Поиск по сайту

Проект «Использование ИКТ и интерактивного оборудования при обучении химии»



Учитель химии Робертс Т.А.
ГОУ гимназия №11
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Цель проекта: повышение мотивации учащихся к изучению химии.

Задачи проекта:

  • создать условия для самоактуализации и самореализации учащегося в развитии познавательного интереса к науке, творческого и критического потенциала, для формирования и развития компетентности учащегося,

  • предоставить учащимся возможность самостоятельного конструирования своих знаний, ориентации в информационном пространстве,

  • помочь учащимся в выработке навыков интеллектуального труда, в возможности увидеть, сформулировать и решить проблему, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество,

  • реализовать возможности самооценки и самокоррекции учащихся.

В решении этих задач и состоит актуальность данного проекта, ибо содержание проекта представляет собой систему формирования и развития компетентности учащихся при обучении химии на современном уровне образования, создает условия перехода пассивного восприятия к активному мышлению. Новизна проекта состоит в том, что именно информационно-компьютерные технологии объединяют учителя и ученика и в обычном учебном процессе, и в исследовательской, проектной деятельности учащихся. Учитель и ученик становятся как бы равноправными составляющими этого объединения: учитель – компьютер – ученик.

Содержание проекта.

Тематические разработки уроков с электронными презентациями, видеофрагментами и заданиями для работы на интерактивной доске по основному курсу химии по программе Габриеляна О.С.

«Химия - наука о веществах», 7(8) класс

По теме «Атомы химических элементов» 8 класс: «Образование ионов. Ионная химическая связь», «Ковалентная неполярная химическая связь» с видеофрагментом, «Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическая связь», «Металлическая связь», «Обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов».

По теме «Изменения, происходящие с веществами», 8 класс: «Реакция разложения», « Реакция соединения» с видеофрагментом, «Реакция замещения», «Реакция обмена» с видеофрагментом, «Признаки и типы химических реакций. Обобщающий урок» с двумя видеофрагментами.

По теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 8класс: блок уроков «Теория электролитической диссоциации» 8 класс: «Растворение, как физико-химический процесс. Электролиты и неэлектролиты» «Электролитическая диссоциация. Ионы», «Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты», «Основные классы химических соединений с точки зрения ТЭД»; уроки «Химические свойства кислот», «Химические свойства оснований», «Химические свойства солей».

«Геометрия молекул», 11 класс

Тематическая разработка семинара по авторскому элективному курсу «Вода известная и неизвестная» с электронной презентацией и материалами к нему, 9 класс: «Секреты воды и её аномальные свойства».

Электронные презентации уроков по неорганической химии и авторскому элективному курсу и их содержание: «Сера и её окислительно-восстановительные свойства», «Фосфор и его соединения», презентация элективного курса «Вода известная и неизвестная», «Строение воды» - урок элективного курса, «Вода в неживой природе» - семинар элективного курса.

Дидактические материалы в форме электронных тестов:

Тестовая оболочка t 2000: «Первоначальные химические понятия» 7, 8 кл; «ПЗ и ПС Д.И. Менделеева. Строение атома». 8, 9, 11 кл; Химическая связь». 8, 9, 11 кл; «Взаимосвязь количества вещества, массы и объема порции вещества». 8 кл; «Основные классы неорганических соединений». 8, 9, 11 кл; «Изменения, происходящие с веществами». 8 кл; «Теория электролитической диссоциации». 8, 9, 11 кл; «Реакции ионного обмена». 8, 9, 11 кл; «Окислительно-восстановительные реакции». 8, 9, 11 кл; «Азот». 9 кл; «Металлы». 9кл, 11кл; «Углеводороды». 10 кл; «Спирты и фенолы». 10 кл. Тесты в MSExcel: «Углеводороды». 10 кл, «Спирты и фенолы», 10 кл. Тестовый редактор MSWord: «Углеводороды», 10 кл. Кроссворды в MSWord:«Углеводороды», 10 кл.

Описание использования электронных таблиц Microsoft Excel для прогнозирования педагогических результатов.

