Поиск по сайту

Опыт реализации проекта «Подвижные игры – как средство воспитания толерантности дошкольников старшего возраста на занятиях физическими упражнениями»

Автор: Иванова И.И.


Проблема толерантности не была бы столь актуальна в настоящее время, если бы, не была связана с деструктивными действиями, которые являются следствием нетерпимого отношения людей особенно в отношении беженцев и мигрантов.

Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим

принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети. Уважение к людям разных национальностей является одной из ключевых задач. В связи с этим воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия и миролюбия определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном пространстве.

В то же время, забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Используя подвижные игры народов мира, на физкультурных занятиях, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе.

Исходя из поставленной цели и задач данной темы, необходимо действовать в двух направлениях:

1. Формировать интерес к подвижным играм народов мира

2. формировать основы толерантных взаимоотношений между детьми.

Для более успешного и полного решения задач по двум направлениям, было принято решение создать проект, по которому строилась вся работа коллектива ГДОУ д/с № 20.

Наш проект строится на следующих педагогических принципах.

Принцип гумманизации заключается в учете личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе обучения подвижным играм, знакомства с традициями и обычаями народов мира.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей 5 – 7 лет. В начале и в конце учебного года необходимо проводить диагностику двигательных качеств, учитывать ее результаты для подбора физических упражнений, подвижных игр. Содержание материала подбиралось с учетом национальной принадлежности (страны ближнего зарубежья) детей, посещающих наше ДОУ.

Субъект – субъектное взаимодействие в процессе организации самостоятельной деятельности детей. Реализуется в высказываниях детей, в самостоятельной организации подвижных игр, как на занятиях, так и в группе, на прогулке.

Принцип профессионального сотрудничества. Этот принцип отражен в цели нашего проекта.

Цель проекта «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»– формирование культуру толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, используя подвижные игры народов мира на физкультурных занятиях.

1. Разработать и внедрить в практику ДОУ план – проект по формированию толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, используя подвижные игры народов мира.

2. Повышение уровня физического и психического здоровья каждого воспитанника ДОУ.

3. Развитие двигательных навыков детей, основных видов движений, а так же развитие умений реагировать в игровой ситуации.

4. Развивать умение взаимодействовать с членами детского коллектива, оказывать взаимопомощь.

5. Обучить детей правилам подвижных игр народов мира и умению использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

6. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.

7. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом, приобщать детей к традициям других национальных культур.

А так как формировать толерантные взаимоотношения у детей только путем использования подвижных игр народ мира невозможно, в работе участвует весь коллектив ДОУ:

- воспитатели – проводят познавательные занятия-путешествия, игры, занятия по ИЗО деятельности, оформление «Уголков быта» и др.;

- физкультурный руководитель – знакомит с подвижными играми народов мира, со спортивными играми, проводит занятия-путешествия, тематические праздники и досуги и др.;

- музыкальный руководитель – знакомит с композиторами, музыкальными инструментами, проводит тематические праздники и досуги;

- педагог-психолог – ведет работу как с персоналом (особенно на подготовительном этапе), так и с детьми (социально-эмоциональное развитие);

- старший воспитатель – оказывает методическую помощь, проводит цикл познавательных бесед с детьми, приглашает гостей (родителей в национальных костюмах, ветеранов) и др.

Проект рассчитан на три года обучения.

Этапы работы.

I этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – 2007-2008.

«Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером».

Цель - Формирование компетентности педагогов в области интеркультурного воспитания дошкольников.

Задачи этапа:

1. Сохранить и передать детям традиции и обычаи родной культуры, и на этой основе приобщать их к традициям людей разных национальностей.

2. Содействовать обогащению развивающей предметной среды детского сада:

- дидактические игры («Кто я?», «Я и мои правила», «Я и мои достижения», «Я – мальчик, я – девочка», настольно-печатные игры и др.)

- наглядные пособия (карты, глобус, флаги, книги, энциклопедии и др.)

- аудио и видеоматериалы (гимн, национальные детские музыкальные произведения и др.)

- предметы декоративно – прикладного искусства (предметы быта, национальные костюмы и др.)

3. Разработка содержания толерантного воспитания детей дошкольников в регламентируемой деятельности д/с (занятия, индивидуальная работа, досуги, праздники, экскурсии и др.)

4.Организация анкетирования родителей. (Семья – начальная ступень, именно в семье, среди близких и родных людей, ребенок учится сопереживать, волноваться чужим печалям, радоваться радостям другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь).

5. Проведение диагностики педагогов и детей ГДОУ.

- уровень «коммуникативной толерантности» педагогов В.В.Бойко

- «эмпатические способности» В.В.Бойко

- «индекс толерантности» Г. Солдатова, О. Кравцова, О. Хухлаев, Л. Шайгерова;

- «характеристики толерантной и нетерпимой детских групп» Е. Клепцова

- «исследования проявлений детской нетерпимости» Е. Клепцова.

- вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура).

6.Проведение диагностики «Определение физической подготовленности».

7. Проведение анкетирование родителей «Здоровый образ жизни».

Формами работы данного этапа являются:

1. Деловая игра – «Традиции разных стран».

2. Тренинг – «Ролевые игры», «Кинотренинг» (проводит педагог-психолог).

