Поиск по сайту

Совершенствование коррекционной работы по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посредством обучения речевому этикету.

Автор: Лисеенко З.П.


Этикет – это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, но выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные в детстве они становятся привычкой.  Учиться этому нужно всю жизнь: наблюдать, размышлять – воспитывать себя.

Программы, на основе которых осуществляется воспитание и развитие детей в дошкольных учреждениях, много внимания уделяют этикетному поведению детей, в том числе и речевому этикету.

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н. И. Формановская дает такое определение : « Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система с национально специфических стереотипных, установочных формул общения, принятых и подписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта , в избранной тональности»

К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях; формы общения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь. Волшебная сила речевого этикета состоит в том, что он отражает особый уровень информации , которой мы обмениваемся в общении. 

Учитывая сложность и многогранность задачи, стоящей перед воспитателем,  мы азработали планирование, которое помогает нам успешно работать с детьми на протяжении уже нескольких лет.

Дата

Тема

Задачи

Дидактические

игры

Игровые

упражнения,

ситуации

Чтение

Художественной

литературы

Другие

Формы работы

Сентябрь 4 неделя

Плохо жить без забот, плохо без доброго слова

( Знакомство детей с вежливыми словами)

Правила речевого поведения во время знакомства.

Речевое поведение взрослых и детей.

Знакомство через посредников.

Знакомство без посредника или непосредственное знакомство; сопутствующие этикетные выражения и знаки ( рукопожатие, вставание, поклон, улыбка); соблюдение правил знакомства, как условие хорошего впечатления о человеке.

  • Вежливый котик
  • Да- нет
  • У кого шарик
  • Приветствие

И/с Кто первым представиться

И/У В гостях

И/с Ты одна с новеньким

  • С.Козлова «Трям! Здравствуй!»
  • Сказки: «Упрямый утенок» «Вежливые бельчата»
  • М.Дружинина «Кто знает волшебное слово?»
  • А.Кондратьев «Добрый день»
  • А.Яшин «Я люблю когда при встече…»
  • Стихи: Е.Блашнина «Добрые слова»
  • И.А.Пазухина «Давайте поиграем»
  • Тематическая беседа «Буду здасте, говорить»
  • Беседа «Все начинается со слова Здравствуйте»

Октябрь 1 неделя

Человек без друзей, что дерево без корней

(Знакомство с друзьями)

Учить детей использовать в речи слова, которые помогают человеку при знакомстве. Рассказать , что знакомство помогает многое понять: где живут друзья, о чем думают, что знают ?

Продолжать учить детей самостоятельно знакомиться.

  • Кто ушел?
  • Выполни задание
  • Хорошо - плохо
  • Подбери словечко

И/с «Игра в знакомство»

И/с «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

  • Сказка Г.Остера «будем знакомы»
  • А.Шиблев «Дядя Саша огорчен»
  • И.Токмакова «Маша знала слов немало»
  • Заучивание стихотворения Я Акими «Яблоко»
  • М.Яковлев «Ссора»
  • М. Пляцковский «Урок дружбы»
  • Тематическая беседа «Умеете ли вы знакомится?»
  • Беседа «Как знакомый стал другом!»

Октябрь 2 неделя

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

( Знакомство со словами: спасибо, пожалуйста)

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и волшебные слова. Воспитывать уважение друг к другу , к старшим, посторонним; формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитанее ; формируют у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека.

  • Чья кара лучше?
  • Ипсравь незнайку
  • Раз – два , не зевай быстро отвечай
  • Поговори те с Вежливикой
  • Цветок доброты

И/с «Кто вежливей?»

И/у «выполни задание»

И/у «Дружба начинается»

  • Сказка « Кто вежливый?»
  • Заучивание стихотворения « За чудесными словами»
  • Сказка « Как петушок и курочка иголку просили»
  • В.Осеев «Волшебное слово»
  • С.Маршак « Урок вежливости»
  • Сказка «Как попугай Татю вежлисвости научил»
  • Т.А.Шарпгина «вежливые сказки»

  • Загадки о вежливости
  • Тематическая беседа с Вежливикой
  • Дидактический рассказ с инсценировкой «День рождение Тишки»
  • Беседа «Путешествие в страну Вежливость»

Октябрь 3 неделя

Этикету учиться – всегда пригодиться

(Знакомство детей с речевым этикетом)

Познакомить детей с этикетом.

Продолжать обучать детей правилам речевого этикета; с его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное отношение к себе; выразить радость, желание, обиду просьбу, недовольство, отстоять свое мнение. С помочью изучения правил речевого этикета помочь дошкольнику развивать общение со взрослыми и сверстниками.

