Поиск по сайту

Конкурсное движение- один из путей внедрения информационных технологий в работу школьных библиотек

Автор: Цветкова Л.Д.


В России действует около 60 тысяч школьных библиотек, что составляет почти половину общебиблиотечной сети страны. Именно школьные библиотеки являются первыми общедоступными библиотеками для юных граждан страны — будущих пользователей всех остальных типов библиотек. Одновременно школьные библиотеки являются неотъемлемой частью отечественной системы образования. Социальная роль российских школьных библиотек в обществе определяется следующими направлениями их деятельности:

l концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе- на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;

l приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно- нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;

l формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе.

Препятствием в реализации этой важнейшей социальной роли школьных

библиотек являются следующие проблемы:

l несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений;

l недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной структуры; низкий уровень интеграции школьных библиотек в образовательное пространство школы, принижение их роли в осуществлении задач обучения и воспитания подрастающего поколения;

l невключенность школьных библиотек в федеральные и региональные образовательные проекты и программы;

l низкое качество книжных фондов школьных библиотек;

l несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования;

l низкий уровень социального престижа, социальной и экономической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы.

«В последние годы в процессе модернизации российского образования школьные библиотеки не рассматривались ни как ресурс модернизации, ни как важнейший ресурс создания информационно-образовательной среды школы, а школьный библиотекарь-не рассматривался как информационный лидер. В результате такой политики школьные библиотекари стали информационно бедной профессиональной группой по отношению к своим коллегам в образовании, и к своим коллегам- библиотекарям других ведомств.

В целях модернизации школьных библиотек необходимо включить школьные библиотеки в «Программу информатизации общеобразовательных учреждений России» и осуществить переподготовку и обучение школьных библиотекарей.»

Примером переподготовки и обучения школьных библиотекарей считаю организацию изучения и внедрения в работу школьной библиотеки информационных технологий. Школьные библиотекари района, в основном, люди не молодые, и приходилось преодолевать некоторое противодействие с их стороны обучению, а главное, применению на практике полученных знаний. Обучение проводилось на базе Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий, а также на базе НМЦ.






bib1.jpg
bib2.jpg


Так в НМЦ мы знакомились с основами сайтостроения, говорили о разделах сайта и их наполнении, а также о требованиях к наполнению портфолио школьного библиотекаря . Подготовленные портфолио были представлены на

«Фестивале портфолио школьного библиотекаря» организованном НМЦ.






bib3.jpg
bib4.jpg


В процессе обучения люди увлекались новым, радовались своим успехам. Надо было закрепить возникший интерес. Так возникла идея проведения конкурсов для библиотекарей, требующих использования ИКТ. Первый конкурс «Создание буклета для школьной библиотеки» проводился в 2005-2006 учебном году. Подобная работа требовала новых знаний и умений. Буклет представлял библиотеку в необычной и непривычной форме, демонстрировал учащимся умения самого библиотекаря, позволял библиотекарю чувствовать себя работником, владеющим современными технологиями. Было разработано и согласовано с отделом образования Положение о конкурсе, выработаны критерии оценки конкурсных работ и организована работа жюри. В школы было направлено информационное письмо с указанием сроков проведения конкурса и требований к представляемым работам. Предложение НМЦ вызвало интерес у образовательных учреждений. Всего было подано 39 работ в разных номинациях от 21 школы.

Буклеты, представленные на конкурс, еще раз убедили в том, какие творческие люди наши школьные библиотекари. Оценить творчество простым суммированием баллов было невозможно, поэтому возникла идея специального диплома «За творческий вклад и оригинальное исполнение».

 Гимназия № 652 представила серию буклетов, которые как бы растут вместе с учеником. Малышам-минимум информации, ребятам постарше замечательный перечень того, что можно делать в библиотеке, старшим - полная, обстоятельная характеристика информационных ресурсов школы.







bib56.jpg

bib6.jpg


Библиотекарь 471 школы представила иную серию работ. Здесь сказочный «книжкин» домик для первоклассников, буклет-закладка и необычный библиотечный помощник для выпускников школы.

Заведующая библиотекой гимназии № 114 представила стихотворный рассказ о своей библиотеке.



bib8.jpg

Есть в школе много важных мест

Столовая, где каждый ест,

Медкабинет, где бинт и йод,

Зал актовый, где все поет.

Библиотеку не забыл? Не зря ведь в школу ты ходил! Есть много интересных книг, Найдет их умный ученик

Сюда он ходит каждый день,

По книжке в день читать не лень.

Такой вот рассказ о библиотеке, с яркими фотографиями герба школы, самой библиотеки и книг, упомянутых в стихах!

И еще об одном дипломанте «За творческий вклад и оригинальное исполнение». Эта работа заведующей библиотекой 457 школы. Замечательно в текстовом и художественном исполнении представлен библиотечный медиацентр. Удивительное стихотворение Роалда Дала «Добрый совет» приведено в буклете. Блестящее представление современного структурного подразделения школы.

У каждого из библиотекарей рано или поздно возникает необходимость представления ( презентации) деятельности своей библиотеки или привлечения внимания читателей к книгам и библиотеке новыми средствами. От того, насколько профессионально и грамотно библиотекарь организует презентацию, будет во многом зависеть будущая деятельность, выстраивание взаимоотношений с администрацией образовательного учреждения, педагогами, учащимися, коллегами- библиотекарями.