3. Проведение консультаций психотерапевта ЦПМСС Выборгского района, тематика: «Тренинг личностного роста педагогов».

- развитие коммуникативной толерантности и эмпатических способностей посредством изменения стереотипов интолерантного поведения;

- формирование установок толерантного сознания и бесконфликтного взаимодействия в семье и обществе.

4. Круглый стол – Программа «Дошкольная Академия естественных наук» (раздел: география для дошкольников).

5. Семинар – практикум – Программа «Пошагай-ка» (цикл познавательных игр и занятий):

- «Азбука хороших манер».

- «Азбука дорожного движения».

- «Азбука юного гражданина».

- «Азбука зеленого леса».

II этап: основной 2008-2009.

Цель: учить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.

Задачи и содержание:

1. Содействовать формированию представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной неповторимой личности.

2. Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

3. Воспитание позитивного отношения к культурным различиям.

     4. Содействовать формированию знаний об окружающем мире в соответствии с программой ДОУ.

5. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

Содействие осознанию и усвоению норм толерантного поведения и общения. Социально – эмоциональное развитие личности ребенка (во всех группах д/с)

Формы работы:

- «Уголок настроения»;

- применение упражнений психогимнастики («Фотография», «Веселая зарядка», «Походка и настроение» и др.);

- интегрированные занятия (по тематике);

- конкурс между группами ДОУ «Дневничок – Здоровячок»

- организация фотовыставки «Я и моя семья», «Здравствуйте – это мы!» и фотоальбомов.

III этапзаключительный 2009-2010.

Цель: систематизация знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре.

Задачи и формы работы:

- расширять культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев и др.);

- создать предметно–развивающую среду в группах: «Народные традиции», «Уголок старины» (подвижные уголки в зависимости от тематики);

- расширять представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные праздники; знаменательные даты в истории разных стран и народов; расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей («ЭТНОКАЛЕНДАРЬ»);

- знакомить с произведениями декоративно – прикладное искусства, живописью, музыкой и предметами быта;

- знакомить с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.

- организовывать тематические занятия в группах:

«Уроки Айболита», «Рождественские сказки», «Я – человек», КВН «О дружбе и рыцарстве»;

- организация праздника «Вам, ветераны!».

Кроме этого в практику работы с детьми широко включаются:

· народные игры, народная игрушка и национальная кукла;

· организация выставок и мини-музеев;

· совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников, музыкантов, артистов по возможности);

· организовать переписку с детьми других стран (Украина, Эстония, Белоруссия и др.)

А так же происходит знакомство с русскими народными играми и играми народов мира на физкультурных занятиях.

Средняя группа – русские подвижные игр; «Волшебный остров» (Индия).

Старшая группа – игры народов ближнего зарубежья (Украина, Эстония, Армения) и стран (Америка, Япония, Африка);

Подготовительная группа– подвижные игры стран Европы (Англия, Германия, Греция, Франция).

Содержание подвижных игр распланировано с учетом постепенного усложнения программного материала:

- по сложности: простые – более сложные – командные – спортивные;

- по степени взаимоотношений играющих (не вступают в соприкосновение с соперниками (от не контактных) – ограниченное соприкосновение – непосредственная борьба (пр. «Футбол»);

- ориентировка в пространстве: врассыпную, вперед, назад, движения в парах, шеренгах и т.д.;

- постепенное нарастание быстроты, силы, выносливости, ловкости;

- по степени сложности познавательного материала.

На заключительном этапе проходит завершающая диагностика, анкетирование родителей, детей и обработка полученных результатов.

Для того чтобы оценить формы поведения детей старшего дошкольного возраста при организации и проведении подвижных игр на физкультурных занятиях, нами была разработана диагностическая карта исследования.

На рисунке один можно увидеть различные формы поведения детей старшей группы на начало учебного и конец года.

graf1.jpg

Рис.1. Формы поведения детей на занятиях физическими упражнениями старшей группы

graf2.jpg

Рис.2. Формы поведения детей подготовительной группы на занятиях физическими упражнениями.

В содержание занятий по физической культуре были включены следующие виды подвижных игр народов мира на развитие:

быстроты («Невод», «Волк во рву», «Воробьи и вороны», «Медведь на льдине», «Пожарная команда», «Кошки – мышки», «Капканы», «Салки», «Китайские пятнашки», «Конное состязание», «Ястребы и ласточки», «Приведение», «Прихлопни комара», «Сбор чая», «Буйволы в загоне» и др.);

координации («Третий лишний», «Шишки, жёлуди, орехи», «Свечки», «Статуя», «Петух на насесте», «Хвост дракона», «Китайские пятнашки», «Больная кошка», «Конное состязание», «Прихлопни комара», «Жмурки эскимосские», «Мельница», «Беспокойный мяч», «Перетягивание палки» и др.);

прыгучести («Волшебная скакалка», «Прыжок за прыжком», «Удочка», «Волк во рву», «Классики», «Мешочек с бобами» и др.).

В результате проведенной работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с играми народов мира, было выявлено, что в группах, у которых в занятия по физкультуре были включены игры народов мира, несколько улучшили свои результаты, в отличие от групп, в которых проводились традиционные подвижные игры. Таким образом, подвижные игры народов мира действительно оказывают положительное влияние на детей и закладывают основы толерантных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Поделиться:


Назад в раздел