Поиск по сайту

Комплексные меры противодействия табакокурению и злоупотреблению наркотиками в образовательной среде Санкт-Петербурга

Автор: Цыганкова Наталия Игоревна, старший преподаватель кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдиплормного педагогического образования (СПб АППО)


Противодействие незаконному распространению и обороту наркотиков в настоящее время является частью государственной политики России.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации, признает «одним из источников угроз национальной безопасности распространение наркомании и деятельность транснациональных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Цифры официальной статистики говорят о том, что за последние 10 лет количество зарегистрированных больных с диагнозом «наркомания» в Российской Федерации выросло почти на 60 %, а число потребителей наркотиков составило более полумиллиона человек. Опасность заключается в том, что две трети из этого количества – это молодежь в возрасте до 30 лет.

Приоритетным направлением продолжает оставаться профилактика наркомании, которую необходимо начинать с раннего возраста.

В настоящее время одним из ключевых инновационных направлений развития системы общего образования России является здоровье школьников. Ставится задача разработки и реализации мероприятий по улучшению здоровья школьников с учетом применения к каждому ученику индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения.

В образовательных учреждениях Санкт-Петербурга проводится системная работа по профилактике наркомании среди подростков и молодежи.

В реализации программ профилактики наркомании в системе образования мы опираемся прежде всего на нормативно-правовую базу. Соответствующие законодательные акты приняты как на федеральном, так и региональном уровне.

В Санкт-Петербурге в 1999 года реализуется целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту». Исполнителями по этой программе являются наряду с Комитетом по образованию, Комитеты по здравоохранению, культуре, спорту, комитет делам молодежи и общественным организациям. Координируется деятельность субъектов профилактики Комитетом по вопросам законности, безопасности и правопорядка Правительства Санкт-Петербурга.

В образовательной среде Санкт-Петербурга наряду с правоохранительной и медицинской реализуется психолого-педагогическая модель профилактики зависимого поведения детей и подростков.

Психолого-педагогическая модель реализуется:

· государственными образовательными учреждениями основного и дополнительного образования;

· учреждениями начального и среднего профессионального образования,

· учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, находящихся в ведении Комитета по образованию (ППМС-центры).

Распоряжением Комитета по образованию в 2001 году была создана специализированная служба наркопрофилактики в образовании: отделы профилактики наркозависимости в ППМС-центрах.

В настоящее время во всех 18 районах Санкт-Петербурга работают 20 ППМС-центров, среди них 3 районных центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, 1 загородный центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей, имеющих опыт употребления табака, алкоголя, наркотиков. Длительность пребывания реабилитантов на загородной базе составляет 6 месяцев. Одновременно проходят реабилитацию 20 подростков – мальчиков.

Важное условие работы по профилактике наркомании - расширение межведомственного взаимодействия и социального партнерства государственных и общественных организаций.

Комитет по образованию, органы управления образованием административных районов Санкт-Петербурга, образовательные учреждения в обязательном порядке взаимодействуют с Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, что позволяет координировать работу по профилактике правонарушений и наркозависимости несовершеннолетних в системе образования.

Сеть образовательных учреждений включена в единую информационно-поисковую базу данных, в которой содержатся сведения о несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Это мощное средство контроля за ситуацией с правонарушениями несовершеннолетних. Введение специализированной базы данных в системе образования позволяет оптимизировать оказание своевременной, качественной и комплексной помощи несовершеннолетним, в том числе, состоящим на учете в отделах по делам несовершеннолетних.

Ведение базы данных позволяет отследить динамику правонарушений, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков. Так, темпы роста правонарушений, связанных с употреблением алкоголя снижаются, однако, общее положение дел вызывает тревогу. Существует проблема ранней алкоголизации подростков, прежде всего, употребление пива, алкогольных коктейлей.

В 2008 году Комитетом по образованию совместно с ГУВД введен институт школьных инспекторов милиции. Были определены 84 школы, в которых было наибольшее количество детей, состоящих на учете в ОДН.

Профилактика наркозависимости и правонарушений учащихся рассматривается нами как необходимая и естественная составляющая деятельности школы. Организуется работа администрацией школы, участвуют в педагоги, социальные педагоги, психологи, классные руководители.

