Поиск по сайту

«Целый мир уложить на ладони…»

Автор: Грицова Г.А.


Кажется еще совсем недавно на страницах газет, в обществе, среди родительской и педагогической общественности велись жаркие споры по поводу целесообразности введения Единого Государственного Экзамена в качестве формы итоговой аттестации, а ЕГЭ уже стал насущной реальностью.

И от теоретических споров перешли к практическим действиям. Основная тяжесть работы по подготовке к ЕГЭ лежит на школьных учителях. Несмотря на то, что ЕГЭ вышел из зоны эксперимента, понятно, что процедура его проведения, формулировка заданий - всё это вопросы, которые нуждаются в проработке, обсуждении и пристальном внимании. В связи с этим чрезвычайно своевременной и актуальной представляется организация районного семинара для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе «Адаптация образовательной программы школы, в рамках реализации задач подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации», проведенного на базе школы № 119.

Одним из наиболее востребованных способов не только подготовки к ЕГЭ, но и модернизации образовательного процесса является введение профильного обучения. В выступлении руководителя РРЦ № 89, кандидата педагогических наук О.В. Петуховой «Мониторинг социальной эффективности введения профильного обучения» отмечалось, что организация профильного обучения в районе не только улучшает подготовку к ЕГЭ, но и способствует более осознанному выбору профессии.

Вместе с тем введение профильного обучения выявило и ряд проблем, о которых также говорилось в выступлении. Среди них несоответствие выбираемых учениками профилей с одной стороны возможностям общеобразовательных учреждений, а с другой – потребностям ВУЗов и работодателей Санкт-Петербурга, проблема по информированию учащихся 11 классов о целях и задачах профильного обучения.

Одной из важнейших составных частей семинара стали открытые уроки, которые давали учителя 119-й школы. Девять учителей готовы были на практике показать, каким образом можно решать задачи подготовки к ЕГЭ в рамках обычного школьного урока. Выбор у гостей был весьма разнообразный.

Учитывая специфику школы, углубленное изучение английского языка, три из девяти проводимых в этот день открытых урока были уроки английского языка. Д.В. Большакова на примере урока в 7-м классе показывала, каким образом компьютерные технологии могут быть использованы при обучении грамматике. На уроке в 10-м классе, который проводила Р.В. Гришаева, можно было увидеть, как возможности лингафонного оборудования позволяют учащимся готовиться к такому непростому элементу ЕГЭ по иностранному языку, как аудирование. И, наконец, одиннадцатиклассники по руководством О.М. Марьиной на уроке «Обучение коммуникативному письму» с использованием самых разнообразных методов и технологий демонстрировали уже комплексное владение различными навыками и умениями.

Важно отметить, что если лингафонные кабинеты – особенность языковых школ, то компьютерные классы – практически есть в любой школе и соответственно использование этих методик – вопрос не теории, а практической необходимости. Но какая бы техника не приходила в школы, ведущая роль все равно остается за учителем, который ею пользуется.

Особое внимание в вопросах подготовки к ЕГЭ справедливо уделяется предметам, вынесенным на обязательную проверку – русскому языку и математике. Вниманию участников семинара были предложены уроки алгебры в 9-м классе – «Решение систем уравнений и неравенств» - учитель Е.А. Малежик, алгебра в 8-м классе – «Решение неравенств с одной переменной» - учитель С.Е. Орлова и урок русского языка в 9-м классе – «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» - учитель Н.С. Шевлягина.

В школьную жизнь активно и властно входят новые технологии и приемы. Помогая сделать урок более современным и интересным, они разумеется, предоставляют и новые возможности для подготовки учащихся к ГИА. Так цифровая лаборатория «Архимед», использованная на уроке физики в 9-м классе учителем М.О.Хваном существенно облегчила процесс усвоения такой важной темы как «Звуковые волны».

