Поиск по сайту

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ





Школа №457



21 столетие - это век информационных технологий. В основе новых научных знаний лежат возможности информационных технологий, современные производственные процессы основаны на использовании информационных технологий, в основе получения современного образования лежат информационные технологии. Но самое главное, что происходит с образованием сегодня - это то, что существование школы как образовательной среды, становится невозможным без включения в общемировое информационное пространство. Это означает, что нужны радикальные изменения в стратегии образования (Концепция информатизации РФ): в информационном обществе и школа должна быть информационной. Основополагающим элементом такой школы должна стать информационно-технологическая среда, т.е. основной упор в ней должен делаться на создание технически оснащенной обучающей среды, с гибкой и легко адаптируемой структурой, оптимальной в плане эффективного использования учебного пространства и времени. При разработке и составлении программы развития образовательного учреждения особое внимание надо обратить на вопрос взаимодействия учащихся, преподавателей и администрации образовательного учреждения с информационно-компьютерной технологией и информационным обществом.


Технологическое пространство образовательного учреждения

Информатизация начинается с материально- технической базы. Есть минимум – это информационный остров (внутренняя сеть, 2-3 методических кабинета и программа). И есть максимум- это информационная среда.

Администрация школы начала свой путь по созданию единого технологического пространства с создания программы информатизации ОУ. Данная программа учитывала перспективы развития школы, особенности образовательных программ. Первоначально мы создали автоматизированные рабочие места для учителей на базе методического кабинета (сегодня такие компьютеры доступны педагогам на базе медиатеки) и для администрации. Затем была создана внутришкольная сеть, которая сегодня реально функционирует. Таким образом, были совершены первые шаги по созданию единого технологического пространства:

· Предоставлена возможность пользователям (как администрации, так и учителям) общаться между собой;

· Созданы предпосылки для освоения новых компьютерных технологий всеми членами педагогического коллектива.



Но это еще не информационная среда образовательного учреждения. Единая информационная среда должна выполнять и образовательные (как для учителей, так и для учащихся), и управленческие функции. И эта среда должна быть единой:
Должна быть создана единая база данных;
Созданы возможности для использования уже готовых цифровых образовательных ресурсов и создания новых;
Предоставлена возможность доступа к общим ресурсам.

Для создания единой информационной среды на втором этапе особое внимание уделялось освоению новейших средств информатизации: приобретены цифровые лаборатории, мобильные компьютерные классы, интерактивные доски, создана школьная медиатека.

Все эти действия были направлены на решение основных задач, определенных программой информатизации:

1. Использование программного обеспечения в целях интенсификации обучения;

2. Расширения возможностей использования учебной информации;

3. Экономии учебного времени за счёт исключения рутинных операций, обработки различного рода учебной информации;

4. Расширение сферы самостоятельной, в том числе исследовательской деятельности учащихся.



Таким образом, завершился второй этап по формированию технологической среды. Были решены задачи по созданию материально-технической базы.

На следующем этапе особое внимание администрация уделяет формированию информационных ресурсов. Доступность компьютеров, наличие внутришкольной сети, доступа в интернет, необходимость осваивать и применять технику в учебном процессе привели к прорыву в организации методической работы в нашей школе. В результате сложились следующие пять методических блоков информационных ресурсов школы, обеспечивающих функционирование всей нашей образовательной системы.



1. Блок учебно-воспитательной деятельности является самым представительным объемным по информационному наполнению. В этом блоке хранятся электронные учебные материалы по школьным образовательным областям: начальной, основной и средней ступеней непрерывного среднего образования. В его функции входит непрерывное образование по информатике, расширенное образование по математике, предметное гуманитарное образование, естественнонаучное образование, социально-экономическое образование. В методическом плане этот блок ориентирован на активные методы обучения, базирующиеся на информационной модели организации учебного процесса.



