Автор: Титарева Е.П. |
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
А. Шопенгауэр
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро. Ученые бьют тревогу: по статистике сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины учащихся отмечаются функциональные отклонения.
Эта статистика мне, школьному врачу, хорошо знакома. На диспансерном учете в нашей школе в 2009 году стояли 30 % учащихся, в 2010- 27%.
Ведущими формами хронической патологии являются:
-болезни органов дыхания
- болезни костно-мышечной системы
- больные глаза и его придатки
У многих детей заболевания протекают в хронической форме, так, детей с больным и ослабленным зрением – 15% от общего их числа , с заболеваниями нервной системы и психическими расстройствами -13%, болезнями органов дыхания- 19%, болезнями костно-мышечной системы (в том числе сколиоза)– 17%.
При анализе хронической заболеваемости % детей, стоящих на «Д» учете также значителен:
год |
всего |
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
Общая заболеваемость |
2007 |
34% |
20% |
52% |
28% |
457,2 |
2008 |
33,2% |
24% |
55% |
21% |
512,3 |
2009 |
30,4% |
26,3% |
65,7% |
14% |
565,6 |
Распределение детей по группам здоровья:
год |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
всего |
78 (11%) |
484(66%) |
161(22%) |
11(1%) |
1-4 классы |
33 |
256 |
35 |
2 |
5-9 классы |
41 |
206 |
107 |
3 |
10-11 классы |
4 |
22 |
19 |
- |
Малоподвижный образ жизни становится нормой как для взрослых так и для детей, телевидение и компьютерные игры, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия, сменяющаяся агрессивностью; уличный шум, громкая музыка, сотовые телефоны – все это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонений в здоровье уже в школьном возрасте. Ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания, усвоения учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи.
На школу возлагаются обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа с 1-го класса способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребности здорового образа жизни. В этой работе необходимы усилия всех. Вместе с учителями мы, медики,стараемся вносить существенный вклад в охрану, поддержание здоровья учащихся.
В рамках здоровьесберегающей деятельности школы со стороны нас, специалистов - медиков, проводятся:
- диспансеризация;
- профилактические прививки;
- профилактические осмотры;
- беседы о здоровье с учащимися;
- беседы о здоровье с родителями;
- проведение текущего медицинского обслуживания учащихся всех классов: диагностика и терапия острых заболеваний, оказание помощи при травмах;
- оповещение родителей о проведении прививок по необходимости;
- выдача медицинских справок для отдельных детей;
Совместные действия администрации, педагогического коллектива, родительской общественности и медиков дают свои результаты. Организуемая в разных формах спортивно-оздоровительная работа с детьми и подростками, организация и качество школьного питания, выполнение норм санитарии и гигиены в школьной жизни, - все эти и многие другие вопросы решаются совместно. Особое внимание уделяется просветительской и профилактической работе со всеми участниками образовательного процесса. Так в 2009-10 учебном году мною, школьным врачом, было подготовлено и прочитано учащимся школы разных возрастов 4 лекции по правилам гигиены, правильного питания, о вреде курения. Дважды я выступала на родительских собраниях, неоднократно на совещаниях при директоре по разным направлениям здравоохранительной работы в школе. С учащимися классов проведено 52 беседы, в том числе, о профилактике гриппа, правилам поведения во время карантина, о необходимости прививок. Со старшеклассниками в рамках Всероссийского дня здоровья проведены беседы о вреде курения, наркомании. С помощью санитарного актива учеников оформлены санитарные листки о социально-опасных заболеваниях
Практика показывает, что школьный врач, сам по себе, мало что может сделать, и эффективность его работы в образовательном учреждении, в значительной мере, зависит от совместных усилий и педагогов, и родителей, и учащихся при грамотном управлении школьной администрации, сознающей задачи, стоящие перед современной школой.