Одним из самых сложных экзаменов и к тому же экзаменом по поводу перевода которого в формат ЕГЭ идет, пожалуй, самая напряженная дискуссия, бесспорно, является литература. «Поверить алгеброй гармонию», вписать душевные переживания и лирические состояния в тестовые конструкции – насколько это возможно и оправданно - судить теоретикам. Учителям и ученикам – готовиться к ЕГЭ и сдавать. И то, что эту проблему можно решать на таком тончайшем материале как любовная лирика с успехом продемонстрировала на своем уроке «Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение…» и Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас, и все былое…» в 8-м классе учителя А.Ю.Захарова.

Экзамен по обществознанию не первый год занимает третье место по количеству выбирающих его учеников после обязательных русского и математики. На уроке «Современные подходы к пониманию права» (учитель О.Э.Летенкова) одиннадцатиклассники отрабатывали различные элементы, из которых состоит этот непростой экзамен, включая и один из наиболее затруднительных моментов – анализ текста.

Свое выступление «Внешняя оценка образовательных результатов» доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ имени А.И.Герцена А.Е. Бахмутский начал с тревожной статистики: 50% современных российских школьников не осваивают школьную программу. Отметив, что качество образования – это «результаты, которые включают знание, умения и личную позицию и связаны с национальными задачами в области образования и позитивным участием в общественной жизни», докладчик подробно остановился на вопросах критериев качества образования, предложив проводить оценку качества школьного образования с использованием методик, дающих диагностику в качественно и количественной форме по таким направлениям как «уровень учебных достижений по основным предметам школьной программы», развитие личности учащихся: уровень развития мышления и структура мотивации к обучению, психологическая комфортность обучения.

Выступление заместителя директора ГОУ НМЦ Калининского района, кандидата педагогических наук А.В.Вольтова «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в логике стандартов второго поколения»затрагивало проблемы Федерального государственного стандарта общего образования. Докладчик обратил особое внимание на то, что «разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы осуществляется самостоятельно», «с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением», а также на необходимость использования в процессе оценки достижений учащихся «разнообразных методов и форм, взаимодополняющих друг друга».

Школа № 119 сочетает в себе особенности учебного заведения двух видов: с одной стороны – многолетний опыт углубленного изучения английского языка, позволяет использовать и опробовать специальные формы подготовки к экзамену по иностранному языку с теми школьниками, которые выбирают именно этот предмет для итогового испытания, с другой – по остальным предметам школа является базовой.

Проблемы ЕГЭ- проблемы комплексные и решать их нужно «всем миром», что и было продемонстрировано составом участников семинара, среди которых были не только представители педагогов-практиков – учителя и завучи, но и представители педагогического университета имени А.И. Герцена, районного Научно-методического центра, отдела образования администрации Калининского района.

«Целый мир уложить на ладони» - в этой поэтической строчке сформулированы требования не только к учебнику, но и к тем 45 минутам, которые до сих пор остаются основным мерилом школьной жизни

Как бы не менялись времена, основной формой взаимодействия учителя и ученика остается урок и чем он качественнее, тем больше задач можно на нем решить, включая и подготовку школьников к итоговой аттестации.

Современное общество, темпы жизни, информационные потоки предъявляют к выпускнику школы очень серьезные требования. И задача школы приложить максимальные усилия, для того, чтобы выпускники этим требованиям соответствовали. А это предполагает не только разработку методики эффективного «натаскивания» учащихся на различные формы тестового контроля, но порой пересмотр самой системы обучения, расстановка новых акцентов в образовательном процессе. При этом очень важно помнить, что несмотря ни на какие инновации и веяния времени основной задачей школы всегда остается – учить, воспитывать, развивать.

Вопросы подготовки к ЕГЭ – это не специфическая проблема выпускных классов – а часть школьной образовательной системы, особенность учебного процесса, которая должна учитываться, начиная с основной школы.

Как бы ни относились к ЕГЭ учителя, родители и ученики – понятно, что эта форма итоговой аттестации вошла в нашу жизнь «всерьез и надолго». Следовательно, наиболее разумным подходом должно стать совместное обсуждение и разработка способов решения тех проблем в образовании, которые возникли с внедрением этого экзамена в нашу жизнь. И хочется верить, что прошедший в стенах школы № 119 семинар - довольно успешный пример подобной работы.


«Целый мир уложить на ладони…»

Назад в раздел