2. Блок культурно-просветительной деятельности призван сформировать интеллигентного человека постиндустриального общества. Кроме основных знаний по фундаментальным наукам выпускник современной школы должен владеть литературным, музыкальным, художественным и архитектурным наследием мировой цивилизации. Формированию культуры школьника должен способствовать широкий выбор виртуальных музеев, исторических памятников, картинных галерей и других достопримечательностей. Этот блок отвечает за формирование информационной, экологической и экранной культуры, творческой активности, высокой нравственности и толерантности учеников.

3. Блок информационно-методической деятельности школьных учителей ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение информационной модели образования требует создания и постоянного обновления программно-методических комплексов различных форм обучения (проектных, индивидуальных, дистанционных и т. п.). В его функции входит создание электронных учебников, разработка компьютерных программ, проведение конференций, формирование программно-методического фонда.

4. Блок научно-продуктивной деятельности основывается на работе школьного научного общества и отвечает за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. Эта цель достигается за счет совмещения образования с полезным трудом, основанным на использовании новых информационных технологий. В его работу должны входить обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, обслуживание административной системы, работа в Интернете.

5. Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает формирование и тиражирование различных директивных документов (АРМ "Директор"), автоматизированное планирование учебного процесса (АРМ "Завуч"), работу с классными журналами (АРМ "Учитель"), анализ и обеспечение здоровья учащихся (АРМ "Медицинский кабинет"), психолого-педагогическую диагностику (АРМ "Психолог"). По данному блоку работа продолжается.



Центральным структурным подразделением, обеспечивающим функционирование технологической среды, является телекоммуникационный узел (ТКУ) в состав которого входит школьный сервер и внутришкольная информационная сеть. На базе школьного ТКУ организуется сбор и систематизация сведений об информационных ресурсах для указанных пяти методических блоков, т. е. формируется автоматизированный кадастр школы, который обеспечивает создание и обновление электронных учебных материалов, хранящихся на сервере.

В задачи сервера входит создание автоматизированного кадастра "Информационные ресурсы школы", учебных баз знаний предметных кабинетов школы, баз данных администрации, библиотеки, издательства.





Техническая инфраструктура



Техническая инфраструктура информационной среды школы включает … компьютеров … ноутбуков и 2 мобильных класса,

которые используются в образовательном процессе , а так же …компьютеров для управления образовательном учреждения.









































Архитектура школьной сети включает три направления

1) обеспечивает информационные потоки между сервером и административными АРМами;

2) обеспечивает передачу учебной информации на компьютеры предметных кабинетов;

3)обеспечивает информационную связь сервера с рабочими местами преподавателя предметника.



Сложившаяся техническая инфраструктура позволила перейти на совершенно иной уровень развития обучающей среды. Сегодня одно из наших главных достижений - создание цифровых образовательных ресурсов.








































Формы применения ЦОР:




































Считаю, что именно формирование цифровых образовательных ресурсов является одним из важнейших признаков успешного функционирования технологической среды образовательного учреждения.

Определились новые задачи, которые ставит перед нами информационное общество: сегодня школьное образование не может развиваться, не используя возможности Интернет - технологий. И для дальнейшего функционирования технологического пространства необходимо направить деятельность и на развитие сайта школы, и на формирование двусторонней связи с родителями учащихся, и на обучение педагогов и учащихся новым информационным технологиям.



Цифровая информационная среда помогает изменить практику распространения информации в школе, результаты учебной работы. Даёт учителю и администрации новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет их работу.

Накопленный в области информатизации опыт позволил создать в 2006 году на базе нашей школы Районный Ресурсный центр по информатизации



Результаты работы:



За 2 года работы Районного Ресурсного центра школы № 457 проведены

32 проблемно-методических семинара для работников образовательных учреждений города и района.

В подготовке и проведении лекционных и практических мероприятий приняли участие 27 педагогических и 5 административных работников школы.

В работе Ресурсного Центра районного уровня школы № 457прошли обучения 346 человек.

Поделиться:


Назад в раздел