  • Подскажи словечко

И/У Закончи фразу

«Так и не так»

  • Стихотворение С.Маршак «Ежели вы вежливы» «Знал я одного ребенка я»
  • И.Пивоварова «Был ослик очень вежливым»
  • Р.Н.С. «Колобок»
  • Рассказы «Разрешите пожалуйста» «Вежливая просьба»
  • С/р игры: «Гостюшка» «Детский сад»
  • Беседа « Что такое этикет – это порядок поведения удобный для всех»
  • «Путешествие в страну этикета»

Октябрь 4 неделя

У нашего Василия есть имя и фамилия

(Зачем человеку имя?)

Продолжать учить детей выполнять важное правило этикета – обращаться друг к другу по имени.

Учить детей самостоятельно назвать свое имя, отчество и фамилию. Объяснить детям, что у каждого народа свои имена. Дать понятие детям о том, что имена бывают полные и неполные. Объяснить, что имена могут звучать ласково, строго, по-деловому.

  • Бояре
  • Угадай кого не стало?
  • Давай познакомимся
  • Теремок
  • Остановимся – познакомимся
  • Назови имя

И/у «Кого я позвала?»

И/у «Имена сказочные»

И/у «Вежливика привела своих друзей»

И/у «Знакомтесь, мой друг …»

  • Сказка «Как желтый цыпленок знакомился»
  • Рассказ «Страна знакомств»
  • Р.Н.С. «теремок»
  • С.Козлова «Волшебная травка зверобой»
  • Стихотворение Е.Шостак «Вот Ирина с Катериной»
  • Х/п «Каравай»
  • П/и «Вежливый котик»
  • Викторина «Как нас зовут?»
  • Беседа «Имена и их тайна»

Ноябрь 1 неделя

У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

(Знакомство с правилами общения по телефону)

Учить детей осваивать предметную ситуацию: как набирать номер телефона, как пользовать телефонной трубкой. Познакомить со значением звуковых сигналов. Учить детей кратко излагать свои мысли по телефону; правильно начинать и заканчивать телефонный разговор; предварительно продумывать тему беседы; использовать в телефонной речи вежливые слова; не бояться звонить маме на работу , в поликлинику. Закрепить умение общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции.

  • Кто больше назовет профессий где нужен телефон
  • Испорченный телефон
  • Найди нужную карточку

И/у «Пожар в доме»

И/у «У меня зазвонил телефон»

И/с «Ты набираешь номер, и к телефону подходит мама твоей подруги…»

И/с «Ты набираешь номер, тебе отвечают – и оказывается , что ты попал не туда…»

  • К.Чуковский «Телефон»
  • Заучивание стихотворения «Телефон устал от звона»
  • В.Филимонова «Что такое телефонный разговор?»
  • Диалоги: «различные ситуации с телефонными разговорами»
  • Беседа «Телефон и мы»

Ноябрь 2 неделя

И сила уму уступает

(Как и почему нужно уступать друг другу)

Учить детей уступать друг другу. Развивать чувство собственного достоинства, воспитанности, хорошего поведения.

Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение. Сопутствующие сигналы: ровный приветливый тон, уравновешенность, спокойный взгляд, нерезкие жесты.

  • Умей извиняться
  • Комплименты

И/с «Просим извинения»

И/с «В зоопарке»

  • Рассказ «Уступайте друг другу»
  • Я.Тайц «Кубик на кубик»
  • Сказки «Две козы» «Два брата»
  • А.Неелова «Тысячесвет»
  • П/И «Нам не тесно»
  • Х/и «Хоровод друзей»
  • Беседа «Учись уступать»

Ноябрь 3 неделя

Ласковое слово – и кошке приятно

(Что такое комплимент?)

Учить детей быт внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплименты; учить детей радоваться самим когда они делают друг другу приятно.

  • Комплименты
  • Подскажи словечко

И/с «Похвали меня, а я тебя»

  • Рассказ «Чучело»
  • Стихотворения А.Барто «Если вы ему нужны» « Маме ангел нужен»
  • «Как Вовка взрослым стал»
  • Стихотворение С.Михалкова «Лапуся»
  • Беседа «Давайте говорить друг другу комплименты»

Ноябрь 4 неделя

Мы едем, едем, едем, в далекие края

(Знакомства с правилами поведения в транспорте)

Освоение предметной ситуации: автобус, трамвай, троллейбус. Умение войти, выйти, оплатить проезд. Правила общения с другим пассажирами. Научить, что вежливо уступать место старшим и младшим.

  • Жил на свете грузовичок
  • Как ты поступишь со мной?