  • Использование электронных таблиц Microsoft Excel для обработки и анализа результатов итогового теста по химии в 8-ых классах 2006/2007 учебный год.

  • Использование электронных таблиц Microsoft Excel для обработки и анализа анкет учащихся, прошедших элективный курс по авторской программе «Вода известная и неизвестная» 9 класс 2007/2008 учебный год.

Весь материал представлен в электронном и печатном виде и может быть использован на уроках на всем протяжении изучения химии в 8-11 классах. В тематических разработках уроков подробно описан сценарий уроков. Скопированные электронные материалы могут быть использованы учащимися и во внеурочное время для самоподготовки. Если учащиеся работают на индивидуальном компьютере, то ответы на задания для работы на интерактивной доске можно проверить по управляющей кнопке - далее - на последнем слайде, а затем по управляющей кнопке - возврат - вернуться на соответствующий слайд и сравнить свой ответ с правильным ответом.

Использование для закрепления и контроля знаний электронных тестов в свете грядущего ЕГЭ по химии представляется целесообразным и актуальным, поскольку готовит учащихся к этому виду работы. Использование дидактических материалов, выполненных с помощью различных компьютерных программ: тестового редактора MS Word, MS EXCEL, тестовой оболочки t 2000, созданной в компьютерном центре школы № 1 г. Волжска, позволяет учителю не только расширить, разнообразить, эффективно углубить учебный процесс, но и повысить интерес учащихся к предмету. При апробации выше указанных программ для создания тестов я сделала выбор на программе t 2000. Она имеет ряд преимуществ по созданию тестов учителем и работе по ним учащихся. В этой программе два режима: «обучение» и «экзамен». Рациональное зерно в том, что в режиме «обучение», предназначенного для закрепления знаний, учащийся имеет право на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине. Безоценочная деятельность без критических замечаний со стороны учителя создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуются принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и и самокоррекцией, что способствует повышению интереса учащихся к предмету. В режиме «экзамен» запомнить вопросы и ответы очень сложно, так как в этой программе большая вариативность последовательности не только самих вопросов, но и ответов, что является преимуществом при одновременном использовании в классе учащимися одного теста.

Как дидактическое средство обучения, электронная презентация параллельно с опытами используется мною для насыщения урока информацией при объяснении нового материала - формировании знаний - и для наглядного ознакомления с различными процессами, например, образования химической связи, или моделирования химических реакций. Как техническое средство, интерактивная доска используется для закрепления и обобщения полученных знаний. В презентациях заложены задания для работы на интерактивной доске, которые могут осуществляться в обычном режиме, в режиме показа слайдов или с помощью программы In Touch.

В настоящее время предлагается много лазерных дисков с обучающими программами по химии. Ознакомление со всевозможными мультимедийными ресурсами привело меня к мысли, что использование их в полном объёме ограничено чужой логикой, оторвано от конкретного собственного видения целей и задач урока, от уровня детского коллектива. Это - одна из немаловажных причин, почему я взялась создавать собственные презентации уроков и использовать возможности интерактивной доски.

Без сомнения, неотъемлемой частью химии является эксперимент. На традиционных уроках учащиеся делают практические работы, целью которых является изучение свойств веществ с помощью наблюдений. При проведении опытов учащиеся наблюдают только внешний эффект взаимодействия и выражают произошедшие с веществами изменения в виде уравнений, как известно, условно с помощью химических формул и математических знаков. Почему одни химические реакции происходят, а другие нет? Что происходит с атомами и молекулами при химических реакциях? Чтобы это увидеть, нужно заглянуть совсем в другой мир - микромир, реально он закрыт. Не каждый обладает способностью к абстракции. Вот я и решила параллельно с демонстрациями опытов показать, как устроен этот мир атомов, что происходит с атомами и молекулами при химических реакциях с помощью рисунков, анимации и звуковых эффектов, используя электронные презентации и работу на интерактивной доске.

