Поиск по сайту

Педагогическое проектирование в системе преподавания финского языка

Автор: Симонина М.И.


Введение.

Педагогическая деятельность предполагает субъект-субъектную систему взаимоотношений учителя и учащихся, именно эту систему взаимоотношений иллюстрирует педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование – осознанное преобразование педагогической деятельности на основе изучения определённой педагогической ситуации, модели обучения, основанной на субъект-субъектной системе взаимоотношений и рефлексии каждого этапа проекта. Проектная деятельность способствует формированию проектного мышления учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий личностных, познавательных, коммуникативных и особенно регулятивных. Именно регулятивные учебные действия лучше развиваются в процессе педагогического проектирования, учащиеся занимаются целеполаганием, планированием и прогнозированием, контролем, коррекцией и оценкой.

Выбрав ту или иную тему учащиеся, в процессе проекта, проходят следующие этапы:

- поисковый (выбор темы),

- аналитический (сбор информации),

- практический (выполнение конкретных операций),

- презентационный и контрольный (подготовка и презентация проекта).

Именно проектная деятельность способствует развитию внутренний потенциалов учащихся, создание ситуаций успеха, способствует формированию познавательной мотивации учащихся.

Я считаю, что именно через проектирование индивидуальных достижений учащихся, повышается познавательная активность и мотивация к изучению финского языка.

Элементы природы, формы и цвета – основа праздничной культуры Финляндии.

sim1.jpgВ настоящее время большое количество общеобразовательных школ в Санкт – Петербурге являются школами с углублённым изучением иностранного языка.

Во многих школах Санкт-Петербурга преподают финский язык со 2-го класса, но, к сожалению, такой предмет, как культура Финляндии часто отсутствует в системе преподаваемых предметов.

Язык не существует вне культуры, он является её кладовой, а культура в свою очередь является частью языка и язык, несомненно, является частью культуры. Мы мыслим, говорим, вербализируем наши умозаключения благодаря языку, благодаря письменной и устной речи мы передаём знания, информацию, благодаря невербальным проявлениям мы передаём эмоции и ощущения.

В программах по истории, литературе, естествознанию не предусмотрены учебные часы, которые можно было бы посветить истории и культуре Финляндии, поэтому я решила вводить в процесс обучения учащихся финскому языку систему интегрированных уроков, посвящённых истории и культуре Финляндии.

Система интегрированных уроков сочетает в себе как фактологические знания о культуре и истории Финляндии, так и приобретение учащимися эмпирические навыки научно-практической деятельности.

sim2.jpgМетодический аппарат включает вопросы и задания, ориентированные на развивающее обучение, на умение задавать вопросы и отвечать на них, способствует инкультурации и социализации учащихся, способствует формированию иноязычной, коммуникативной и социальной компетенции в рамках диалога культур.

Я считаю, что внедрение интегрированных уроков, посвященных культуре и истории Финляндии, способствует повышению познавательной мотивации учащихся к изучению иностранного языка, гуманитарному знанию вообще, формированию мироощущения, миропонимания, мировоззрения, а так же способствует формированию у учащихся общекультурной, читательской, социо-лингвистической компетенции.

sim3.jpgЦенность данной системы интегрированных уроков состоит не только в овладении учащимися фактологическими знаниями, но и в приобретении ими практических навыков в художественном и научном видах деятельности.

Вместе с учащимися мы рассматривали историю интересующего нас праздника, его специфику. Каждый учащихся обогащал свой лексический банк новой семантикой, учащиеся самостоятельно выполняли различные тематические модели, дизайнерские проекты.

У каждого учащегося была возможность узнавать и самостоятельно добывать информацию, рисовать, лепить, выполнять модели из бисера, вышивать, используя при этом различные материалы.

Сделав свой проект по кокой –либо теме, учащиеся самостоятельно объединяли их в тематические группы. В дальнейшем, когда все проекты были готовы, было создано интерактивное пространство в кабинете, по которому было легко перемещаться. Интерактивное, определенным образом зонированное пространство, было создано для лучшего перемещения как учащихся младших классов, так и старшеклассников, более тесного, постепенного проникновения в мир праздника.

Интегрированные уроки были посвящены обогащению знаниями учащихся о праздничной культуре Финляндии.

Учащиеся, вместе с учителем, рассматривали историю таких праздников, отмечающихся в Финляндии как Хелуин, День Независимости Финляндии, День Святой Люсии, Рождество, Новый год.

sim4.jpgУчащиеся самостоятельно искали информацию, делали важные информационные открытия, делились ими с одноклассниками, обсуждали их на иностранном языке, обогащая при этом свой лексический банк, формируя собственное мнение по видению личного дизайнерского проекта.