И/с «В автобусе»

И/с «Поиграем в метро»

И/с «Поиграем в трамвай»

  • Рассказ « Садитесь пожалуйста»
  • Стихотворение «На именины к дедушке Медведю»
  • «Вот и подошел трамвай»
  • Рассказ «Когда ты едешь в трамвае»
  • С/р игра «Мы едем в автобусе в гости» ( водитель, кондуктор, контролер)
  • Беседа « Поведение в общественном транспорте»

Декабрь 1 неделя

Добрый совет дороже золота

(Правила поведения на приеме у врача)

Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Речевое поведение в регистратуре, кабинете врача. Умение точно назвать свой адрес, фамилию и имя в регистратуре. Формула обращения: просьба, извинение, благодарности в условиях поликлиники. Параметры поведения: доверие и уважение к врачу, умение преодолевать страх.

  • Кому что нужно для работы?
  • Собери сумку для врача

И/с «Играем в регистратуру»

И/с « В гости к зубному врачу»

И/с «Если заболел друг»

  • Рассказ « У зубного врача»
  • И.Тургин «Человек заболел»
  • Рассказ « У врача»
  • «У постели больного»
  • С/Р игра «Больница»
  • Экскурсия в детскую поликлинику
  • Изготовление атрибутов для с/р игры «Доктор»
  • Беседа «Как вести себя на приеме у врача»

Декабрь 2 неделя

Если у клоуна нет своей маски, то у него нет и своего лица

(Правила поведения и общения в цирке,театре)

Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, зрительный зал, буфет. Поведение до спектакля, во время спектакля, после него. Речевое поведение: общение с билетером, работником гардероба, со зрителями, друг с другом во время спектакля и после него. Параметры поведения: скромность , умение не привлекать к себе внимание окружающих, выражение одобрения с помощью аплодисментов, сдержанность в выражение чувств.

  • Билетная касса
  • Подбери костюм для выступления
  • Угадай на чем играю

И/с «В гардеробе»

И/с «У театральной кассы»

И/с «Покупка билетов на спектакль»

И/С «Антракт»

И/с «Мы в театре, цирке»

  • Рассказ «Мы пришли в театр»
  • Стихи А.Барто «Когда мне было пять лет , мы пошли смотреть балет»
  • Слушание песни «ЦИРК»
  • Занятие « В цирке»
  • С/р игра «Цирк с игрушками»
  • Беседа о посещении театров, кинозалов
  • Изготовление билетов для с/р игры «Цирк»
  • Беседа о правилах поведения в театре, цирке

Декабрь 3 неделя

Вместе тесно, а врозь скучно

( Правила поведения и общения в детском саду)

Формировать чувство товарищество, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду.

Создать положительный, эмоциональный климат в группе.

  • Кому что нужно для работы
  • Расскажи о любимой игрушке
  • Собери целое из частей

И/у «Утреннее приветствие»

Игра – имитация «Лесная зарядка»

  • Р.Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад»
  • Стихотворение А.Шибаевой «Подрушки»
  • Рассказ «Света в детском саду»
  • Рассказ «Домино»
  • П/и «Веселый танец»
  • Игра «Молчок»
  • П/С «Кто кого?»
  • Выучить песню « Хорошо у нас в саду»
  • Беседа « Почему я люблю свой детский сад»

Декабрь 4 неделя

Всякому нужен и, обед и ужин

( Правила поведения и общения в кафе)

Освоение предметной ситуации: самообслуживание, разные виды кафе – мороженица, семейное, детское. Сопоставление поведения за столом дома, в гостях, в детском саду, в кафе. Речевое поведение: разговор с буфетчицей, с официантом. Умение сделать заказ, поблагодарить. Разговор за столом. Закрепление этических навыков поведения за столом.

  • Кому что нужно для работы?
  • Собери целое из частей ( посуда для кафе)
  • Чего не хватает?
  • Что изменилось?

И/с «Что ты хочешь заказать?»

И/с «Составление меню»

И/у « Обведи в кружочек предметы, которые можно есть руками?»

  • Рассказ «детское кафе»
  • Стихотворение Д.Хармс «Очень, очень вкусный пирог»
  • Стихи о столовых приборах
  • Чтение стихов о правилах поведения за столом
  • Р.Н.С. «Бобовое зернышко»
  • Словесные игры « Посмотри на рисунок и скажи какой посуды, каких столовых приборов не хватает?»
  • Экскурсия в кафе
  • С/р игра «Кафе»
  • Изготовление выпечки для с/р игры Кафе
  • Беседа «Как нужно вести себя в кафе?»

Январь 2 неделя

Ты пожалей и тебя пожалеют

(Знакомство детей со словами утешения)

Учить речевым формам: переживание, сочувствие, сопереживание и ситуации их разрешения, слова одобрения, поддержки. Русские пословицы, передающие утешение, подбадривание, сочувствие, как свидетельство понимания горя, неприятностей. Как помочь и словом, и делом? Ситуация утешения в русском фольклоре.