Использование интерактивной доски актуально. Уроки, проведённые с интерактивной доской, продуктивнее традиционных уроков. Известно, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия. Использование компьютера и интерактивной доски открывает большие возможности: и красочность, и разный эффект входа, перемещения и выхода объектов. С помощью графики и анимации можно показать, как постепенно появляется структурная формула вещества, как последовательно происходит уравнивание сложных реакций; можно изобразить механизм химических реакций: какие химические связи рвутся, а какие образуются вновь, как при этом реагирующие молекулы ориентируются друг с другом; можно показать, с какой скорость проходит реакция.

Таким образом, интерактивная доска даёт несравненно большие возможности совместной деятельности учителя и учеников по сравнению с традиционной доской:

  • урок с интерактивной доской более насыщен наглядностью и информацией,

способствует повышению интереса, внимания на уроке, дает возможность экономить учебное время, проверять быстро и эффективно домашние задания, углублять знания:

при изучении химических реакций с помощью конструирования молекул на интерактивной доске совершенствуются знания по видам химической связи;

  • на таком уроке можно вернуться к прошедшей ранее на уроке информации;

  • современная интерактивная доска создаёт особый дух сотрудничества на уроке, я бы сказала, комфорт. Интерактивная доска - это красиво.

Существуют взаимодействия учитель - компьютер, ученик - компьютер и учитель - ученик. Проведение уроков с интерактивной доской расширяют горизонты взаимодействий: предоставляет широчайшие возможности объединения учитель – компьютер – ученик. Уроки с использованием ИКТ вызывают у учащихся желание самим сделать презентацию и показать её соученикам. Никакие доклады и сообщения не могут противостоять презентациям на интерактивной доске. Здесь и восторг, и гордость – я смог сделать сам!

Результативность проекта.

В нашем кабинете химии уже есть банк электронных презентаций учащихся по основному курсу химии и авторскому элективному курсу «Вода известная и неизвестная» для учащихся 9 классов. Многие работы представляют интерес, прежде всего, найденными в Интернете фотографиями, рисунками и схемами. Использование информационно-компьютерных технологий дает возможность учащимся самостоятельно конструировать свои знания, способствует развитию исследовательских умений учащихся, готовит их к выполнению более сложных проектных заданий, которые носят межпредметный характер.

Проектная деятельность учащихся, которая тесно сопряжена с ИКТ, как никакая другая, нацелена на повышение познавательных интересов и навыков учащихся, их критического и творческого мышления, развитие самостоятельности в познании, ориентации в информационном пространстве. В основе именно проектной деятельности учащихся лежит умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Задача учителя найти творческих учащихся и помочь им в их проектной деятельности. Данная технология наиболее широко используется мною при прохождении элективного курса «Вода известная и неизвестная» в 9 классе. Итог курса – защита учащимися исследовательской работы - является главной идеей данной программы.

Программа Microsoft Excel - достаточно мощный инструмент в работе учителя. Электронные таблицы используются мною для обработки и анализа результатов годовых итоговых тестов, годовой успеваемости, анкетирования учащихся для прогнозирования педагогических результатов, что позволяет учителю удерживать устойчивую динамику в обучении и воспитании учеников.

Комплекс, состоящий из тематических разработок уроков с электронными презентациями, видеофрагментами, заданиями по закреплению материала на интерактивной доске, электронных тестов и анализа педагогических результатов с помощью электронных таблиц Excel, представляет собой методическую систему, которая способствует достижению цели данного проекта.

Таким образом, использование ИКТ служит повышению продуктивности обучения учащихся и является незаменимым орудием труда учителя и ученика.

И в заключении, как результат инновационной деятельности - статья и ресурс на CD в сборнике «Time content management» в системе педагогических технологий», НОУ «ИРО «Смена», «Европейский Дом», С-Пб, 2008 и широкий обмен опытом. В материалах проекта есть положительный отзыв о публичном отчете «Инновационный педагогический опыт» на семинаре учителей химии Василеостровского района «Творческая лаборатория педагога » 27.11.2008г.


Поделиться:


Назад в раздел