Поиск по сайту

Здоровье в образовании - это возможно! (из опыта работы педагогического коллектива ГОУ № 463 Выборгского района Санкт-Петербурга по охране жизни и здоровья учащихся)

Автор: Далматова Л.А.


Каждый год первого сентября приходят в школу первоклассники, и с этого дня на продолжении долгих школьных лет сохранение и укрепление их здоровья становится одной из наших важнейших задач. Необходимо не только хорошо учить детей, но и создавать условия для полноценного развития ребенка, учитывая его готовность к обучению, состояние здоровья и индивидуально-психологические особенности.

Во многом успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Задача школы - создание образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья пришедших детей. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Конечно мы все, педагоги, администрация школы, понимаем всю ответственность перед обществом за сохранение здоровья наших детей.

Ежегодно при составлении учебного плана работы в нашей школе достаточное внимание уделяется охране здоровья учащихся.

Планируются и проводятся следующие мероприятия:

- Осуществление контроля за здоровьесберегающими аспектами образовательного процесса (составление расписания, исключение перегрузок, соблюдение санитарного состояния кабинетов)

- Организация горячего питания (завтраки для всех и обеды для посещающих группы продленного дня).

- Проведение ежегодного медицинского осмотра учащихся, формирование групп здоровья и физкультурных групп.

- Организация занятий учащихся в группах ЛФК.

- Организация работы спортивных секций, кружков.

- Проведение Дней Здоровья.

- Разработка планов по организации отдыха детей в каникулярное время.

- Проведение спортивных школьных праздников.
- Участие в районных спортивных соревнованиях.

- Проведение классных часов, игр, конкурсов по пропаганде здорового образа жизни.

- Регулярное проведение инструктажей по технике безопасности и пожарной безопасности.

- Беседы с родителями на тему «Как сберечь здоровье детей».

- Организация посещений классными руководителями детей на дому с проверкой условий жизни детей (особенно неблагополучных).

- Совместная работа с районным ПЦМСС по проблемам адаптации учащихся к школе, оказания психологической помощи нуждающимся.

- Профилактическая работа по ПДД с родителями.

- Оформление классных и школьных «Уголков здоровья»

- Проведение педсовета или совещания при директоре по этой тематике.

Охрана здоровья в школе начинается у входа в нее. Для выполнения распоряжения об организации контроля за обеспечением безопасности в школе введена система контроля доступа. Организован пост охраны. Вокруг школы и во внутренних помещениях ее закреплены телевизионные камеры наблюдения, все сигналы с которых выведены на дисплеи пункта охраны и в кабинет директора. На посту охраны осуществляется контроль доступа учеников и посетителей по предъявлению пропуска или договоренности с администрацией по телефону. Посетители сопровождаются до места посещения. Все учителя начальной школы приходят в школу за 20 минут до начала первого урока, дежурные по графику в 8.30. Дежурный учитель забирает группу учащихся из своей рекреации и уводит их к себе на этаж. Таким образом, основной контингент детей начальных классов не сталкивается с общим потоком учащихся средней и старшей школы. Это помогает создать младшим школьникам комфортные условия еще до начала занятий.

Большое внимание уделяется в нашей школе профилактике травматизма. Перед началом года на совещании при завуче все учителя знакомятся и принимают к исполнению выполнение распоряжений по начальной школе: о недопустимости изменения расписания самовольно, сокращении количества уроков, перестановке их. Им в обязанности вменяется после окончания уроков проследить за тем, как дети одеваются, передать их с рук на руки родителям. Учителя- предметники ( преподаватели физкультуры, музыки, английского языка) с рук на руки должны передавать учителям начальной школы детей после своих занятий.

Для всех классов и в том числе для начальной школы составляется расписание, учитывающее возрастные особенности детей и смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Обучение в нашей школе ведется в рамках четырехлетней системы начального образования по УМК «Школа России». Один класс учится по системе «Школа 2100». Уроки физического воспитания проходят по расписанию. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры проводятся на стадионе. А в первых классах в сентябре- октябре часть уроков по разным предметам в соответствии с методическими рекомендациями проходят в нестандартной форме, на природе.