  • Как помочь?
  • Добрые слова

И/с «Не плачь!»

И/с «Давай найдем слова утешения»

И/с «Я твоему горю помогу»

  • Сказка «Две козы»
  • Р.Н.С. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Лиса,заяц и петух»
  • В. Осеева «Три товарища»
  • Беседа «Не плачь! Утро вечера мудренее»

Январь 3 неделя

Не будет хлеба, не будет и обеда

( Правила поведения во время еды)

Общие требования к сервировке праздничного и ежедневного обеденного стола. Красивое и правильное поведение за столом показывает наше уважение к другим участникам застолья; прямая осанка, пользование столовыми приборами, соблюдение чистоты и аккуратности. Какую пищу можно есть без ножа? Застольные блюда.

  • Угадай чего не стало
  • Помоги накрыть на стол
  • Чудесный мешочек

И/у «Сложи целое из частей»

И/с «Накрой на стол

И/с Угости куклу вкусным обедом»

И/у «Посмотри на рисунок и скажи, какой посуды и каких столовых приборов не хватает на столе?»

Чтение главы: А.Толстого «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино».

Рассказ: М.Потоцкий «Острое поросячье заболевание».

Сказка: К.Чуковского «Федорино горе»

Алямовская В.Г., Белая К.Ю. «Ребенок за столом».

Стихотворение: Ю.Тувима «Овощи».

Рассказ: «Простите пожалуйста»

Г.Шалаева: «Школа вежливости для маленьких гостей».

С/р игра: «Кукольное праздничное застолье».

Беседа: «Как нужно правильно вести себя за столом».

Январь 4 неделя

«В праздник белоличка, в будни – чумичка».

Освоение предметной ситуации: холл, салон, мастер, клиент, виды услуг. Поведение клиента в ожидании стрижки. Беседа с мастером , обращение к мастеру, просьба, согласие, отказ. Поведение во время стрижки, преодоление возможного страха. Выражение удовлетворения в благодарности. Беседа о женских и мужских прическах, о старинных прическах и современных, о взаимосвязи прически и характера человека. Прическа и эстетический образ человека.

«Кому что нужно для работы?»

«Чего не хватает?»

«Найти сходство и различия?»

«Сделай прическу».

И/у: «Собери целое из частей».

И/с: «В парикмахерской»

И/с: «Боря, Юра, Коля – мастера».

Рассказ: «Как папа с Федей ходили в парикмахерскую».

Рассказ: «Чучело».

«Какая прическа была у гимназиста».

1) Фотоснимки, рисунки, журналы с прическами.

2) Экскурсия в парикмахерскую.

3)Изготовление атрибутов для игры «Парикмахерская».

4)С/игра: «Парикмахерская».

5) Конкурс детских рисунков на лучшую прическу.

6) Беседа: «Как я выгляжу».

Февраль 1 неделя

«Друзья познаются в беде».

(Общение мальчиков и девочек)

Учить различать мальчиков и девочек по поведению; учит детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Развивать навыки общения мальчиков и девочек, заботливые отношения к девочкам, уступчивость.

«Найти отличия».

«Мальчик, девочка».

«Кому что подарить?»

«Комплименты для мальчиков и девочек».

И/с: «Надуй мяч».

И/у: «Подбери одежду для мальчика и девочки».

Рассказ: «Изучаем правила вежливости; что хорошо, что плохо и почему?»

Стихотворение: А.Кузнецова «Подружки».

В.Орлов «Кто кого?»

Рассказ: М.Пляцковского «Урок дружбы».

Стихотворение: А.Барто «Если был бы я девочкой».

Творческая игра «Подружки».

Рисование: «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку».

Беседа «Мальчики и девочки – мы разные».

Февраль 2 неделя

Без друга в жизни туго

(Воспитание дружеских качеств у детей)

Закрепить понятие друзья. Учить понимать и различать значение слов знакомые и друзья. \учить беречь и ценить дружбу. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным)

  • Узнай своих друзей по голосу
  • Опиши своего друга
  • Хорошо- плохо
  • Умей извиняться

И/у «Как бы ты поступил?»

