Поиск по сайту

Резервы здоровья как основа продуктивной работы педагогов.

Автор: Голубева Н.И.


Из всего, что знает современный человек,

меньше всего он знает самого себя.

Система общего образования дает ему начальные представления об анатомии человеческого организма, гигиене, основах безопасности жизнедеятельности, но не формирует умений и навыков управления своим организмом. Как следствие, человек не умеет воспринимать свой организм в качестве источника информации, позволяющей вскрывать и использовать резервы развития здоровья.

В результате с возрастом человек перестает считаться с базовыми потребностями своего организма, привыкает не слышать его и вспоминает о нем лишь при заболевании. Это приводит к формированию привычки ориентироваться на негативные внешние и внутренние факторы и возникающие проблемы со здоровьем. Ситуация усугубляется еще и тем, что здоровье сегодня не является самостоятельной ценностью для человека, и он не использует даже те знания, которые у него есть, они все время остаются «за кадром».

Наш современник довольно много знает о своих проблемах, болезнях, но мало знает о своем здоровье. Здоровье чаще всего понимается им как отсутствие болезней. Между тем здоровье – это не только отсутствие болезней, но и возможность противостоять негативным влияниям современной жизни, это резерв, которым можно управлять: сохранять, восстанавливать и приумножать.

Классификация И.И. Брехмана (7 состояний человеческого здоровья):

1. Абсолютное здоровье.

2. Практически здоров.

3. Предболезнь.

4. Заболевание.

5. Болезнь.

6. Инвалидизация.

7. Терминальное состояние (смерть).

Состояние здоровья большинства наших современников, к сожалению, относится к 3 типу. Это состояние характеризуется тем, что резервы здоровья достаточны лишь для поддержания жизнедеятельности в «ненагрузочном» режиме, и любое, даже незначителное, превышение нагрузки на организм (физической, психической) приводит к быстрому утомлению и истощению. Проблемой сегодня является и то, что человек использует наиболее рекламируемые «оздоровительные» методики, которые зачастую являются вредными для конкретного человека.

Наиболее значимой трудностью в деятельности по сохранению и развитию здоровья, является то, что традиционно она рассматривается как работа с отдельными системами (пищеварительной, сердечно - сосудистой, дыхательной), поэтому человек обращается либо к физкультуре, либо к диете, либо к аутотренингу.

Имеет место «нулевой» уровень здоровья. Он характерен для людей живущих по принципам: «Живем один раз», «Надо брать от жизни все». А это в современном обществе ведет к ухудшению здоровья.

В качестве сопутствующих профессионально значимых факторов риска для здоровья учителей следует назвать:

1. сильную загруженность по основному месту работы.

2. необходимость заполнения и корректировки больших объемов учебной и методической документации.

3. зачастую сложный психологический климат в коллективе.

4. долгое нахождение в позе «стоя».

5. большую нагрузку на голосовые связки.

6. психологическую неудовлетворенность.

По частоте нарушений здоровья профессия учителя исследователями относится к группе риска. С увеличением стажа работы происходит значительное снижение здоровья учителей.

Среди заболеваний преобладают:

1. Сердечно — сосудистые.

2. Желудочно – кишечные.

3. Нарушение опорно-двигательного аппарата.

У учителей эмоциональная устойчивость наблюдается в течение первых 10-15 лет работы. Затем меняется на противоположную. Для учителей со стажем работы 20 лет и более характерно резкое снижение всех показателей до уровня неврозов.

Предлагаем читателям журнала анкету по оценке своего образа жизни (подсчитывается в баллах):

1. Питание (регулярность)

Регулярно 1 2 3 4 5б.

Нерегулярно 6 7 8 910б.

2. Питание (качество)

Полноценное 1 2 3 4 5б.

Неполноценное 6 7 8 910б.

3. Питание (жидкости)

Норма 1 2 3 4 5б.

Отклонения 6 7 8 9 10б.

4. Сон

Полноценный 1 2 3 4 5 6б.

Неполноценный 7 8 9 10б.

5. Двигательная активность

Достаточная 1 2 3 4 5б.

Недостаточная 6 7 8 9 10б.

6. Закаливание

Регулярное 1 2 3 4 5 6 7б.

Не закаливаюсь 8 9 10б.

7. Жилищные условия

Хорошие 1 2 3 4 5б.

Плохие 6 7 8 9 10б.

8. Взаимоотношения в семье

Хорошие 1 2 3 4б.

9. Работа

Удовлетворяет 1 2 3 4 5б.

Не удовлетворяет 6 7 8 9 10б.

10. Профессиональная нагрузка

Адекватная 1 2 3 4 5 6б.

Неадекватная 7 8 9 10б.

11. Взаимоотношения с коллегами

Хорошие 1 2 3б.

Плохие 4 5 6 7 8 9 10б.

12. Курение

Никогда 1 2 3б.

Постоянно 4 5 6 7 8 9 10б.

13. Употребление алкоголя

Никогда 1 2 3б.

Постоянно 4 5 6 7 8 9 10б.

14. Употребление успокаивающих препаратов

Редко 1 2 3б.

Часто 4 5 6 7 8 9 10б.

15. Употребление кофе, чая

Редко 1 2 3 4 5б.

Часто 6 7 8 9 10б.

16. Досуг

Наличие 1 2 3 4 5б.

Отсутствие 6 7 8 9 10б.

17. Хобби

Наличие 1 2 3 4 5б.

Отсутствие 6 7 8 9 10б.

Для подсчета баллов требуется обвести кружком нужный балл.

В результате суммирования баллов по всем направления определить образ жизни:

отличный 0-50б,

хороший 51-90б,

удовлетворительный 91-130б,

неудовлетворительный 131-170б.

Анкета рекомендована М.А. Резниковым и В.В. Вершининой, сотрудниками кафедры валеологии СПб АППО и апробирована педагогами ГОУ лицея № 101 Выборгского района СПб в результате исследования по здоровому образу жизни.

Тому, кто захочет не только укрепить, но и развить свое здоровье, следует помнить, что в конечном итоге результатом должны стать личная оздоровительная программа, создавать, выполнять и развивать которую предстоит всему коллективу образовательного учреждения.


Резервы здоровья как основа продуктивной работы педагогов.

Назад в раздел