Для выполнения своего дизайнерского проекта мы создали собственную картотеку по стилям, маркирующим особенностям финского дизайна, так, что бы выполняя любую работу каждый учащийся думал о материале, который он будет использовать, почему будет использовать локальные цвета или нет, чем обоснован тот или иной выбор.

Кроме того, что учащиеся были ознакомлены с принципами финского дизайна, цветами, особенностью использования материалов, учащиеся были ознакомлены с информацией о фотографии и имели возможность самостоятельно сделать фотографии, используя цифровую технику.

sim5.jpgУчащиеся открывали для себя, что фотография, это не только определенное отражение действительности, это «определенная картина в мире картин».

Используя фотографию, можно показать учащимся связь между замыслом и информацией, информативной ценностью и особенностями оформления, свойственными именно данному визуальному средству.

Мир картин не только отражает действительность, в нем заключены вопросы о мире, в котором мы живем и действуем, который мы хотим видеть вокруг себя.

Когда мы создаем изображение – мы интерпретируем мир, в котором живем, свое отношение к нему.

Проект объединил учащихся 4-х классов, 7-х и 8-х.

Благодаря полученным знаниям, организации зонированного интерактивного пространства, мы смогли организовать выставку:

элементы природы, формы и цвета – основа праздничной культуры Финляндии.

Учащиеся этих классов смогли самостоятельно провести экскурсию в мир финнской праздничной культуры для учащихся 2-х 3-х классов начальной школы. Каждый участник выставки учился интересно и грамотно презентовать свою работу как на русском, так и на финском языке.

Учащимися начальной школы был подготовлен фотографический материал, плакаты по теме новый год. Рождество, день независимости Финляндии. Символы Финляндии (лебедь, ландыш, озеро, рыба, камень, медведь) учащиеся вышивали, делали из бисера, выполняли работы методом изонить.

sim6.jpgДанная работа способствовала систематизации знаний учащихся, повышению познавательной мотивации к изучению иностранного языка, последующей их инкультурации и социализации. Учащиеся самостоятельно учились отбирать материал, анализировать, рефлексировать, а в дальнейшем презентовать.

Когда мы входим в пространство выставки, мы погружаемся в мрачный мир Хелуина, со страшными масками, темной одеждой, перед нами появляются злые гномы-чаклинги. Пройдя некоторые препятствия,мы попадаем в светлый мир, мир рождества, подарков, чудес и волшебства.

Мы готовились к проведению выстави с середины октября (выставка была проведена 11 декабря). Мы подбирали материал, систематизировали его вместе, создавая небольшую картотеку. Каждый учащийся смог применить свои способности, а многим даже удалось выявить новые. Каждый учащийся смог почувствовать себя архитектором, скульптором, художником, иллюстратором, декоратором. Те учащиеся, которые сначала не захотели участвовать в нашем проекте, в последствии с удовольствием помогали другим. Учащиеся работали как в группах, так и индивидуально, выполняя собственную модель, готовя определенный материал.

Название праздника. Дата.

Проектная деятельность учителя и учащихся.

Хелуин (31.10 – 01-11)

День Независимости Финляндии.

06.12 1917.

Рождество

25.12

Калевала

28.02

Учащиеся самостоятельно отбирали материал, анализировали легенды.

Самостоятельно изготавливали голову Джека Нелу из природного материала (тыква).

Выясняли основные формы и цвета этого праздника.

Отбор материала, подготовка материала, небольших сообщений.

Проведение радиопередачи, посвященной этому празднику.

Систематизация знаний учащихся об истории этого праздника, выявление символов Финляндии.

Учащиеся самостоятельно изготавливали и презентовали свои работы (лебедь, ландыш, озеро, рыба, дерево).

Значение дерева в скандинавской мифологии, в истории финнов, быту, дизайне.

Учащиеся самостоятельно изготавливали модели из бисера, картона, дерева, глины, пластелина, ткани, кожи, меха.

Отбор материала.

Выявление символов этого праздника, основных форм и цветов.

Основные персонажи этого праздника, их история.

Учащиеся старших классов рассказывали рождественсую историю учащимся младших классов, используя иллюстративный материал, пели рожественские песни.

Знакомство с литературой Финляндии.