Для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни существенный вклад вносят

условия воспитания и обучения детей. Гигиенически полноценная среда обитания должна отвечать требованиям САНПиНа.
Здесь имеет значение все: и само расположение здания школы и его оборудование. Наша школа расположена в глубине микрорайона. Рядом зеленый участок, построен прекрасный стадион. Все учебные кабинеты большие, светлые, хорошо освещены, выходят на южную сторону. Администрацией школы много сделано и делается для обеспечения классов необходимой школьной мебелью. Многие классы имеют регулируемые по высоте парты и стулья. В начале года учителя начальных классов совместно со школьным врачом Титаревой Е.П. при проведении медицинского осмотра перед началом школьных занятий выясняют размеры школьной мебели, которая должна отвечать требованиям САНПиНа в том или другом классе, после чего данные анализируются учителями и соответственно результатам высота мебели корректируется. В начальной школе учителя уделяют много сил и времени, чтобы классы были по- настоящему уютными, зелеными и красивыми, чтобы детям хотелось приходить в них утром и не хотелось покидать после окончания уроков. С охотой им помогают в этом родители детей. Они понимают, как это важно, чтобы ребенку было уютно в красивом и теплом классе. Стены рекреаций расписаны на сюжеты сказок, окрашены в светлые тона, радующие глаз. Во всех классах есть современная видеотехника. Стоит ли говорить о том, что в классах всегда чисто и тепло даже в сильные морозы. У начальной школы есть свой спортивный зал. Расписание составляется таким образом, что, начиная с 3-4 класса, дети могут посещать и большой спортивный зал школы. По медицинским показаниям сформированы 3 группы ЛФК, занятия проводятся два раза в неделю.

Мы понимаем, что основное в школьной жизни – это урок. Для меня, как для заместителя директора по УВР, конечно, важно качество обучения детей, но нельзя добиваться хороших стабильных знаний ценой потери хоть в малой дозе детского здоровья. Поэтому при посещении уроков,

их анализе и самоанализе самими учителями, внимание уделяется помимо методической стороны урока следующим его аспектам:

- рациональная организация урока

- игровые технологии

- проведение физкультминуток

- нормы домашнего задания

- индивидуально-дифференцированный подход

- стиль общения

Учителя при планировании и подготовке урока учитывают, что основная здоровьесберегающая сторона урока – его рациональная организация. Учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, педагоги продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Каждый учитель ищет приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся. При анализе посещенных мною уроков помимо решения педагогических задач большое внимание уделяется соотношению учебной нагрузки и методов преподавания. Перегрузка учащихся на уроке, вызывающая утомляемость и невротизацию, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки.

Все дети любят играть. Призвать любимое занятие на урок – это значит привлечь к нему со стороны детей неподдельное внимание. Поэтому учителя часто применяют игровые технологии. Широко используют в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа, устный счет, решение нестандартных заданий: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова, ответы, подчеркивают общие признаки, убирают лишнее. Приемы с элементами соревнования используется и на других уроках. Такая работа помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Применение игровых технологий на уроках укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Инсценировки на уроках окружающего мира, чтения, математики вызывают сопереживание происходящему, способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения детей. Учащимся интересна самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек, хлопания в ладоши (при определении встречающегося звука в произносимых учителем словах). Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Кроме того так интересно выступить в роли учителя и научить товарища тому, что знаешь сам.

Как бы ни был интересен урок, дети начинают уставать уже к середине урока почти все, а другие и раньше. Уловить момент начала усталости отдельных детей, снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, предупредить зрительное утомление помогает своевременное проведение физкультминутки.

Это необходимый элемент каждого урока. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Упражнения охватывают большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы, сидения во время урока. В комплексах физкультурных минут применимы упражнения на потягивания, прогибания, наклоны и полунаклоны, полуприседания и приседания с различными движениями рук. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, их может проводить герой урока-сказки. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме, зачастую с музыкальным сопровождением. Поведение физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. Обязательно строго следят педагоги за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

В состав упражнений для физкультминуток они включают:

· упражнения по формированию осанки,

· укреплению зрения,

· укрепления мышц рук,

· отдых позвоночника,

· релаксационные упражнения для мимики лица.

Ежегодно на заседаниях МО учителей школы, совещаниях при директоре ставится вопрос о нормах домашнего задания, как об одном из возможных факторе перегрузки детей. Поднимается вопрос этот и на педсоветах, родительских собраниях.

Объем домашнего задания должен быть по силам ребенку, основные его пункты разобраны на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. При проверке журналов обязательно проверяю нормы домашнего задания. При анкетировании детей было выявлено, что любимыми предметами дети часто выбирают музыку, физкультуру, объясняя это и тем, в частности, что «по ним нет домашнего задания». А среди трудных предметов называют русский, английский, математику по причине «очень трудно и долго надо делать домашнюю работу».

