Поиск по сайту

К вопросу о развивающем потенциале элективных курсов.

Автор: Александрова Светлана Владимировна


Сравнительный анализ содержания более пятидесяти лицензированных и опубликованных программ элективных курсов по истории для учащихся 9-11 классов показал, что они в большинстве случаев ориентированы на расширение и углубление знаний учащихся о прошлом [1]. Встречаются курсы введения в историческую науку, изучения вспомогательных исторических дисциплин (для предпрофильной подготовки в 9 классах). Элективные курсы для учащихся 10-11 классов, в большинстве своем, имеют проблемную направленность, в них рассматриваются дискуссионные (в базовой науке) вопросы истории XX века. Их развивающий потенциал преимущественно связан с развитием информационных умений, а воспитательный - с решением духовно-нравственных проблем.

Анализ практики преподавания элективных курсов показывает, что учителя в первую очередь ориентируются на решение задач подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена, поэтому их усилия преимущественно направлены на освоение и закрепление тех конкретно-исторических знаний, которые могут потребоваться ученикам в ходе итоговой аттестации [См. об этом также 2].

В меньшей степени элективные курсы ориентированы на решение важнейших мировоззренческих задач исторического образования – на становление исторического сознания школьников.

Как известно, историческое сознание является важной составной частью общественного сознания личности. Под ним принято понимать отношение человека к историческому прошлому, систему ориентации в мире истории, обеспечивающую личности осознание процессов современного ему мира на трех уровнях прошлое-настоящее - будущее. [3].

В процессе обучения истории развитие исторического сознания предполагает формирование у школьников способности целостного, обобщенного восприятия исторического процесса, умения отражать объекты прошлого в их развитии и взаимосвязях, становление ценностно-осознанного отношения старшеклассников к изучаемому материалу. Это требует от учащихся овладения способами исторического мышления. В рамках среднего исторического образования это одна из самых сложных задач, ее решение требует систематической, целенаправленной работы в процессе предметного обучения и весьма нуждается в поддержке элективными курсами.

Вот почему для более полного раскрытия потенциала элективных курсов по истории (там, где это позволяет их тематика), важно уже на этапе их проектирования выстроить систему работы в данном направлении.

Целесообразно на уровне разработки программ элективного курса четко определить общие мировоззренческие цели обучения, направленные на развитие исторического сознания, теоретические положения содержания курса и совокупность мыслительных умений, обеспечивающих их освоение в процессе познавательной деятельности учащихся.

При создании тематического планирования важно для каждого занятия определить:

уровень и общее содержание адекватных конкретно-историческому учебному материалу мировоззренческих идей;

этапы в развитии соответствующих историческому содержанию мыслительных умений;

формы и методы развивающего обучения, обеспечивающие накопление старшеклассниками коллективного и индивидуального опыта деятельности, связанного со становлением исторического сознания

При непосредственной разработке занятий теоретические идеи должны стать той системообразующей основой, которая предопределяет критерии отбора и логику построения конкретно - исторического содержания, таким образом, чтобы оно каждый раз обеспечивало применение уже освоенных ранее идей или подведение учеников к новым мировоззренческим выводам и суждениям.

На этой содержательной основе создается методика проведения занятий. Как известно, современное обучение ориентировано на использование развивающих технологий. Среди них в организации учебного процесса системообразующей, на наш взгляд, является технология управления процессом познавательной деятельности учащихся. Именно она обеспечивает накопление школьниками опыта самостоятельного освоения учебного содержания, ориентирует на осознанное присвоение ими теоретических знаний, создает условия для поиска и обретения старшеклассниками личностно-значимого смысла в изучаемом историческом содержании, способствует развитию способности к самостоятельным оценочным суждениям исторических объектов, а в итоге - обеспечивает создание элективных курсов на основе деятельностного подхода.

Важное условие эффективной организации процесса самостоятельной познавательной деятельности старшеклассников в современных условиях - это организация обучения в традиционной и компьютерной образовательных средах, наличие соответствующего учебного комплекса, обеспечивающего методическую поддержку деятельности учителя и самостоятельной работы учащихся [см. об этом также 4].

Результативность работы по развитию исторического сознания в рамках элективного курса диагностируется как в процессе проведения занятий, так и при анализе продуктов самостоятельной деятельности учащихся.

Рассмотрим подходы к решению задач развития исторического сознания на примере разработки элективного курса для 9 классов «Личность и эпоха» (история России) (лицензия РЭС, октябрь 2005 года).

Ведущая цель курса ориентирует на развитие исторического сознания: на основе изучения персоналий Российской истории подвести учащихся к пониманию методологических подходов к определению роли личности в истории, исторической обусловленности деятельности личности, многообразию факторов, влияющих на ее взгляды и действия на исторической арене, обеспечить развитие умений самостоятельного поиска и приобретения знаний об исторических персоналиях, анализа и исторической оценки деятельности личности

Ведущими теоретическими положениями курса (мировоззренческие проблемы, раскрываемые в рамках курса) являются:

- историческая обусловленность деятельности личности («вызовы эпохи»);

- факторы и механизмы появления личности на исторической арене (объективные и субъективные причины);

- влияние социального статуса, окружения, взглядов и черт характера на деятельность личности на исторической арене (общее и особенное в условиях деятельности личности);

- традиции и новаторство в деятельности личности на исторической арене (общее и особенное);

- влияние личности на ход истории (событий, явлений, процессов) (следствия);

- проблема относительности исторического знания и альтернативность подходов к оценке исторической личности.

