Поиск по сайту

Школьный врач: некоторые аспекты работы

Автор: Титарева Е.П.


«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

А. Шопенгауэр

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро.  Ученые бьют тревогу: по статистике сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины учащихся отмечаются функциональные отклонения.

Эта статистика мне,  школьному врачу,  хорошо знакома. На диспансерном учете в нашей школе в 2009 году стояли 30 % учащихся, в 2010- 27%.

Ведущими формами хронической патологии являются:

-болезни органов дыхания

- болезни костно-мышечной системы

- больные глаза и его придатки

У многих детей заболевания протекают в хронической форме, так, детей с больным и ослабленным зрением – 15% от общего их числа , с заболеваниями нервной системы и психическими  расстройствами -13%, болезнями органов дыхания- 19%, болезнями костно-мышечной системы (в том числе сколиоза)– 17%.

При анализе хронической заболеваемости % детей, стоящих на «Д» учете также значителен:

год

всего

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Общая заболеваемость

2007

34%

20%

52%

28%

457,2

2008

33,2%

24%

55%

21%

512,3

2009

30,4%

26,3%

65,7%

14%

565,6

Распределение детей по группам здоровья:

год

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

всего

78 (11%)

484(66%)

161(22%)

11(1%)

1-4 классы

33

256

35

2

5-9 классы

41

206

107

3

10-11 классы

4

22

19

-

Малоподвижный образ жизни становится нормой как для  взрослых  так и для  детей, телевидение и компьютерные игры, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия, сменяющаяся агрессивностью;  уличный шум, громкая музыка, сотовые телефоны – все это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонений в здоровье уже в школьном возрасте. Ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем,  у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания, усвоения учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи.

На школу возлагаются обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа с 1-го класса способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребности  здорового образа жизни. В этой работе необходимы усилия всех. Вместе с учителями мы, медики,стараемся вносить существенный вклад в охрану, поддержание здоровья учащихся.
В рамках здоровьесберегающей деятельности школы со стороны нас, специалистов - медиков, проводятся:

- диспансеризация;
- профилактические прививки;

- профилактические осмотры;

- беседы о здоровье с учащимися;
- беседы о здоровье с родителями;

- проведение текущего медицинского обслуживания учащихся всех классов: диагностика и терапия острых заболеваний, оказание помощи при травмах;

- оповещение родителей о проведении прививок по необходимости;
- выдача медицинских справок для отдельных детей;
Совместные действия администрации, педагогического коллектива, родительской общественности и медиков дают свои результаты. Организуемая в разных формах спортивно-оздоровительная работа с детьми и подростками, организация и качество школьного питания, выполнение норм санитарии и гигиены в школьной жизни, - все эти и многие другие вопросы решаются совместно. Особое внимание уделяется просветительской и профилактической работе со всеми участниками образовательного процесса. Так в 2009-10 учебном году мною, школьным врачом, было подготовлено и прочитано учащимся школы разных возрастов 4 лекции по правилам гигиены, правильного питания, о вреде курения. Дважды  я выступала на родительских собраниях, неоднократно на совещаниях при директоре по разным направлениям здравоохранительной работы в школе. С учащимися классов проведено 52 беседы, в том числе, о профилактике гриппа, правилам поведения во время карантина, о необходимости прививок. Со старшеклассниками в рамках Всероссийского дня здоровья проведены беседы о вреде курения, наркомании. С помощью санитарного актива учеников оформлены санитарные листки о социально-опасных заболеваниях

Практика показывает, что школьный врач, сам по себе, мало что может сделать, и эффективность его работы  в образовательном учреждении, в значительной мере, зависит от совместных усилий и педагогов, и родителей, и учащихся при грамотном управлении  школьной администрации, сознающей задачи, стоящие перед современной школой.


Поделиться:


Назад в раздел