Проблема наркомании рассматривается как комплексная и включает в себя наряду с профилактикой употребления алкоголя, табака, наркотиков, формирование навыков правового и безопасного поведения, культуры здоровья, духовно-нравственного развития на основе общечеловеческих ценностей.

Превентивные мероприятия носят системный плановый характер и осуществляются среди всех участников образовательного процесса:

· учащиеся (начальной, основной, старшей школы),

· родители,

· педагоги.

Профилактическая работа проводится в рамках

· первичной (направленной на все население),

· вторичной (направленной на детей и подростков группы риска употребления психоактивных веществ),

· третичной психолого-педагогической профилактикой незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (постреабилитация, профилактика срывов), коррекцией и реабилитацией несовершеннолетних, больных наркоманией.

Основная цель и задача профилактической работы – усиление у ребенка факторов защиты, к которым относятся внешние (семья, школа, социальное окружение) и внутренние (личностные особенности, самооценка).

Мы выделяем понятия специфической и неспецифической, общей профилактики наркомании детей и подростков.

Общая профилактика направлена на гармонизацию развития ребенка, создание безопасной образовательной среды, обеспечение потребностей ребенка в соответствии с его возможностями. Заниматься общей профилактикой могут все специалисты образовательного учреждения в соответствии со своими должностными обязанностями.

Специфическая профилактика направлена на предупреждение употребления конкретных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) и может проводиться только специально обученными специалистами. Например, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПбАППО) предлагает для педагогов ряд курсов повышения квалификации по этой теме.

Актуальной задачей в настоящее время является формирование политики образовательного учреждения, направленной на ограничение доступности наркотиков в учреждение и снижение количества потенциальных потребителей среди учащихся.

Ограничение доступности осуществляется с помощью правоохранительных мер, усиления охраны школы, обучения представителей охраны и технического персонала правилам поведения в случае возникновения ситуаций, связанных с табаком, наркотиками, ингаляторами в школе.

Снижение количества потенциальных потребителей среди учащихся достигается путем реализации различных профилактических мероприятий:

· Информационные (лекции-беседы, тематические выставки, просмотр фильмов и т.д.);

· Обучающие (на уроках биологии, охраны безопасности жизнедеятельности, психологии, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с психологом, психотерапевтом);

· Тренинговые (психологические тренинги личностного роста, развития коммуникативных навыков, стратегий совладающего поведения, навыков поведения в стрессовых ситуациях, навыкам отказа, жизненным навыкам);

· Досуговые (организация внеурочной деятельности в школе, кружки, спортивные секции, занятия экстремальными видами спорта, альтернативный досуг, где дети и подростки могут удовлетворить свои потребности в развитии, самореализации, раскрытии творческого потенциала);

· Массовые акции (уличные акции, реализация социальных проектов).

Большое внимание в городе уделяется реализации городских профилактических программ, позволяющих сформировать единое информационно-профилактическое пространство в образовательной среде и вовлечь максимальное число участников.

Одной из наиболее востребованных и успешно реализуемых программ стала программа профилактики подросткового курения «Соревнование классов, свободных от курения». Программа реализуется с 1999 года, ежегодно в ней принимают участие около 12 000 учащихся 13-14 лет (6-7 классов). Подростки принимают обязательство не курить и вести здоровый образ жизни в течение 6 месяцев, пока проходит программа. Подростки и родители подписывают соответствующие обязательства. Осознанное решение подростков поддерживается с помощью ряда поддерживающих мероприятий программы: конкурсы творческих работ, разработка и реализация социальных проектов, проведение профилактических акций для любых слоев населения и школьников младших классов.

С 2007 года в Санкт-Петербурге по инициативе Комитета по образованию создано волонтерское движение за здоровый образ жизни «Наше будущее в наших руках» для учащихся 15-17 лет (9-11 классы).

В 2009 году Комитетом по образованию совместно с ГУВД в образовательных 30 школах созданы «Клубы юных друзей правопорядка». Работу ребят курирует школьный инспектор милиции, методическую помощи осуществляет СПбАППО.

Вопрос заботы о здоровье учащихся, предупреждения употребления табака, алкоголя, наркотиков требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни и противодействия табакокурению и наркотизации подростков.

Приложения:
  1. Презентация

Поделиться:


Назад в раздел