Ведущие умения, закрепляемые и формируемые в процессе изучения ЭК:

- библиографического поиска и реферирования материалов о деятельности исторической личности;

- контекстного анализа первоисточников, актов, произведений общественной мысли, мемуарной литературы и других продуктов, созданных личностью;

- сравнительного анализа исторической литературы, художественных произведений об ИЛ;

- полной и аспектной характеристики исторической личности

- многомерных (философских, политических, научно-исторических, духовно-нравственных и т.д.) и аспектных оценок о роли и значения личности в истории;

- определения личного отношения к историческому деятелю.

Ведущие технологии: управления познавательной деятельностью, проблемного обучения, поэтапного формирования умений, личностно-ориентированного обучения, компьютерные и проектные технологии.

Виды проблемно-познавательных заданий курса для учащихся:

- на выявление причин, обуславливающие деятельность исторического лица;

- на анализ характера, действий, мотивов поступков исторической личности;

- на выявление сущности деятельности;

- на выявление противоречивости в характере, поступках исторического деятеля, целях и результатах деятельности;

- на моделирование возможных альтернативных исторических ситуаций, построение исторических версий событий, связанных с исторической личностью;

- на прогнозирование последствий деятельности личности; взаимосвязи характера исторической личности и результатов и значимости ее деятельности;

- на оценивание деятельности личности с разных позиций (с точки зрения современников и потомков, с точки зрения политики, государственных интересов, духовно-нравственных позиций)

- на критический анализ альтернативных исторических источников по изложению биографии и оценок личности.

Характеризуя типологию заданий, необходимо отметить, что в курсе «Личность и эпоха» для развития у учащихся понимания роли личности в истории выстраивается поэтапная работа, которая подводит учеников к созданию универсального алгоритма (памятки), характеризующего историческую личность. Данный алгоритм усложняется от занятия к занятию, в нем постепенно простые характеристики исторической личности разворачиваются в многомерные с возможностью для учащегося критически осмысливать различные исторические источники, формулировать собственные оценочные суждения.

Таким образом, подобное развернутое аспектное рассмотрение исторической личности создает условия для формирования у учащихся обобщенного представления о прошлом, на основании совокупности различных видов мыслительной деятельности.

В настоящее время число программ элективных курсов, которые имеют достаточно проработанное учебно-методическое сопровождение незначительно. В такой ситуации важно выстраивать развивающий компонент программы элективного курса на деятельностной основе с разработанной комплексной системой заданий для учащихся.

Для эффективной реализации обозначенных целей и задач курса предполагается также создание системы интерактивной электронной поддержки курса. Что, в свою очередь, дает, например, возможность обеспечить элективный курс яркими, занимательными источниками, привлечь созданные в искусстве художественные образы исторической личности. А также позволит учащимся знакомиться с широким кругом баз данных по истории: текстам исторических первоисточников, справочной, научной, художественной литературы, изобразительным источникам. Такого рода комплекс будет в большей степени отвечать задачам формирования исторического мышления учащихся, раскрывая потенциал элективных курсов.

Диагностика результатов учебного процесса предусматривает как текущий контроль на занятиях, так и итоговый контроль. Текущий контроль может осуществляться как участие школьников в диспутах, дискуссиях на занятиях курса, выполнение учащимися самостоятельных, творческих заданий, направленных на осмысление учащимися проблем, рассмотренных на занятии курса. Например, написание эссе по такой теме как «Трагедия царя Бориса Годунова: социально-политический аспект», сочинений-размышлений, таких как «Ордынская политика Александра Невского и Даниила Галицкого: кто подлинный защитник Руси?», «Великая судьба – великое рабство (оценка личности и государственной деятельности Ярослава Мудрого)» и др.

Итоговый контроль может быть осуществлен как проведение конференции с выступлениями учащихся по самостоятельно подготовленным мини-исследованиям, посвященным историческим личностям по таким направлениям, как «Личность, не ответившая на «вызов времени»», «Личность, ответившая на «вызов времени»».

Анализ опыта проведения в течение трех лет данного элективного курса показывает, что у учащихся отмечается рост познавательного интереса к истории в целом и к проблемам изучения исторической личности. От начала к концу изучения ЭК прослеживается динамика в развитии означенных выше умений. Если в начале обучения учащиеся предпочитали пересказывать биографии, использовать чужие оценки деятельности исторической личности, то к концу освоения курса старшеклассники предпочитали освещать не столько биографию исторического деятеля, сколько приводить объяснение поступков, мотивов его деятельности, выявляли связь между личными качествами и задачами эпохи, излагали свои оценки и свое понимание роли личности в истории.

Литература:

1. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ под ред. Е.Е. Вяземского. – М., 2006; Элективные курсы по истории России для профильного обучения учащихся 10-11-х классов. – М., 2007; Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы: элективный курс/ сост. Е.Н. Сорокина. – Волгоград, 2006; История России. 10-11 классы. История России в лицах. X-XVII вв. Герои и изгои революции. Личность и история России: элективные курсы/сост. Н.И. Чеботарева. – Волгоград, 2007; и др.

2. Александрова С.В. Роль курсов по выбору в подготовке к профильному обучению истории //Наука и высшая школа – профильному обучению. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. Часть 1. – СПб., 2007;

3. Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник/под ред. В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой. – М.: Высшая школа, 2007 , с.85-86.

4. Александрова С.В. К проблеме разработки дистанционных элективных курсов по истории на деятельностной основе //Профильное обучение: проблемы элективных курсов: материалы Всероссийской


К вопросу о развивающем потенциале элективных курсов.

Назад в раздел