Герои Калевалы

Литературные чтения

Благодаря совместной работе учителя и учащихся была создана интересная выставка, посвященная праздничной культуре Финляндии. Учащиеся смогли получить новые знания о культуре Финляндии, смогли систематизировать их, анализируя материал, рефлексируя ту или иную информацию,

Изучая культуру празднования того или иного праздника, учащиеся выбирали самостоятельно наиболее интересный материал для себя, готовили небольшие сообщения, учились презентовать свои авторские модели как на русском, так и на финском языке. В процессе участия в проекте у учащихся формировалась познавательная мотивация к изучению иностранного языка, у кого-то проявились организаторские способности. Каждый старался рефлексировать свою деятельность на каждом этапе её проведения, начиная с выбора интересующего его материала, поиска нужной информации, анализирование её, подготовка для презентации, изготовление модели и итоговая контрольная презентация.

В итоге осознанного преобразования педагогической деятельности, на основе изучения праздничной культуры Финляндии, внедрения в учебный процесс интегрированных уроков, посвященных культуре Финляндии, у учащихся произошло формирование познавательной и социо-культурной компетенции, так же педагогическое проектирование способствовало формированию у учащихся личностных, коммуникативных и познавательных учебных действий.


Урок проводит учитель финского языка первой квалификационной категории Симонина Мария Игоревна.

Открытый урок по финскому языку подготовлен к празднику - Дню Независимости Финляндии для учащихся вторых классов.

Тема: День Независимости Финляндии. Символы Финляндии.

Используемый учебный материал:

политическая карта, иллюстрации, -фотографии, диктофонные и магнитофонные записи.

План урока:

• организационный момент;

• Финляндия - часть шведского государства;

• Великое княжество Российской империи;

• независимая республика;

• символы Финляндии;

• рефлексия;

• заключение.

Ход урока.

1. Повторяем стихотворение «Приветствие».

2. Посмотрите, пожалуйста, на доску, кто мне скажет, что это.?

- Политическая карта. Кто может показать, где находится Россия, Финляндия, Швеция.

А знаете ли вы, что раньше, ещё в 13 веке, территория Финляндии входила в состав Швеции. Вошедшие в состав Шведского государства провинции Финляндии получили название «Восточная земля», важнейшим центром которой стал город Турку, основанный в середине 13 века.

Финнам было разрешено участвовать в выборах шведского короля. Шведский язык был основным, финский же - язык беднейшего населения, на нём говорили в основном крестьяне.

Лишь в 16 веке начались реформации, которые стали способствовать развитию финской культуры

.Микаэль Агрикола, являющийся создателем финского литературного языка, перевёл «Новый завет», в числе других текстов.

Швеция была великой державой, оказавшейся для Финляндии с одной стороны периодом разностороннего развития, с другой стороны, монополизация власти в Стокгольме препятствовала развитию финской культуры вообще. /Рассказ диалогов учащимися/


3.

В 1808 году Россия начала войну со Швецией.

В 1809 году Швеция, потерпев поражение, была вынуждена подписать мирный договор, по которому Финляндия, находившаяся в составе Швеции почти семь столетий, была присоединена к России в качестве автономного Великого княжества.

Российский император Александр 1 объявил себя Великим князем Финляндским. Официальным государственным языком оставался шведский, оставались действующими и все шведские законы того времени.

В 1812 году столица была перенесена в город Хельсинки.

При царствовании Александра!, Николая 1 усиливаются финские национальные движения (свои произведения публикуют Рунеберг, Лённрот, Снельман).

/Чтение учителем поэзии на финском языке/, /пение учащимися песни на финском языке/.

Лишь при Александре2 финский язык становится языком административных учреждении, судов.

В Финляндии появляется собственная денежная единица- марка. (1860).

4. 6 декабря 1917 года Финляндия становится независимой республикой. Развиваются национальные движения.

Широко развивается финская культура (архитектура, скульптура, дизайн...). /Исполнение учащимися финского гимна/.

5. Символами Финляндии являются:

- камень,

- ландыш,

- берёза,

- лебедь,

- окунь,

- медведь.

6. Покажите, пожалуйста, на карте Финляндию,

- Какова столица Финляндии?

- Сколько жителей проживает в данной стране?

- Входила ли раньше Финляндия в состав Швеции, России, когда?

- Когда Финляндия получила независимость?

- Каковы символы Финляндии?

7. Подведение итогов.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Прощание на финском языке.


Средняя школа №200

Преподаватель Симонина М.И.

Тема:

Природные формы и материалы - особенность финского дизайна.

Цель:

- способствовать закреплению изученной лексики, расширить имеющиеся у учащихся знания о финской традиционной культуре, сформулировать основные принципы и направления финского языка.

Задачи.

