Поиск по сайту

Математическое сообщество учащихся: образовательные и воспитательные возможности

Автор: Ефремова Т.П.


Наше педагогическое кредо: «Наука математика – это страна познания, труда, творчества, общения и воспитания».

Причиной плохой учебы по математике у многих детей является недостаточная мотивация. Ученики всех возрастов испытывают интерес к различным соревнованиям, но плохо, если у них нет возможности помериться интеллектуальной силой, проявить свои разноплановые способности.

Поэтому инициативная группа учителей и учащихся гимназии работает над созданием единой развивающей среды деятельности учащихся (урочной и внеурочной), построенной на интегративном взаимодействии личности с образовательным окружением.

С этой целью организовано математическое сообщество «Точка опоры», которое предоставляет возможность встретиться ребятам со схожими интересами и уровнем в области математики из разных классов гимназии и школ города. Детям – не математикам - реализовать свои способности в области истории, экологии, культуры и искусства в организации деятельности сообщества, тем самым стать ближе к математике, развить свой интерес.

Верховным органом является общее собрание членов Сообщества (в сообществе более 300 учащихся), на котором избираются президент и руководители секций и консультанты – учителя. Чтобы поддерживать дух романтики, создана атрибутика: эмблема, девиз, буклет, песня.

Сообщество осуществляет работу по направлениям:

Секция «Эрудит» готовит к различным математическим соревнованиям и олимпиадам, для этого в гимназии созданы объединения для различных возрастных групп детей, организует школьную круглогодичную накопительную математическую олимпиаду - Математический марафон. Он проходит в 4 тура. Набранные баллы суммируются, победитель определится после 4 тура. Ребята хотят решать задачи, поэтому в марафоне участвует до 270 человек.

Научное общество учащихся-математиков (НОУМ). Главная его цель - научить ребенка приемам и методам поисковой, исследовательской, проектной и в какой-то степени научной деятельности, убедить учащегося в том, что у него есть способности к исследовательской деятельности, развить эти способности, нацелить его на дальнейший выбор профессии.

Информационные технологии позволили осуществить личностно-ориентированный подход, тем самым дали простор деятельности для всех детей. Практико-ориентированные проекты осуществляются на уроках и вне уроков, позволяют ученику стать полноправным участником учебного процесса, учит самостоятельно добывать знания, показывают связь математики не только с естественными и техническими областями знаний, но и с искусствами: музыкой, живописью, историей и культурой.

Каждое поколение учащихся 5-7 классов выполняетпроекты:

- проект «Петербургские задачи»: составление сборников авторских задач на основе истории и культуры Санкт-Петербурга, города - хранителя культуры; приобщение к культурным ценностям через математические задачи позволяет создать условия для перехода от формирования «человека образованного» к воспитанию «человека культурного».

- проект «Экологические проблемы мира в математических задачах»:

составляя эти задачи, ребята глубже вникают в суть экологических проблем планеты и математических закономерностей.

Большой образовательный потенциал имеют проекты по обобщению той или иной темы, которые выполняют все учащиеся, некоторых из них являются серьезными исследовательскими работами, которые отмечены дипломами 1 и 2 степени на Всероссийских научно-практических конференциях.

Клуб математических интеллектуальных игр - это хороший тренинг принятия неординарных решений, умения достойно не только выигрывать, но и проигрывать. В гимназии создано 26 команд с 5 по 11 класс. Математические игры и бои проводятся в 4 тура на протяжении года, по итогам вручаются переходящие кубки. И что важно, правила, сценарий, организация и проведение игр выполняются силами учащихся - организаторов игр под руководством учителей - консультантов. В процессе игр и марафона дети решают за год до 180 развивающих задач.

Редакционно–издательский отдел. Здесь осуществляется знакомство с основами журналистики. Создана редакция газеты «Вектор успеха» и сайт сообщества. Лучшие материалы публикуются в сборниках.

Сообщество способствует развитию математического движения в городе.

В 2009 году мы расширили границы нашего сообщества и организовали Городское Санкт-Петербургское математическое сообщество «Точка опоры».

28 команд из 14 гимназий Санкт-Петербурга 2 раза в год соревнуются в решении задач.

Почему эта идея нашла отклик у многих моих коллег и учащихся города?

Целью гимназии является формирование повышенного уровня в различных областях гуманитарных знаний, количество часов математики ограничено от 4 до 6. А ЕГЭ требует от нас высокого результата. Запросы наших детей и родителей высоки.

Встречи в сообществе обеспечивают возможность встретиться ребятам со схожими интересами и уровнем в области математики. Создают благоприятные условия для наиболее полной реализации потенциала детей, закрепляют устойчивый интерес к предмету.

Четкая организация самоуправления дает неоценимый социальный опыт членам сообщества. Образовательная деятельность приобретет новое качество, обеспечивая условия для личностного роста детей и подростков, развивает способность успешно адаптироваться в социальной среде, формировать целостный взгляд на мир.

В гимназиях оживилась работа математических объединений, ребята готовятся к новым боям и ждут новых встреч. Сообщество растит лидеров и организаторов.

Математика стала более привлекательна, заняла более значимое место в образовательном процессе в гимназиях и жизни детей.

И вот, у нас возникла новая идея - проводить Всероссийские математические игры на весенних каникулах в Петербурге на базе Второй Санкт-Петербургской гимназии.

Мы приглашаем энтузиастов из различных регионов страны без каких-либо взносов, с минимальными затратами. Мы надеемся найти поддержку города и получить хотя бы бесплатное автобусное обслуживание детей, приобретение призов и подарков детям. Мы планируем организовать не только трехдневные математические состязания, но и культурную программу с посещением музеев, театров. Положение о Всероссийских математических играх будет размещено на сайте Второй Санкт-Петербургской гимназии.

Очень надеемся, что эта работа будет полезна и интересна для ребят и педагогов, и станет важным фактором в развитии математического движения в нашем городе и нашей большой стране.


Математическое сообщество учащихся:  образовательные и воспитательные возможности

Назад в раздел