Поиск по сайту

Проект воспитательной системы «Год России»




Козлова Светлана Юрьевна,
заместитель директора по воспитательной работе
ГОУ №9 с углубленным изучением французского языка
Морозова Ирина Викторовна,
председатель МО классных руководителей ГОУ №9
с углубленным изучением французского языка



«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи –
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному
переходит в любовь к своему государству,
к его истории, его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачев



Общественно-политические и социально-экономические изменения в жизни российского общества привели к радикальным преобразованиям, в процессе которых выявились как положительные тенденции – демократизация, гуманизация общественной

жизни, так и негативные – экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества , девальвация духовных ценностей . Значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, долг, честь, достоинство, уважение к памяти павших за Родину, знание истории своего народа .

Обеспокоенность уровнем патриотической воспитанности граждан, и прежде всего подрастающего поколения, подтверждается данными социологических опросов . 89 % наших сограждан полагают, что ему следует уделять больше внимания, и только

5 % опрошенных заявили, что этого делать не следует. Официальное мнение Президента и Правительства России к этой проблеме выражено созданием государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы . Государственное мнение по этому поводу полностью совпадает с общественным, так как только пятая часть опрошенных (20 %) полагают, что в современной школе воспитывается патриотизм, почти в три раза больше респондентов (58 %) с ними не согласны.

К сожалению, в обществе сложился стереотип воспитательной деятельности школы как нудного нравоучения. С этим приходится бороться. В настоящий момент процесс патриотической и политической социализации в государстве осуществляется двумя основными путями. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцов патриотического сознания и поведения, т. е. в передаче патриотической культуры старшего поколения молодому. Другой связан с приобретением личностью новых, ранее неизвестных патриотических знаний, с усвоением нового патриотического опыта. Оба этих пути патриотической социализации в реальной жизни тесно переплетаются, взаимно дополняют друг друга и используются нами в работе.

Воспитательная эффективность патриотического влияния может быть достигнута, по нашему мнению, в том случае, если оно будет представлять специально организованную среду патриотического воспитания.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. На решение этой задачи и направлен проект воспитательной системы «Год России». Каждый год в стране посвящен какой-то конкретной теме (например, год русского языка, год семьи). Мы взяли за основу эту практику и стали проводить в школе тематические годы. Прошлый учебный год был объявлен Годом Европы. На протяжении всего учебного года учащиеся школы знакомились с традициями, историей и культурой европейских стран.

Но опыт предыдущего года показал, что ребята плохо знают свою Родину. Основанием к этому утверждению стали результаты анкетирования, проведённого в трёх возрастных категориях.

В младшем звене вопросы можно условно разделить на три раздела:

  • политика (например, назовите президента Российской федерации, столицу России);

  • география (например, назовите три моря, омывающие берега России);

  • русские сказки и народные праздники (например, назовите героев русских сказок, три блюда русской национальной кухни).


Результаты анкетирования представлены на приведённой ниже диаграмме.





Обработка результатов анкетирования показала, что лучше всего ребята знакомы с политическими вопросами. Мы относим это на счёт хорошей работы СМИ. На свой же счёт мы можем отнести то, что дети неплохо знают русские народные праздники, т.к. в школе ежегодно проходят святочные посиделки, масленичные гулянья и т.д.

В среднем и старшем звеньях вместо сказок и народных праздников звучали вопросы по истории России, в остальном категории вопросов были те же, что и в младшем звене, но вопросы были сформулированы на другом качественном уровне.

Результаты анкетирования показали, что ребята плохо знакомы и с историей, и с географией своей страны. Так, например, на вопрос «Назовите три озера России» как правило, называли озеро Байкал и озеро, очевидно, ближайшее к даче; назвать третье озеро ребята затруднялись. Не лучше обстоит дело и со знаниями о реках России, и о городах Сибири. Справедливости ради отметим, что с городами европейской части России учащиеся знакомы.

Вопросы, касающиеся истории России, тоже вызвали затруднения. Так на вопросы «В каком году произошло крещение Руси», «Когда было снято татаро-монгольское иго» и т.д. нами было получено очень немного правильных ответов. Гораздо меньше затруднений вызвали вопросы, касающиеся истории России, начиная с 18 века. Нам представляется, что это связано с тем, что подавляющее большинство учащихся нашей школы являются коренными петербуржцами.

Ребята ездят на экскурсии, посещают музеи, где им рассказывают историю России, преломлённую через призму истории нашего города. Таким образом, изучение истории России после 1703 года является так сказать расширенным, более глубоким, тогда как изучение более ранних пластов истории происходит только в рамках школьной программы. Жители Петербурга в силу местоположения города и его исторической роли больше ориентированы на европейскую ветвь культуры и искусства. Небольшой возраст нашего города не дает нам возможность прикоснуться к истокам русского народного творчества.

Всё это явилось толчком к разработке системы воспитательной работы, позволяющей направить деятельность учащихся на изучение таких аспектов российской культуры, истории и географии, которые не рассматриваются в рамках школьной программы. Пройдя курс обучения в школе, ребёнок узнает, и какие реки протекают на территории России, и какие города расположены за Уралом, и что озеро Байкал – не единственное известное озеро. А вот кто такой бабр, или как изготовляются жостовские подносы, и сколько козьего пуха идёт на изготовление одного оренбургского платка – вся эта информация находится за рамками школьной программы.


Поэтому было решено 2008-2009 учебный год объявить Годом России.


Основные направления работы по реализации проекта:


  1. Информационное. Обзорные и тематические информационные часы, проводимые в школе, по классам, с использованием возможностей социума

2.Гражданско-патриотическое воспитание;

3.Нравственное воспитание;

4.Идеологическое воспитание;

5.Культурно-эстетическое воспитание;

6.Национальное и интернациональное воспитание.


Красной нитью во всех школьных делах проходит тема Года России. Методические объединения учителей стараются в своих планах тоже отразить вышеназванную тему. Мы не можем перечислить здесь все наши конкурсы, викторины, тематические праздники и другие мероприятия, проводимые в рамках года России.


В качестве примера можно привести научно-практическую конференцию по теме «Народные промыслы», конкурс детских рисунков «Гербы городов России», выставка детских работ «Бабушкин сундучок». Очевидно, что в данной статье невозможно подробно описать все мероприятия, которые мы запланировали и провели в школе в рамках Года России. Поэтому остановимся на одном из них – научно-практической конференции «Народные промыслы». К этой конференции учащиеся готовили рефераты по вышеназванной теме. Перед ребятами стояла задача не только написать реферат, проведя предварительную исследовательскую работу, но и суметь грамотно его представить. Одним из критериев оценки выступления было наличие компьютерной презентации. Все выступления проходили перед компетентной комиссией, состоящей не только из работников школы, но и представителей общественности.

По опыту прошлого года мы поняли. что подведение итогов конкурсов и мероприятий – задача очень сложная. Поэтому мы разработали систему начисления баллов за конкурсы, которая позволяет учитывать и количество участников от класса, и качество работ. Благодаря этой системе очень легко подвести как итоги каждого конкретного конкурса, так и окончательные итоги. В каждой возрастной группе определяется победитель по итогам года, и ему вручается кубок и другие призы.

Систематизировав свою работу, мы составили сборник методических материалов для проведения Года России. Он поможет на базе других учреждений, как общеобразовательных, так и других направлений. Мы готовы оказать любую помощь, как то предоставление методических материалов или личные консультации, любым заинтересованным лицам. Мы готовы к дальнейшему сотрудничеству и ждём ваших предложений.



Поделиться:


Назад в раздел