Все дети приходят по- разному готовыми, в разном темпе работающими, со своими индивидуальными особенностями. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы годы учения приносили радость познания, а не превращались в детские школьные неврозы. Поэтому так важно на уроке увидеть применение индивидуально-дифференцированной технологии. Это дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным. При таком подходе часто используются задания разного уровня в виде карточек с индивидуальными заданиями. При повторении, обобщении и контроле учителя часто применяют методику свободного выбора учащимися разноуравневых заданий.

На состояние здоровья школьников влияет стиль общения педагога с учащимися. Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности. Благоприятный психологический фон на уроке, использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу, создает условия для самовыражения учащихся Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Любовь к детям, вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам - оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики. Это видно не только при общении детей, детей с учителями, при посещении уроков, но и при анализе детских и родительских анкет. Ежегодно проводится анкетирование учащихся начальной школы на определение межличностных отношений класса и классного руководителя, проводится анкетирование классов начальной школы по определению уровня сплоченности в детском коллективе ( при возникновении любой конфликтной ситуации). Результаты обсуждаются, выявленные проблемы принимаются к сведению учителями.

Мы хорошо работаем совместно с Выборгским ЦМПСС. Уже несколько лет действует логопедический пункт на базе школы. Комплектование групп и подгрупп для коррекционно-логопедических занятий по преодолению дисграфии и дислексии проходит в сентябре. Составляется расписание проведения логопедом коррекционно-логопедических занятий с учащимися 1-4 классов школы по преодолению дисграфии и дислексии. Учителя обязательно следят за посещаемостью своими учениками таких занятий. Как правило, логопед два-три раза в год проводит обучающий семинар с учителями школы и другими логопедами по коррекционной работе, делится рекомендациями по работе над логопедическими ошибками.

Наиболее уязвимы во всех аспектах остаются дети, переходящие из начальной в основную школу, что может быть связано с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки и выходом на первый план оценки, как главного фактора в самоконтроле ребенка и контроле его успеваемости со стороны родителей. В сентябре учителя начальных классов посещают уроки своих коллег, работающих в 5-х классах. Они видят, как работают дети, в чем они испытывают затруднения, на что обратить внимание учителям будущих пятиклассников. Помимо этого каждый учитель начальных классов обязательно согласовывает нормы подхода к оценке в 5 классе, формы работы по тому или иному учебному материалу в средней школе, особенно это касается русского языка, чтобы в 5 не пришлось детей переучивать и тем самым подвергать стрессу. В апреле учителя старших классов приходят в свое свободное время на уроки в начальную школу (по свободном графику) и наблюдают, как учителя объясняют, как отвечают дети. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии каждого ребенка на каждом этапе школьного образования

Педагогами и администрацией школы уделяется пристальное внимание вопросам регламентации учебного материала, создания и поддержания благоприятного психологического микроклимата и в процессе обучения, и во внеурочное время. В течение года в школе было проведено: анкетирование учащихся и родителей по выявлению отношения к работе школы, анкетирование родителей учащихся первых классов по вопросам школьной адаптации. После этого анкетирования каждый педагог получил практические рекомендации для работы с классом по преодолению личностной тревожности детей, было проведено родительское собрание с участием представителей ЦМПСС.

Контроль за качеством обучения – это для меня, прежде всего, контроль психолого-педагогических условий образования, а не комплекс требований, предъявляемых к ребенку. Без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности "учения-обучения" нельзя правильно строить начальное образование как базу всего последующего обучения, а, следовательно, создавать начальную школу как реальную здоровьесберегающую среду в целом.
Одним из необходимых условий сохранения здоровья школьников является работа школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Когда в дорожных происшествиях страдают дети, это всегда отчасти и вина взрослых, которые не научили их правилам безопасного поведения на дороге, не создали условия для их безопасности. Наша школа расположена внутри микрорайона, все дороги рядом достаточно малонагруженные транспортом, для основной массы детей не требуется переходить дорогу, чтобы попасть в школу. Но достаточно высокий уровень педагогов, комфортная обстановка на уроках, стабильность классов, нацеленность работы педколлектива на успешность и гуманизацию обучения привлекает к нашей школе детей, часто живущих за 2 перехода основных транспортных магистралей района (пр. Энгельса, ул. Композиторов). Кроме того надо помнить, что каждый ученик нашего города - житель огромного мегаполиса с интенсивным дорожным движением.

