Поиск по сайту

Интернет - среда социальной адаптации подростка.





Директор ГОУ НМЦ Выборгского района, к.п.н.

Шапиро К. В.



Сегодня явление называемое Интрнет рассматривают с различных точек зрения. Прежде всего с точки зрения информационных технологий и воздействия на коммуникативную среду. Если же рассматривается диада «Человек – Интернет», то прежде всего обсуждение устремляется в двух направлениях: наполнение интернет-контента и мера пагубного воздействия на пользователя и социокультурную среду в целом. Даже завсегдатаи Сети чаще называют Интернет помойкой, чем как либо иначе. Однако сегодня на государственном уровне провозглашена политика информатизации, и интернетизации в том числе, всей сферы российского образования. Это означает, что завтра огромная армия подростков и молодых людей выйдет на просторы Сети. Можно ли утверждать, учитывая вышесказанное, что вся наша молодежь будет выброшена государством на помойку? Или же Интернет призван сыграть другую роль в формировании граждан государства российского? Давайте попытаемся определить какова может быть эта роль.

Очень долго, с момента краха коммунистических идеалов в нашей стране, государство практически не участвовало в сопровождении подростка при его социальной адаптации к современному обществу. Это и понятно у власти были более насущные проблемы: сформировать это самое общество, определить новые правила игры и новую социальную иерархию для всех членов общества. Соответственно в этих условиях не существовало и не могло существовать государственного заказа в сфере воспитательной работы. Это привело к тому, что вступая во взрослую жизнь вчерашние дети оказывались предоставленными сами себе, напрямую сталкиваясь с нестабильной и агрессивной социальной средой. Неопределенность социального положения и устоев в обществе привела к тому, что новые граждане не могли найти свою социальную нишу, вследствие ее отсутствия. Они занимали те ниши которые оказывались свободными по тем или иным причинам. Это, во-первых, привело к существенным перекосам в социальном устройстве российского общества, а во-вторых, сделало процесс социальной адаптации подрастающего поколения чрезмерно жестким и можно даже сказать жестоким. Появилась нетерпимость к мнению молодых членов общества. Т. к. более старшими это воспринимается как посягательство на собственный социальный статус. Произошло расслоение молодежной среды по имущественному принципу. Резко сократились возможности к творческой самореализации, в силу того, что советская культпросветсистема уже разрушена, а для продвижения творческих проектов необходимы существенные материальные затраты и т. д.

Появление Интернета существенно расширило сферу соприкосновения подростка с обществом. По сравнению с традиционными способами взаимодействия подростка и окружающей его социальной среды, Интернет и сетевое общение в целом имеет ряд преимуществ. Во-первых, личная безопасность. В современной нам России это весьма существенный фактор. Во-вторых отсутствие дискриминации по половым, расовым, возрастным и этническим признакам. При сетевом общении имеет значение только информационная составляющая твоей личности. В-третьих, отсечена оказалась ортодоксально настроенная часть взрослого общества. В-четвертых, в Сети не существует никакого «правильного мнения», а следовательно никто не следит за совпадением твоего взгляда и правильного. В-пятых, возможностей для творческого самовыражения, при удивительно низкой затратности хоть отбавляй. И, в-шестых, самое, пожалуй, главное – это возможность многократного вхождения в социум. Виртуальная личность, каковой мы все предстаем в Интернете, существует ровно столько сколько мы этого хотим. Если в реальной жизни подросток предпринял попытку вхождения в общество и она оказалась неудачной, то это может привести порой к трагическим последствиям вплоть до суицида. В Сети же подросток просто отказывается от созданной им личности и готовится штурмовать общество уже в качестве другого персонажа. Это существенно снимает напряженность в период первичной социальной адаптации. Еще одним плюсом Интернета, как среды социальной адаптации, нужно считать его неограниченность географическими и государственными рамками. Подросток, общаясь со всем миром, примеряет на себя различные модели социального устройства, замеряя тем самым свою социальную ценность в масштабах планеты.

Учитывая привлекательность Интернета в качестве инструмента социальной адаптации, сложно сегодня переоценить важность проникновения государственных институтов в пространства Сети. Взрослая часть населения, те кто сейчас стоит у государственного руля, занимается наукой и просвещением, культурой и экономикой, все мы должны прийти сегодня на просторы Интернета, чтобы на равных участвовать в строительстве виртуального пространства, чтобы не навязать свой взгляд на жизнь, а показать его привлекательность. Иначе, обойдутся без нас. Иначе прервется поколений связующая нить. Иначе мы в очередной раз просто растеряем уже накопленные богатства, а последующие поколения вновь будут вынуждены изобретать велосипед.

Поделиться:


Назад в раздел