Образовательные:

- способствовать закреплению учащимися лексики, теоретических знаний о быте древних финов,

- способствовать раскрытию понятия «финский дизайн»,

- формировать у учащихся умение самостоятельно делать выводы и обобщения,

- способствовать формированию у учащихся познавательного

интереса к изучению профилирующего предмета. Развивающие:

- способствовать развитию психических процессов (восприятие, внимание, память, ...),

- способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез,

обобщение, ...)

Воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства уважения к духовной культуре

другого народа. Материал:

- раздаточный печатный материал (лексика),

- иллюстрации,

- фотографический материал.

План урока.

1. Приветствие.

2. Систематизация знаний о быте древних финов.

3. Особенности дизайна интерьеров в древности.

4. Современный финский дизайн.

5. Сферы применения дизайна.

6. Рефлексия.

Ход урока.

1. Приветствие. Организационные моменты (на финском языке).

2. Систематизация знаний учащихся о быте и традициях древних финов:

- просмотр и анализ элементов фотографического материала (интерьеры, предметы быта, одежда),

- почему все предметы быта, включая музыкальные инструменты, изготавливали из дерева?

- какова форма предметов быта?

- дерево - символ жизни (радости, здоровья). Почему дерево имеет очень большое значение в быте финов?

3. Почему в древности именно дерево использовали для построения домов, изготовления мебели, музыкальных инструментов, для изготовления обуви, украшений.

- все предметы быта и украшения изготавливали из дерева (священного материала),

- предметы быта имели округлую природную форму,р

4. Выявление принципов финского дизайна:

- Социологический (учет потребностей общества, полезности продукции).

- Инженерный (учет технологии для создания функционально совершенных систем).

- Эргономический (учет физиологических и психических особенностей населения с целью создания наиболее удобных технических систем).

- Экономический.

- Экологический.

- Эстетический. Базируются ли на этих принципах модели интерьеров в современности?

5. А какие же в настоящее время существуют модели интерьеров?

Кто является родоначальником финского дизайна?

Какие материалы применяют?

Что общего и чем отличается дизайн древности и настоящего времени?

(просмотр иллюстраций, моделей).

Знакомство с новыми словами, имеющими отношение к современному

дизайну:

- настольные часы,

- гибкая солонка,

- бочонок для пряностей,

- хлебница,

- нож для резки чеснока с каменной ручкой,

- ковш для приготовления маринада,

6. Где применяется дизайн?

- быт,

- одежда,

- техника.

7. Рефлексия.


Средняя школа N° 200

Преподаватель Симонина М.И.

Проект «фотография» был реализован в системе 5 уроков.

1-й и 2-й урок.

Цель - ознакомление учащихся с историей фотографии (история

возникновения фотографии, ее виды, ...).

Задачи:

- обобщить имеющиеся у учащихся знания о фотографии,

- познакомить учащихся с историей возникновения фотографии,

- рассмотреть виды фотографий,

- рассмотреть разновидности фотографических техник,

- цифровая техника и ее преимущества. Ход системы двух уроков.

1. Приветствие.

2. На стенде представлены изображения природы одного и того же времени года (в фотографиях, рисунках, живописи, графике). Учащиеся сравнивают изображения одного и того же явления природы, выявляют сходства и различия в изображении. Выделяют фотографию.

Самостоятельно пытаются сформулировать определение фотографии, рассказывают то, что они знают о ней.

3. Знакомство учащихся с историей фотографии.

- определение фотографии,

- что способствовало ее появлению,

- кто, как и когда первоначально проектировал изображение объекта и зарисовывал его?

- для чего фотография создавалась первоначально,

- виды фотографий,

- основа фотографического искусства.

4. Любительские и профессиональные фотографии.

5. Рефлексия.

2-й и 3-й урок.

Цель - знакомство учащихся с цифровой техникой.

Задачи:

- повторить имеющиеся у учащихся знания о фотографии,

- рассмотреть разновидности фотографических техник,

- познакомить с цифровой техникой, выявить ее преимущества. Ход урока.

1. Приветствие.

2. Повторение изученного материала.

3. Повторение фотографических техник.

4. Цифровая техника, ее преимущества.

Учащиеся учатся пользоваться цифровым фотоаппаратом.

5. Выявление преимуществ цифровой техники. Пятое заключительное занятие проводится на улице, учащиеся фотографируют, используя цифровую технику. В заключении, в сравнении цифровых и обычных фотографий, подводятся итоги о преимуществе использования цифровой техники, возможных сферах ее применения.


Поделиться:


Назад в раздел