И/с «Помоги другу/подруге»

И/ц « Руки знакомятся, руки ссорятся, руки миряться»

  • К.Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
  • Л.Толстой «Чей конь?»
  • С.Я.Маршак «День стоял веселый»
  • С.А.Козлова «Настоящие друзья»
  • В.Осеева «Настоящая подруга»
  • Рассказ «Случай»
  • Е.Мошковская «синие листья»
  • А.Барто «Рукавички я забыла»
  • В.Осеева
  • «Три товарища»
  • Рассказ «Без друщей жить нельзя»
  • Сказка А . Нееловой «Тысячесвет»
  • М.Пляцковского «Урок дружбы»
  • Выучить песню В.Шаинского «О дружбе»
  • Коллективная аппликация «Дружная семейка»
  • Рисование «Портрет друга/ подруге»
  • Ручной труд « Подделка для друга/ подруге»
  • Беседа «Урок дружбы»

Февраль 3 неделя

Мужественному человеку , никакое дело не трудно

( Каким должен быть настоящий мужчина)

Настоящий мужчина- его поведение и речь: выдержка, спокойствие, сила, вежливость, как признаки мужского достоинства. Вежливое обращение к товарищам, родителям, девочке, младшему, сестренке, брату. Формы обращения к знакомым и незнакомым. Тональность разговора – сдержанность, придирчивость, доброжелательность. Мальчики, которые хотят вырасти настоящими мужчинами должны быть сильными, никогда не обижать слабых. Мальчик не может ударить или толкнуть девочку.

  • Какие ласковые слова ты знаешь?
  • Да –нет
  • Правильно- неправильно
  • Можно - нельзя

И/У «обратись вежливо к соседу»

И/с «Как должен вести себя настоящий мужчина, если в трамвае его нечаянно толкнули или наступили на ногу.»

  • Рассказ «Настоящий мужчина»
  • «Разрешите мне сказать»
  • Сказки «Коза и волк» «Два барана»
  • Выучить песню «Бравые солдаты»
  • «Песню о дружбе»
  • Изготовление открыток поздравительных к 23 февраля
  • С/р игра «Моряки»
  • Беседа «Настоящий мужчина»
  • Беседа «Российская армия»

Февраль 4 неделя

От добрых гостей, ждут добрых вестей»

( Как правильно встретить гостя?)

Повторение и закрепление формул знакомства, приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения в различных речевых ситуациях. Формирование навыков поведения за столом, обращение с ножом и вилкой, Умение передавать гостю блюдо, взять порцию из общего блюда, правильно взять в руки чашку, столовую ложку. Умение вести беседу за едой. Традиционное русское угощение, хлебосольство, как проявление русского гостеприимства.

  • Учимся накрывать на стол
  • Угощаем своих друзей, подруг
  • Что такое хорошо и что такое плохо?
  • Что попало к нам в роток, что попало на зубок?

И/с «Машенькино угощение»

И/с « К бабушке в гости пришла ее старая знакомая»

И/с « У тебя в гостях друг, подруга»

И/с «прощание с гостями»

Стихотворения

  • «Простите пожалуйста!»
  • «Маша в гостях у подружки»
  • «До свидания! Приходите в гости!»
  • Рассказ «Тони в гостях у Каролины»
  • С.Я. Маршак «Где обедал воробей?»
  • Р.Н.С. «Лиса и журавль»
  • С/р игра «Мы ждем гостей»
  • Беседа: «Готовимся к встрече гостей»
  • А. наведение порядка
  • Б. закупаем продукты
  • В.готовим
  • Г, накрываем на стол
  • Д. как будем развлекать гостей?

Март 1 неделя

При солнышке тепло, при матери добро

( Воспитание уважение и доброжелательного отношения к матери)

Формирование у детей представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких. Формировать у детей интерес к своей семье, учить делиться с ними своими впечатлениями. Вызвать интерес к родословной, желание рассказать о своих предках. Воспитывать бережное отношение к матери, заботу о ней.

  • Кто Я?
  • Портрет мамы
  • Тень

Игра-загадка «Сколько нас?»

Игра /у «Ласковый мелок»

И/у «Сложи и расскажи картинку о маме»

  • А.Плещеев «Мать и дети»
  • С.Черный «Мамина песня»
  • З.Александров «Мама недовольна»
  • Е.Баатнина «Мама спит»
  • К.Шаврова «Сказка Кукушка»
  • М.Карим «Эту песню мама пела»
  • Пальчиковый театр «Мамины уроки»
  • Рассматривание фотоальбома
  • Рисование «Кого я больше всех люблю»
  • Беседа «Моя мама»

Март 2 неделя

Вся семья вместе, так и душа на месте

( Общение в семье)

Дать детям понятие Семья. Мама и папа – самые дорогие и близкие люди. Состав семьи. Все взрослые в семье работают. Все дружат и внимательны друг к другу. В семье у каждого есть свои обязанности, все вместе их дружно выполняют и дружно отдыхают. Все в семье ладно, да складно.

