Поиск по сайту

Мы вместе! (Формирование общей культуры средствами искусства)

Автор: Савченко Н.А.


«Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и

смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из

глыбы мрамора. «Эй, сеньор, крикнул мальчишка этому

человеку, - зачем вы стучите по этому камню?».

Микеланджело взглянул вверх и крикнул в ответ: «Потому

что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу!».

(притча)

В Выборгском районе есть особое место в Шуваловском парке – рукотворная возвышенность - гора Парнас, где по легенде живут Музы. Девять трепетных созданий вдохновляют человеческие таланты, покровительствуют поэзии, музыке, живописи, танцу, истории, науке.

С этой высоты в светлый солнечный день прекрасно виден купол Исаакиевского собора, открывается захватывающая дух перспектива Санкт-Петербурга - города с трехсотлетней историей, города российской славы. Петербург - столица культуры, науки и искусства, город замечательных людей.

Манит, увлекает широкая перспектива города. Кажется, что все вокруг устремлено к центру. Наш город открыт всем, чья душа распахнута добру и свету, здесь каждый сможет найти то, что обогатит его жизнь, сделает ее содержательной и творческой.

Музы на Парнасе вдохновляют на творческое путешествие в прошлое, настоящее и будущее.

Петербург в последние десятилетия разросся, прежние окраины влились в его черту. В новостройках живут представители многонациональной России. Происходит слияние многообразных, самобытных культур, образование новой среды общения, где так важно понимать, ценить и уважать друг друга, сохранять достоинство и нести с честью доставшуюся нам по наследству миссию «окна» в Европу. В районе созданы условия для воспитания таких качеств личности детей и взрослых, которые способствуют формированию открытости, толерантности и патриотических чувств. В этом направлении реализуются образовательные программы и проекты Дворца: экологические, туристско-краеведческие, прикладные, технического творчества, художественные, досуговые, социальные.

Заботиться о воспитании юных петербуржцев, приобщать наших детей к искусству с раннего возраста - общая цель в воспитании достойных граждан России. Наш Дворец осознает ответственность и видит свою миссию в создании творческой, развивающей среды для воспитания петербуржцев 21 века. А в связи с переходом начальной школы, а вслед за ней основной и полной средней общеобразовательной на новые образовательные стандарты, деятельность учреждений дополнительного образования становится особо востребованой. Многие школы уже сейчас видят в нас своих активных помощников в деле образования детей. Где, как ни в нашей системе накоплен огромный опыт организации разнообразной по содержанию и формам творческой деятельности детей и подростков. Недаром для многих из них занятия в наших коллективах дают путевку в профессиональную жизнь.

 Вся деятельность Дворца направлена на помощь семье и школе в воспитании детей с раннего возраста, что способствует развитию у них эмоционально-образного восприятия окружающего мира и художественного вкуса, дает на практике ощутить радость творчества, обогащает идеями.

Мы стараемся вовлечь ребенка (подростка) в такие виды деятельности, в которых формировалась бы его личность и определялась нравственная позиция активного члена общества.

Выборгский район известен своими многочисленными парками и зонами отдыха: Лесной, Удельный, Политехнический, Шуваловский, Ново-Орловский, Осиновая роща, Суздальские озера, где сохранились ландшафтные и историко-архитектурные памятники, созданные в 18 – 19 вв.

Многим горожанам хорошо известна местность под названием Озерки, где они отдыхают в жаркие летние дни, катаются на лыжах и совершают прогулки зимой. Вместе с тем, большинство населения, особенно дети и молодежь, не знают о природных особенностях, истории и культурной жизни Озерков.