Умение хорошо презентовать библиотечную деятельность – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к работе библиотеки и демонстрация ее положительного влияния на жизнь школы.

Удачная и качественная презентация, несомненно, будет влиять на положительный имидж библиотеки, на представление ее миссии и основных целей деятельности, ее возможностей. Презентация сегодня – это визитная карточка библиотеки.

В 2006-2007 учебном году проводится второй конкурс «Лучшая презентация школьной библиотеки». Цели этого конкурса аналогичны предыдущему, а вот задачи иные. Презентация должна предоставить возможность виртуального знакомства с библиотекой родителям учащихся и жителям микрорайона, стать средством информации и PR для различных категорий пользователей библиотеки, активизировать творческие способности библиотекарей. Работа по подготовке конкурса велась по отработанному сценарию: создание Положения, согласование с отделом образования, разработка критериев оценки и т.д. Для библиотекарей было организовано обучение составлению презентаций в программе Power Point.

Результатом информационно-ознакомительного семинара «Творчество современных детских писателей» в 2008-2009 учебном году также должна была стать презентация. Рекомендовано было выбрать писателя или группу авторов, например поэтов, и с помощью презентации рассказать о его или их творчестве. К сожалению, не все слушатели выполнили рекомендации, зато те, кто взялся за эту работу меня, по- настоящему, порадовали. Подобная презентация является прекрасной рекламой творчества писателя или поэта, служит помощником в деле воспитания учащихся, знакомит с ранее неизвестным. Такое представление книг приятно как авторам, так и детям. Выполненные с применением информационных технологий работы повышают статус самого библиотекаря, влияют на имидж библиотекаря в школе.

Созданные библиотекарями работы помогают как при замещении уроков, так и во внеклассной деятельности. Интерес учащихся к ним, по мнению создателей, очень большой. И рефлексия хорошая, увеличивается поток читателей в библиотеку, повышается интерес к личности автора, к другим его произведениям не вошедшим в презентацию.

Вот лучшие работы наших библиотекарей.








bib11.jpg
bib15.jpg
bib18.jpg



Работы, выполненные библиотекарями, вдохновили меня на организацию информационного семинара для методистов по библиотечным фондам других районов города «Школьные библиотеки + ИКТ = шаги к успеху». Лучшие работы были представлены самими создателями — нашими библиотекарями. В ходе просмотра состоялся диалог методистов с библиотекарями. Было очень интересно и полезно.

В 2009-2010 учебном году организован конкурс «Электронная викторина». Одна из задач - повышение и углубление знаний в области информационных технологий. Для этого был организован обучающий семинар «Специфические особенности создания презентаций». В процессе учебы слушатели научились устанавливать триггеры, делать гиперссылки, работать с анимацией.

Представленные работы очень разнообразные как по тематике, так и по дизайну, смотреть их очень интересно. Наиболее востребованной оказалась номинация «Литературная викторина для учащихся начальной школы». Это и понятно, с младшими учениками работать легче, они благодарные и отзывчивые слушатели, но и работы, адресованные старшим тоже очень порадовали, особенной викторина, посвященная творчеству Аркадия Аверченко «Король смеха».

Подобные формы работы помогают в решении одной из задач, поставленных в концепции Петербургской школы будущего, такой как размывание, а в перспективе удаление границ между урочной и внеурочной деятельностью.

Электронные викторины — победители районного конкурса.








bib17.jpg
bib18.jpg
bib19.jpg









bib20.jpg






Курсы компьютерной грамотности и углубления знаний информационных технологий очень привлекательны. Чему только не учились наши библиотекари за эти годы, но на практике не всегда имеется возможность применять полученные знания. В помещениях библиотек, как правило, нет аппаратуры для показа созданных презентаций, организация каких-либо мероприятий выходящих за рамки библиотеки, требует согласования с администрацией, которая не всегда поддерживает библиотеку в её начинаниях. Невостребованные знания утрачиваются, мотивация снижается, инициативность падает.

Чтобы поддерживать библиотекаря «в тонусе» и организуются профессиональные консурсы с использованием информационных технологий. Администрация школы, зная о проводимом конкурсе, не только разрешает, но, порой, обязывает библиотекаря принять в нем участие. Созданный «продукт», как правило, активно используется в урочной и внеурочной работе. Библиотекари ОУ района обмениваются своими разработками, что расширяет их возможности в деле продвижения книги и чтения, потому что конкурс- стимул для совершенствования навыков профессионального мышления

Список использованной литературы

1. Концепция Петербургской школы будущего (презентационная редакция).

Спб.: Институт новых технологий, 2008.- 19 с.

2. Система административных мер по повышению эффективности использования средств информатизации в ОУ: Практическое пособие. Под. ред. к.п.н. Шапиро К.В.- СПб.: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Выборгского района Санкт-Петербурга «Научно-методический центр», 2009.- 11 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект). М.: Вестник образования, 2009, № 17,с.9-31.

4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [ Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова , Ю.В. Уленко. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.-352 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.11-12).- Приложение к журналу «Школьная библиотека».

5. Жукова Т.Д. Школьные библиотеки — на повестке дня. М.: Вестник образования, 2009, № 8.- с.78.


Поделиться:


Назад в раздел