  • Кто что делает?
  • Кому что нужно для работы
  • Кого не хватает
  • Моя семья

И/с «Моя семья»

Игра «Снежный ком» «Сова» «баю-бай»

И/с «Красная шапочка»

П/и «Необычное сражение»

«Жмырки с поводырем»

И/у «Да – нет»

  • Лев Толстой « Отец и сыновья»
  • Русский фольклор «Как у нас семья большая»
  • Алексей Плещеев «Мать и дети»
  • Яков Аким «Кто кому кто?»
  • В.Осеева «Просто старушка»
  • А.Плещеев «Внучка»
  • Л.Толстой « Старый дед и внучка»
  • А.Плещеев «Старик»
  • Е.Пермяк «Торопливый ножик»
  • Рассматривание гениалогического дерева наших детей
  • Рассматривание семейных альбомов
  • Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама с папой – моя родня»
  • Беседа «Моя семья»

Март 3 неделя

От доброго корня, добрая и поросль

( Воспитание уважения к бабушке и дедушке)

Воспитывать уважение к старшим членам семьи, учить проявлять заботу о близких, о малышах. Раскрывать перед детьми сущность понятия вежливость. Вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям. Побуждать к доброжелательности , осознанию своего поведения, Как нужно вести себя с бабушкой и дедушкой? Воспитывать заботливое отношение к старшим, желание им помочь : словом, делом, добрыми делами и поступками.

  • Телефонный разговор
  • Расскажи о бабушке, дедушке

И/с «Ура! У нас гости- бабушка и дедушка»

И/у «скажи добрые слова бабушке и дедушке»

  • Б.Житков «Галки»
  • Рассказ «Ленивые ручки чужие труды любят»
  • Э.Мошковская «Дедушка и мальчик»
  • А.Барто «Если вы ему нужны?»
  • В.Осеева «Бабушка и внучка»
  • Р.Н.С. «Колобок»
  • Я.Н. Капустин «Моя бабушка»
  • Р.Гамзатов «Мой дедушка»
  • П.Бажов «Серебряное копытце»
  • О.Даль «Девочка Снегурочка»
  • Э.Шим «Дед, Баба и Алеша»
  • Н.Носов «Огурцы»
  • Игра-инсценировка «Позвони мне, позвони»
  • Игра «Составь портрет дедушки и бабушки»
  • Беседа «Расскажи, что ты знаешь о своей бабушке и дедушке»

Март 4 неделя

Человек лукавый- что карман дырявый

(Почему хитрить плохо)

Показать детям что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке. Объяснить детям, что особое осуждение заслуживает перекладывание вины на другого ни в чем не повинного человека. Понять детям освоить понятия – правда, честность и их противоположности ( неправда, нечестность, ложь. обман). Формировать у детей представление о том, что всегда нужно говорить правду, что за правду хвалят. Любая ложь всегда раскрывается, скрывать свой поступок бесполезно.

  • Правда – неправда
  • Да – нет
  • Хорошо - плохо

И/с «Если бы с тобой так поступили»

И/с «Буду делать хорошо и не буду плохо»

  • А.Баруздин «За обедом»
  • Л.Толстой «Косточка»
  • В.Драгунский «Тайное всегда становится явным»
  • Отрывок из произведения А.Толстого «Золотой ключик»
  • Стихотворение А.Кушнара «Кто разбил большую вазу?»
  • К.Шаврова «Кукушка»
  • Н.Носов «Огурцы»
  • Беседа «Тайное всегда становится явным»

Апрель 1 неделя

Праздник придет, гостей приведет

(Праздник день рождения приходит к нам в дом)

Поздравления по поводу различных дат. Индивидуальные и коллективные поздравления, стиль поздравления. Выбор и вручение подарка. Подарок дарят тому кого любят и хотят порадовать , поэтому он всегда радость для дарителя и получателя подарка. Выбрать, вручить и принять подарок – важное и необходимое умение. Подарки для близких и друзей. Использование индивидуальных творческих способностей детей при подготовке поздравлений и подарков. Пожелание ко дню рождения и в связи с праздником. Использование контактных речевых формул: Уважение, благодарность. Создание праздничной атмосферы.

  • Чудесный мешочек
  • Нравится – не нравиться
  • Что тебе подарить?

