Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Опыт реализации проекта «Учитель – ребенок - родитель»
Детско-родительские отношения занимают главенствующее место, как в дошкольном, так и школьном образовании, особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сущность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями заключается во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход к личности ребенка. Личностно-ориентированный подход состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности ребенка: психические, физические, интеллектуальные, т.е. те возможности, которые обеспечат ему самостоятельную жизнедеятельность в будущем. Эта функция по воспитанию ребенка ложится, прежде всего, на семью, родителей, которые подчас не в состоянии обеспечить достойное воспитание и нуждаются в дополнительной помощи. Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, формирующихся отношений к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам). Главное для детей с ограниченными возможностями - максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям, педагогам и другим специалистам необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обучения, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе. Е.С. Иванов (2000) отмечает, что отношение родителей к диагнозу «умственная отсталость» у их ребенка далеко не однозначное. Сходные реакции родителей наблюдаются и при других диагнозах, констатирующих нарушение в развитии, но реакции имеют различные проявления. Так, как правило, к детям-инвалидам в семьях предъявляются, заниженные требования, проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенок обычно ограничен в собственной активности. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности общения, установления межличностных, межполовых контактов. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1999) предлагают следующую классификацию нарушенных типов семейного воспитания: - потворствующая гиперпротекция; - доминирующая гиперпротекция; - эмоциональное отвержение; - повышенная моральная ответственность; - гипопротекция. Современные детско-родительские отношения отличаются общей сложностью и тенденцией, на уровне социума, пренебрежения родительскими обязанностями, так существенным фактором формирования того или иного типа взаимоотношений между родителями и ребенком является способ общения в семье, уклад ее жизни. Родители не умеют адекватно общаться с детьми, не рассматривают игру как средство обучения, не могут найти рациональный подход к детям во время выполнений совместного задания, пытаются освободить ребенка от задания, выполнив его самостоятельно за него, не используют дозированную помощь. Зачастую родители не имеют преставления о том, как происходит обучение детей в школе, в результате чего не могут оказывать посильную помощь при выполнении домашнего задания, что ведет к полному отказу от какого-либо вида совместной деятельности дома с ребенком. Тесная совместная работа между родителями детей с ограниченными возможностями и школой является одной из важных сторон педагогической деятельности. Для изучения родительского отношения к ребенку в нашем классе была использована «Методика диагностики родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина (2004). В обследовании принимали участие 5 родителей 1 «Г» класса воспитанников с умственной отсталостью и ДЦП. Родителям были предложены 5-ть типов воспитания детей (рис.1.): 1. принятие-отвержение; 2. образ социально-желательного поведения; 3. симбиоз; 4. авторитарная гиперсоциализация; 5. маленький неудачник. Рис.1. соотношение превалирующих типов воспитания родителей В результате проведенного исследования были получены следующие результаты, которые позволили сделать вывод, что в данном классе родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Видят его маленьким и беззащитным, неприспособленным к жизни, стремятся оградить от трудностей, выполнять задания за него. Исходя из существующих проблем нашего класса таких как; не умение родителей адекватно общаться с детьми, отказ от рассматривания игры как средства обучения, сложности в нахождении рационального подхода к детям во время выполнений совместного задания, попытке освободить ребенка от задания, выполнив его самостоятельно за него, не использование дозированной помощи - был разработан проект «Учитель-ребенок-родитель». Целю проекта, явилась организация совместной работы родителей и детей на различных уроках, с демонстрацией методов и приемов обучения детей в доступной форме, для последующего продуктивного общения родителей со своими детьми. Работа над проектом была запланирована в форме интегрированных уроков: 1. Совместные интегрированные уроки по предмету «устная речь». 2. Совместные интегрированные уроки по предмету «счет и конструирование». 3. Совместный интегрированный урок по предмету «ручной труд». 4. Совместный урок по предмету «чтение и письмо». Занятия проводились 1 раз в месяц. Работу спланировали в несколько этапов. Задачи первого этапа: 1. познакомить родителей с методами и приемами работы с детьми в доступной форме, для последующего продуктивного общения родителей со своими детьми. На запланированных мероприятиях родителям были продемонстрированы методы и приемы, используемые при обучении детей на различных уроках. Такие как: · наблюдение, · обследование предметов, · показ способов изображения, · дозированная помощь, · зрительное восприятие, сочетающееся с движением руки (или рука в руке) и словесным пояснением взрослого, · движение руки по контуру в воздухе и на плоскости, · многократное повторение во времени, · пошаговая инструкция, · работа по образцу, · речь с движением, · использование сопряженной и отраженной речи и т.д. Задачи второго этапа: 1. Развивать взаимопонимание, используя вербальные и невербальные средства общения, формируя позитивные формы общения в семье. 2. Развивать интерес к играм с детьми, получая положительные эмоции от совместно выполненной деятельности. Второй этап заключается в практической работе родителей с детьми, где родители являются помощниками педагогов при: выполнении совместных упражнений, поделок, игр, организации праздников и т.п. По завершению проекта мы провели анкетирование родителей, что дает возможность отметить следующие положительные результаты: так на вопрос: «Появилось ли что-то новое в поведении Вашего ребенка дома?» - 35% респрендентов (2 человека) отметили, что ребенок стал лучше выполнять свои обязанности по дому; 75% (4 человека) отметили демонстрацию новых навыков, вместе с тем так же 2 человека отметилибеспокойство и неуравновешенность своих детей. На вопрос: «Оправдались ли ваши ожидания от школы?» все родители дали положительный ответ и готовность участия в дальнейшей разработке будущих мероприятиях таких как: · праздник сказок; · конкурс поделок; · конкурс подвижных игр; · конкурс «нетрадиционная мода». · Однако в реализации проекта мы выявили некоторые недостатки так, не совсем удалось равномерное распределение тематических занятий в течение учебного года, что указывает на дальнейшей перспективу реализации проекта. Таким образом, совместная деятельность родителей и детей в сотрудничестве с педагогом и воспитателем школы дает возможность: - Родителям увидеть реальные возможности своих детей. - Появилось стремление к совместной деятельности с ребенком. - Произошло сплочение родителей данного класса, они стали общаться за пределами школы. Такая ориентация педагога и воспитателя на потребности и запросы родителей позволяет определить перспективы, коррекцию и дальнейшее развитие такого проекта, что дает возможность педагогу творчески подходить к различным направлениям совместной деятельности. Поделиться:Назад в раздел |