В течение многих лет реализуется программа «Суздальские озера», цель которой - повышение общего уровня экологической грамотности детей и взрослых на примере изучения и сохранения Суздальских озер. В рамках этой программы активно работают коллективы краеведческого, экологического и художественно-эстетического направления. Под руководством педагогов юные краеведы изучают исторические и литературные источники в архивах, организуют экскурсии для школьников района: «Культурная жизнь в Озерках», «Природные особенности и история местности», «Клубы и общество Озерков». В помощь экскурсоводам педагогами Дворца издан путеводитель «По Суздальским озерам». Экологи и биологи проводят мониторинг состояния окружающей среды и создают банк данных. Юные музыканты и художники вместе с педагогами привлекают всех участников программы на встречи в «Литературных гостиных», где демонстрируются фотографии, любительские видеозаписи, звучит музыка тех лет, исполняются романсы, выступают представители общества «Шуваловские посиделки», а также профессиональные поэты и художники. Поэтесса Татьяна Рудыковская, вся жизнь, которой связана с Озерками, является постоянной участницей поэтических вечеров. Эмоциональный отклик и желание ребенка выражается в детских творческих работах. Некоторые из них участвуют в дальнейшем в различных фестивалях и конкурсах. Дети становятся источником знаний о культурной и исторической ценности Озерков для своей семьи, друзей, одноклассников и сознательно относятся к сохранению уникального места.

Опытно-экспериментальная работа по теме «Социализация учащихся через творческую деятельность» показала, что Дворец может противостоять стандартизации основного школьного образования: расширить, дополнить и индивидуализировать его, предоставив каждому ребенку условия и свободу выбора для творческой самореализации, способствуя становлению самостоятельной, активной личности.

Постепенно детские объединения преобразовались в воспитательную систему, способную создавать развивающую среду для формирования установок на позитивные жизненные ценности. Качественному изменению послужило освоение педагогами психологических развивающих методик и внедрение их в повседневную практику занятий. Творческие задания, психологические игры и тесты развивают активность детей, стимулируют познавательные процессы, самосознание, волевые и коммуникативные качества.

Перспективным направлением в решении задачи формирования активных субъектов социализации является использование педагогами интегрированных форм работы. Их спектр разнообразен: от системы интегрированных занятий, реализуемых совместно педагогами различных направлений, до интегрированных программ между отделами Дворца и со школами района.

Наши исследования позволили сделать следующие выводы: интегрированные занятия, проводимые совместно различными объединениями служат информационному обогащению программ, расширению кругозора и культурных интересов детей, получению ими разносторонних, более полных представлений об окружающем мире, росту познавательной активности. Подобные занятия повышают у учащихся положительную самооценку, воспитывают коммуникативную культуру, уверенность в себе и собственных силах.

Около десяти лет совместно со школами реализуется театрализованная интегрированная программа «Земля – наш дом». Цель программы - формирование общей и экологической культуры у детей младшего школьного возраста, развитие творческого потенциала и организация содержательного досуга. Каждый год посвящен определенной теме: Времена года. Удивительное рядом. Зачарованный мир. Природа и искусство. В процессе подготовки к праздникам, дети совместно с учителями и родителями выполняют творческие задания. Устраиваются выставки рисунков и сочинений. Ребята читают стихи, поют песни, играют, разыгрывают сценки, общаются со сказочными персонажами: Елкой, Вороном, дедом Лесоведом. Программа позволяет создавать развивающую среду, стимулирующую интерес к учебе, окружающей природе, развивает наблюдательность и расширяет кругозор. В этом процессе проявляется детское творчество и фантазия, они доброжелательны в общении, организованы и самостоятельны.

Экологическое воспитание школьников – один из важнейших аспектов устойчивого развития в 21 веке. Привлечение внимания подростков и молодежи к решению экологических проблем требует новых, нестандартных форм. Фестивали видеорепортажей позволяют участникам выразить свое отношение к этим проблемам в творческой форме, используя современные технические и художественные средства. Авторы проектов заново открывают для себя и других красоту и очарование привычных мест прогулок и отдыха, поэзию парковых зон и скверов Выборгской стороны. Они становятся активными и последовательными защитниками природы и пропагандистами здорового образа жизни.