И/с « Поиграем в день рождения»

И/У «У брата день рождения»

  • А.Барто «Подари, подари»
  • А.Милна «Вини-Пух и все, все, все» (6я глава о подарках для ослика)
  • Г.Остера «Как хорошо дарить подарки»
  • Рассказ «Как мы поздравляли дядю Колю с днем рождения»
  • О. Высоцкая «Подарок маме»
  • И.Шевчук «На день рождения Кактусу»
  • Г.Ладоньщиков «Запомни, что неловко дарить мышонку мышеловку»
  • В.Берестов «Хлебом – солью всех встречаем…»
  • В.Лунин «От меня уехал волк»
  • Песня В.Шаинского на слова М.Пляцковского «Подарки»
  • С/р игра «День рождения у куклы Даши»
  • Беседа «У Вежливики день рождения»

Апрель 2 неделя

Стол спасибом красится

(Знакомство детей со столовым этикетом)

Посуда и столовые приборы служат для того, чтобы человеку было удобно принимать пищу, стол при этом должен выглядеть красиво и быть приятен для окружающих. Посуда назначается по назначению, по материалу и изготовлению: стеклянная, оловянная, деревянная, металлическая, хрустальная, керамическая , пластиковая и т.д.)

  • Накрой на стол
  • Расскажи, что ты знаешь о посуде?
  • Так и не так

И/у «Накрой стол для кукол»

И/С «К нам идут гости, надо угостить их чаем, обедом»

  • В.Г.Алямовская «Ребенок за столом»
  • «Федорино горе»
  • М.Потоцкой «Острое поросячье заболевание»
  • С/Р игра «Мы дежурим по столовой»

Апрель 3 неделя

Книга плохому не научит

( Правила поведения в библиотеке)

Освоение предметной ситуации: читальный абонемент, условия выдачи книги на дом, бережное отношение к книге, разговор в библиотеке. Речевое поведение в читальном зале. Умение соблюдать тишину. Сопутствующие этикетные формулы благодарности, приветствия и прощания, адресованные библиотекарю. Рассказ о прочитанной книге, ее оценки.

  • Придумай сказку
  • Я в библиотеке
  • Что мне нужно для работы в библиотеке

И/с «Играем в библиотеку»

И/У «Мы в читальном зале»

  • Рассказ «Поход с папой в библиотеку»
  • Рассказ «Умеешь лти ты вежливо слушать?»
  • С/Р игра «библиотека»
  • Изготовление книжек-малышек
  • Экскурсия в библиотеку

Апрель 4 неделя

Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают

( Воспитание заботливого отношения к больным людям)

Беседа у постели больного. Добрые слова и добрые поступки. Начало беседы: вопросы о самочувствии. Этикетные запреты и этикетные рекомендации ( не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни). Этикетные правила приветствия, дружеского обращения, пожелания здоровья, слова утешения, сочувствия, подбадривания. Поведение у постели больного. Соблюдение правил гигиены, негромкий голос, исключение повышенной эмоциональности, приветливая улыбка. Проявление деликатности- не хвастаться своим здоровьем и силой. Освоение этикетных правил общения с больным.

  • Кому что нужно для работы
  • Навестить больного
  • Добрые слова больному

И/с «Бабушка не здорова»

И/у « Кукла заболела»

  • Рассказ «Выздоравливай поскорее!»
  • В.Катаев «Цветик- семицветик»
  • Рассказ « У постели больного»
  • С/р игра «На приеме у врача»
  • Изгтовление атрибутов для с/р игры «Доктор»
  • Беседа «Как нужно себя вести ,если близкие болеют?»

Май 1 неделя

Собака лает, ветер раздувает

( Правила общения и поведения с домашними животными)

Беседы о животных: их повадках, их отношение к человеку и роли в жизни человека; отношение к животному , забота о нем, сострадание к бездомному животному, преодоление страха перед животными. Возможность разговора с животными ( понимают ли животные человеческую речь?) Выбор клички для различных животных. Уход за ними. В отношении к животному проявляется культура человека, которую нужно воспитывать с детства.

  • Кто это?
  • Давай с тобой играть
  • Чего не хватает?
  • Где мой дом?
  • Кто как кричит?

И/с « Родители ушли в театр и оставили Вову одного с собакой»

И/с «Разговор с рыбками в аквариуме»

И/с Встречи с попугаем»

  • Рассказ о том, как Надя и Федя любят животных»
  • Э.Успенский «Забота о животных»
  • Сказка «Вежливый кролик»
  • А.Раскин « Как папа укрощал собаку»
  • К.Паустовкий «Кот- ворюга»
  • Лев Толстой

« Пожарные

собаки»

· А.Харме «Удивительная кошка»

· Игра «Собери целое из частей»

· Сценка «Пропала собака….»

· С/р игра « У нас в гостях котенок Мурзик»

· Беседа «Мое любимое животное»

Май 2 неделя

Набралось гостей со всех волостей

( Правила поведения и общения с незнакомыми людьми)

Речевые формы выражения просьбы. Вежливая просьба в разных ситуациях: дома, на улице, в транспорте. Обращение к незнакомым людям, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях: магазин, кафе, метро. Формулы вежливой формы в соединении с формулами обращения к незнакомым людям, формулы привлечения внимания. Вежливая интонация. Мера непринужденности в общении с незнакомыми. Формулы разрешения и благодарности.

