке работы;

- Корректировка содержания программ для определения последующих направлений работы;

- Составление перспективного плана работы по физическому и валеологическому развитию детей с учетом результатов проведенного анализа;

- Внедрение новых форм методической работы с кадрами: «Педагогическая мастерская», «Проектный метод», творческая группа.

- Мероприятия (консультации-практикумы) по подготовке педагогов к проведению диагностики по физическому и валеологическому развитию детей и анкетированию родителей;

- Педагогические советы по обсуждению результатов работы и определению дальнейших перспектив деятельности;

- Обучение педагогов на курсах повышения квалификации для освоения новых педагогических технологий;

- Мероприятия по освоению с новыми программами (семинары, семинары-практикумы).


Метод проекта в дошкольном образовательном учреждении (методическая разработка)

Назад в раздел