Большое внимание на занятиях в объединениях художественно-эстетической направленности, таких как «Макраме», «Изобразительная деятельность», «Фото», «Керамика» уделяется внимание не только технике ремесла, но и знакомству с историей и культурой нашего города. При выполнении творческих заданий воспитанники выбирают темы и сюжеты о городе. На многочисленных выставках различного уровня были представлены работы в технике макраме соборы и мосты Санкт-Петербурга. Занятия в фотоклубе «Салют» часто проходят в Русском музее. Изучая законы композиции на примерах ведущих художников прошлого и настоящего, дети погружаются в атмосферу подлинного искусства и высокой культуры, что оказывает влияние на их чувства и образ жизни. Воспитанники объединений «ИЗО» традиционно выезжают на пленер, где отрабатывается не только техника рисунка, но происходит погружение в среду и атмосферу города. Дети знакомятся с архитектурными ансамблями, памятниками культуры, любуются улицами и проспектами, гордятся красотой и величием Санкт-Петербурга, вдохновляются на создание собственных произведений.

Каждодневный труд, стремление к новому, является залогом творческого успеха студии современной хореографии «Дебют». Одержимость и одухотворенность наставников передается ученикам. И чем интереснее замысел педагога, тем большую творческую активность у ребят он вызывает. Совместный поиск работает на основную цель – раскрывает индивидуальность ребенка, поддерживает их желание думать, фантазировать, искать. Сплетение в репертуаре разных жанров позволяет найти новые идеи и неожиданные решения. Новаторство и традиции – главные принципы, на которые опираются в своей работе педагоги студии.

Репертуар позволяет сфокусировать внимание ребят на пульсирующем ритме современности и богатом культурном наследии нашего города, дает возможность соприкасаться и впитывать в себя изысканный дух Петербурга, следовать традициям петербургской балетной школы, развивать художественный вкус и чувство стиля.

Занятия в студии помогают ребенку сформировать отношение к самому себе, своему внутреннему миру и индивидуальности как ценности.

Пение в хоре или ансамбле привлекает к активному творчеству и является основной формой музыкального воспитания детей. Роль хорового искусства в нашей жизни определяется широтой его выразительных возможностей и способностью доставить слушателям высокое эстетическое наслаждение. Духовность хорового искусства определяет его мощнейшую воспитательную функцию. Хор – это инструмент художественного совершенствования человека.

Хоровая студия «Камертон» работает с детьми и подростками, прививая уважение к творчеству других, пробуждая чувство добра и стремление к созиданию.

В репертуаре студии произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, духовная музыка, обработки народных песен, музыка композиторов XX века. Коллектив принимает активное участие в культурной жизни Санкт-Петербурга, ежегодно участвуя в международных и городских фестивалях и конкурсах на лучших концертных площадках -

филармонии им. Д. Д. Шостаковича, академической капеллы им. М.И.Глинки, Архикафедрального собора Успения Пресвятой Девы Марии, Дома композиторов, детской филармонии. Несомненно, возможность окунуться в мир хоровой музыки на фестивалях и конкурсах, является хорошей школой для детей и педагогов. Опыт выступлений будет «подпитывать» воспитанников в кропотливой репетиционной работе и служат тем самым «маячком», который двигает вперёд и открывает новые перспективы.

Наблюдая за подрастающим поколением, лишний раз убеждаешься, насколько важны занятия в сплочённом коллективе, коллективе единомышленников, вдохновлённых общей идеей. «Красота – родная сестра нравственности». Это высказывание В.Г. Белинского служит ориентиром в нашей деятельности.

Искусство отображает жизнь. Оно помогает нам лучше видеть, понимать окружающий мир, обращает внимание на то, чего мы в жизни часто не замечаем. Искусство делает нас добрее, культурнее, оно помогает нам жить интереснее.


Поделиться:


Назад в раздел