  • В книжном магазине
  • В парке, на прогулке
  • Подумай и спроси
  • Беседа с незнакомцем

И/с «В магазине спорт. товаров»

И/с «Я – покупатель»

И/с «Вы в незнакомом городе»

И/с «Мама велела прийти домой к 12 часам)

  • Рассказ « Разрешите пожалуйста»
  • «В парке»
  • «Дедушка и Миша в магазине»
  • «Брат и сестра»
  • Е.Пермяк «Самое страшное»
  • В.Осеева «Просто старушка»
  • В.Сутеев «Кто сказал мяу?»
  • С/р игра «Мы в супермаркете»
  • Беседа « К нам в группу пришли незнакомые гости»

Май 3 неделя

Мал золотник, да дорог

( Воспитание доброжелательного отношения к малышам)

Заботливое отношение к младшим членам семьи. Внимательное отношение к младшим незнакомым, помощь им. Слова одобрения, утешения. Контактные этикетные формулы: совет, просьба, согласие, пожелание, разрешение. Обращение к младшему знакомому и незнакомому. Формулы внимания. Отношение к малышам. Сопутствующие сигналы: дружеский тон при отсутствии фамильярности, сюсюканье. Возрастная дистанция старшего и младшего в общении, ролевые позиции старшего и младшего, ответственность старшего за младшего, благородство и молосердие. Напомнить детям о том, что к младшим надо относиться с заботой и вниманием; ввести в речевой оборот некоторые слова и выражения ,которые помогают успокоить и одобрить малыша

  • Буду делать хорошо и не буду плохо
  • Как бы ты поступил?
  • Найди нужные слова утешения

И/с «Петя первый день в детском саду»

И/С «Лена с Вовой увидели, что у дверей стоим малыш и плачет»

И/с «Заболел мой младший брат»

  • Рассказ «Моя мама потерялась»
  • Э.Шим «Брат и маленькая сестра»
  • С/р игра «В гости к малышам»
  • Беседа «Как мы заботимся о малышах»

Май 4 неделя

Вежливости учиться всегда пригодиться

(Речевой этикет перед отправлением в отпуск)

Разговор близких людей перед отъездом. Добрые чувства и добрые слова. Контактные этикетные формулы: Пожелание, совет, утешение, подбадривание. Ситуация расставания: прощание, обещание писать или звонить. Сопутствующие жесты и обычаи. Письма, звонки с дороги, их форма и содержание.

  • Что я скажу маме перед отъездом?
  • Сборы в отпуск
  • Купание в море
  • Поезд

И/с « Поиграем в отъезд в гости к бабушке и дедушке»

И/с «Ваша мама поехала в санаторий»

И/с «Дядя Коля собирается на северный полюс»

И/с «Друг Юра пришел попрощаться перед отъездом»

  • Рассказ «Мы уезжаем в отпуск»
  • С/р игра «До свидания, детский сад. Мы едем на дачу»
  • Беседа «Расскажи обычаи перед дальней дорогой»

Формы работы с родителями по теме:

« Совершенствование коррекционной работы по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посредством обучения речевому этикету»

№1 IX

Анкетирование по теме: Что вы понимаете под понятием речевой этикет?

№2 X

Выступление на родительском собрании по теме: Учимся вежливости

№3 XI

Круглый стол : Мы и телефон

№4 XII

Творческий конкурс совместно с родителями. Сочиняем сказку на тему: Приключения в стране вежливости

№5 I

Презентации семей: Что обозначает имя ребенка?

Желательно чтобы родители поговорили с ребенком, почему его так назвали? Какие пожелания вкладывали родители в его имя, как звучит полное имя мамы и папы, бабушки и дедушки? Важно чтобы ребенок гордился своим именем, и помнил что оно дано ему самыми близкими людьми. Предложить родителям придумать вместе с ребенком, сказку о том, что может случиться с человеком без имени. Придумать сказку о мальчике , забывшем сове имя и его приключениях.

№6 II

Наглядная информация для родителей : Как научить ребенка не перебивать взрослых? Как помочь ребенку быть вежливым? Как отучить ребенка ругаться матом? Если ребенок не здоровается…

№7 III

Викторина : Моя семья. Мои друзья

№ 8 IV

Творческий конкурс совместно с родителями на тему : Принимаем гостей. Идем в гости

№9 V

Консультация: Спрашивайте-отвечаем.

Какие литературные произведения читать детям по развитию речевого этикета.

Правила поведения для воспитанных детей

Приложения:

  1. "Золотые правила"
  2. Игры
  3. Стихи


Поделиться:


Назад в раздел