Поиск по сайту

Компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья и проблема их формирования в образовательном учреждении

Автор: Безбородова О. Ф.


Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья очень важен получивший в последние годы развитие в мировой и отечественной педагогике компетентностный подход (Ноам Хомски, Дж. Равен, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.). Ведь в связи с этим по иному определяется система методов обучения. Теперь они направлены на формирование и развитие соответствующих компетенций. Наша школа в своей инновационной деятельности пытается найти пути реализации основных принципов, определяющих содержание компетентностного подхода, что подразумевает развитие самостоятельности учащихся на основе социального и собственного опыта; накопление дидактически адаптированного социального опыта решения различных проблем; создание условий для формирования опыта самостоятельного решения проблем; анализ достижений учащихся в решении тех или иных проблем с целью определения их готовности к тем или иным переменам в жизни.

Осознание значимости компетентностного подхода в образовании приводит к пониманию того, что образовательный процесс не равен учебному процессу, он шире и может включать в себя следующие компоненты: учебный процесс непосредственно, дополнительное образование, социально-творческую деятельность, практику повседневной школьной жизни. Вот почему образовательное пространство нашего образовательного учреждения строится так, чтобы обеспечить учащихся условиями освоения и проявления компетентности учащихся, наращивая эффективность их действий, как в учебной, так и в иных сферах деятельности.

На основе классификации А.В. Хуторского в деятельности нашей школы был сделан акцент на формирование и развитие информационных, коммуникативных и социально трудовых компетенций, как наиболее социально значимых для наших учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При этом мы считаем полезным использовать следующее, предлагаемое В.В. Краевским, различение видов опыта: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыт осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу (репродуктивный опыт); опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

Обращение к категориям компетенций и опыта важен, поскольку объем информационного потока в современном образовании велик, а возможности для его трансформации в собственные представления через аудиальные и визуальные каналы у ученика с ограниченными возможностями здоровья малы. В отличие от учеников обычной школы, нашим учащимся недостаточно простого объяснения учебного материала учителем. Очевидна необходимость поиска и создания качественно иного пути, как передачи, так и восприятия учебной информации. Опираясь на категорию опыта, мы считаем, что организация в образовательной среде школы комплексного воздействия, включающего как можно больше элементов сенсорной сферы ученика – зрение, слух, речь, тактильность – должно способствовать достижению целей современного образования. Это обусловлено такими факторами как нарушения перцептивной сферы, что, как правило, ведет к ограничению восприятия учебной информации. В связи с этим нами сделан акцент на те методы, которые способствуют наиболее полной передаче, восприятию, запоминанию учебного материала в доступном для учащихся виде, с опорой на сохранные анализаторы, функции, системы их организма. В качестве таких нами широко применяются практические и наглядные методы, помогающие формировать сенсомоторную основу представлений и понятий. Словесные методы передачи учебной информации на начальных этапах обучения служат дополнением к указанным. Наличие неравномерного, зачастую ассиметричного развития учащихся приводит к преобладанию у них наглядных видов мышления, что значительно снижает эффективность работы логических и гностических методов. В этой ситуации индуктивные, объяснительно-иллюстрационные, репродуктивные и частично поисковые методы обучения являются более плодотворными. Еще Я.А.Коменским отмечен результат обучающей деятельности, как органичного единства наглядных и практических методов, таких как дидактические игры и занимательные упражнения. В практике нашей деятельности особое значение в структуре специальных образовательных технологий имеет форма, цвет, материал, звуковой фон, запах, то есть всё то, что является основой формирования ощущений, от которых зависит и качественная (адекватная требованиям социума) составляющая развития функций, формирования представлений (гнозиса), праксиса, мыслительных операций. При этом важным является то, чтобы нагрузка и предъявляемые к ученику требования, соответствовали его интеллектуальным и физическим возможностям, способствовали повышению его эмоционального тонуса, укреплению веры в свои силы, самоутверждению.

Процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в частном случае, «физическими») существенно отличается от аналогичного процесса в отношении обычных учащихся. Поэтому система воздействия специалистов должна включать ряд дополнительных средств по коррекции и компенсации неудовлетворительной работы тех или иных функций организма, по их усиленному развитию, создавая тем самым условия «равных возможностей». В нашей школе имеется такая система дополнительных средств. Так, например, служба сопровождения обеспечивает учащихся коррекционными групповыми и индивидуальными занятиями, в среднем около 8 часов в неделю. В работе службы участвуют дефектолог, психолог, социальный педагог, логопед. Создана система мер безопасного и комфортного пребывания детей в образовательном процессе. Среди таких мер: обязательное сопровождение каждой группы учащихся, в которой не должно быть более 5 человек, воспитателем, а то и двумя; наличие специальной мебели и приспособлений (подставки для текстов со строчкодержателями и т.п.) для обеспечения комфортного положения тела учащихся в учебном процессе; специальные средства передвижения, включая электрические коляски. В школе имеется собственная база диагностического оборудования. Есть возможность использования новейших достижений Центра эволюции человека в виде проведения обследований головного и спинного мозга с целью получения качественной характеристики их работы. Обеспечивается система поддерживающих курсов реабилитации учащихся в течение всего учебного периода.

Инновационная цель школы – формирование ключевых компетентностей. При этом можно говорить о различных уровнях их освоения: минимальный, продвинутый или высокий. В рамках коррекционного учреждения и только при совместной работе с семьей ученика можно говорить о возможности достижения как можно более высокого уровня основных образовательных и общих ключевых компетенций. Для этого службой сопровождения и реабилитации для создания доверительных отношений с родителями и другими членами семьи учащихся проводятся тренинги взаимодействия в системе: ребенок-родитель-специалист в совместной игре. Реализация разнопланового характера совместных с родителями учащихся и иными членами семьи проектов, их активное привлечение к участию в костюмированных праздничных выступлениях способствует более эффективному формированию социально-коммуникативной компетенции у детей и их ближайшего окружения.

В итоге усилий школы и семьи формируется, с учетом потенциальных возможностей каждого, социально активная личность выпускника, с развитой когнитивной, эмоционально-волевой, ценностно-мотивированной сферой, с активной жизненной позицией. То есть компетентную личность можно представить как личность многогранную, способную реализовать самые разнообразные социальные роли, среди которых: Я –творец собственной судьбы; Ясубъект общения; Я – ученик; Я – приверженец здорового образа жизни; Я – ценитель и творец прекрасного; Я – защитник окружающей среды; Я – информированный гражданин; Я – семьянин!


Компетенции учащихся с ограниченными возможностями  здоровья и проблема  их формирования в образовательном учреждении

Назад в раздел