В нашей школе профилактике дорожно-транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения учащимися уделяется большое внимание. В начале года в школе издаются приказы о назначении ответственного за БДД. В школе оформлен и постоянно обновляется уголок по ПДД. Правила дорожного движения (ПДД) изучаются с 1 класса. Работа спланирована так, что по этой проблеме мероприятия проходят в течение всего учебного года. Учителями начальной школы разработана система занятий по изучению правил дорожного движения, противопожарной безопасности и бесед по охране здоровья на все четыре года обучения детей в начальных классах. В ней соблюдается преемственность, опора на ранее изученный материал. Занятия проводятся не только в форме бесед, но и с привлечением современных технических средств, наглядных пособий, видеоматериалов. Часто на таких занятиях проводим викторины, игры и соревнования по закреплению знаний и практических навыков безопасного поведения детей. В начале года проходят встречи с инспектором ГИБДД. Перед каникулами учителя проводят инструктажи для учащихся по соблюдению правил дорожного движения. Перед каждым выходом детей на внеклассные мероприятия, проводимые вне школы, экскурсии, культпоходы издается приказ о сопровождающих, о проведении бесед и инструктажей классными руководителями учащихся по соблюдению правил дорожного движения.

На уроках изо и труда проводятся конкурсы рисунков, поделок на эту тему, моделируются и изготавливаются настольные игры, модели дорожных знаков. В конце года, как правило, дети выезжают на автобусную экскурсию или итоговое занятие по правилам поведения на дорогах.

На первом же занятии первого сентября все учащиеся, включая первоклассников, рассматривают и рисуют план «Безопасный путь до школы и домой». Этот план, для каждого свой, наносится на схему района проживания ребенка и вклеивается в дневник ученика. Но только одной работы в школе, конечно, мало. Дети, наблюдая поведение взрослых, начинают подражать им, прежде всего, своим родителям. Необходимо большую работу вести и с самими родителями. На собраниях в классах проводятся выступления на тему безопасности детей на улицах и дорогах, где отмечается ответственность и роль взрослых в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, приводятся страшные цифры статистики дорожных происшествий.

Беседы, викторины, опросы, анкетирование, проводимые в школе показали, что в основном дети знают правила дорожного движения и стараются выполнять ряд требований, обеспечивающих сохранение их жизни и здоровья. Но выполнение этих правил не всегда соблюдается.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, с работниками районной больницы, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Беседы, рассказы, уроки дают знания о правилах и необходимости здорового образа жизни, но только там, где их выполнение закрепляется практической деятельностью, они становятся необходимостью, привычкой самого ребенка. В этом большую помощь оказывают проведение учителями праздников, игр по станциям, викторин, заочных путешествий в страну здоровья. Чтобы класс или команда победила, дети обращаются к дополнительным источникам получения информации, фантазируют, сочиняют, придумывают свои рассказы, игры, сказки. Тем самым достигается сопереживание происходящему, повышается эффективность работы в столь важном для современного общества направлении, как воспитание гражданина, сознательно выбирающего для себя здоровый образ жизни, развивается потребность у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Раз в месяц в школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки. Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями организуются соответствующие мероприятия, например, экскурсионные поездки в заповедники, прогулки по нашему микрорайону, прогулки и экскурсии по Санкт-Петербургу и его пригородам.

Если позволяют семейные обстоятельства, учителя со своими классами выезжают в санатории Ленинградской области, где в окружении роскошной природы Карельского перешейка дети учатся и оздоравливаются вдали от шумного мегаполиса.

В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают. Каждый третий учащийся начальной школы посещает группу продленного дня. Цель таких групп - организация отдыха и досуга детей во второй половине дня для семей, где работают родители. В группах дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают. Соотношение отдельных элементов режима, дозировка времени на каждый из них помогает правильно и полезно для учебы и здоровья организовать жизнь детей во второй половине дня, когда родители находятся на работе. Дети питаются, гуляют, отдыхают, готовят уроки, занимаются по интересам, посещают спортивные секции и кружки, занятия ЛФК. Обязательной составляющей режима является активно-двигательная деятельность учащихся, в том числе на свежем воздухе. Прогулка в режиме групп продленного дня является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся. Большую помощь в организации занятий по интересам оказывает разнообразие и качество работы кружков, секций, студий. При анкетировании родителей на предмет организации работы школы во второй половине дня был положительно отмечен широкий выбор кружков и студий, секций спортивного направления и дополнительных занятий по интересам учащихся.
Активное вовлечение в работу родителей, которые помогают в классных, школьных мероприятиях позволяет сделать проблему сохранения здоровья наших детей нашей общей проблемой. Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем обществом. В этом номере журнала

наши учителя познакомят со своим опытом работы.


Здоровье в образовании - это возможно!  (из опыта работы педагогического коллектива ГОУ № 463 Выборгского района Санкт-Петербурга по охране жизни и здоровья учащихся)

Назад в раздел