Поиск по сайту

Творческий потенциал специалиста по физическому воспитанию в дошкольном учреждении

Автор: Умнякова Н.Л.


Сегодня в соответствии с требованиями жизни созданы определенные условия, которые способствуют развитию спортивного воспитания в детских садах. Современные общеобразовательные и парциальные программы по физической культуре рекомендуют проводить занятия по обучению детей различным спортивным упражнениям: ходьбе на лыжах, плаванию, конькам, езде на велосипеде, а так же элементам спортивных игр: городки, бадминтон, настольный теннис, хоккей, баскетбол, футбол. В ДОУ эти виды занятий особенно значимы как первоначальные формы приобщения ребенка дошкольного возраста к миру спортивных явлений и формированию положительного отношения к системе спортивных ценностей.

В нашем районе 70 дошкольных образовательных учреждений, из них 12 - компенсирующей направленности,в которых работают 102 специалиста по физическому воспитанию и инструкторов по физической культуре. На сегодняшний день в Выборгском районе стали уже традиционными такие детские спортивные соревнования и праздники, которые организуются в рамках детско-юношеской спартакиады Санкт-Петербурга: «Весенняя капель», «Праздник на воде», «Праздник танца», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Спортивный калейдоскоп».

«Весенняя капель» - это спортивные соревнования, которые являются первой ступенью спортивного отбора детей дошкольного возраста. Эти соревнования организуются и проводятся в два этапа:

- 1-ый этап - проведение отборочных командных соревнований в районе, где принимают участие воспитанники 30 дошкольных образовательных учреждений района.

- 2-ой этап – команда- финалист районного праздника принимает участие в городском празднике. В городских соревнованиях  участвуют 18 команд - победителей районных соревнований. В программу праздника входят основные виды движений - это упражнения в беге, прыжках, метании, лазании и ползании, входящие в программу воспитания и обучения в детском саду (программа М.А. Васильевой). Соревнования проводятся в форме спортивного праздника, в котором эстафеты чередуются с культурно-развлекательными номерами. Вот уже несколько лет подряд победителем районных соревнований является команда «Энерджайзер» ГДОУ № 120, под руководством специалиста по физической культуре, педагога высшей категории О.О. Татариновой (мастера спорта по прыжкам в воду), заведует же этим замечательным садом Малаховская Людмила Юрьевна. Развитие спортивного потенциала детей подтверждается посещением детьми этого сада спортивных клубов и секций по спортивной акробатике, плаванию, различных видов восточных единоборств.

fiz1.jpg

Как указывает исследователь А.В. Чеботарев (2009), специалисты в области спорта все чаще высказываются о необходимости более раннего начала занятий спортом, начиная с дошкольного возраста (3-7 лет), считая его наиболее благоприятным периодом для целенаправленного формирования определенных функций организма, а также  основ рациональной техники двигательных действий избранного вида спорта. В своих исследованиях автор констатирует, что уже в дошкольном возрасте имеется большое количество детей, которые значительно опережают своих сверстников в физическом развитии. В этой связи актуальным становится целенаправленное физическое развитие дошкольников, предрасположеных к спортивной деятельности. Педагоги-руководители физического воспитания Центра развития ребенка с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников, детского сада  № 139 уже не первый год успешно реализуют программу "Путешествие в олимпию" С.О.Филипповой (2004).

Только в нашем районе для воспитанников садов компенсирующего вида организуется и проводится праздник «Спортивный калейдоскоп», в котором принимают участие 10 команд из садов разной компенсирующей направленности. Организация физкультурно-оздоровительной работы в таких учреждениях имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Коррекция двигательных нарушений средствами адаптивной физической культуры является важным направлением физкультурно-оздоровительной работы, поскольку движение неотделимо от познания окружающего мира, овладения речью, развития познавательной деятельности и воспитания личности ребенка. Подбор адекватных средств требует от специалиста не только знаний физических и психических нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и специфических принципов, организационных форм их использования, конкретизации коррекционных задач. В связи с этим, педагогам, работающим в коррекционных учреждениях, для грамотного построения процесса физического совершенствования дошкольников необходимо изучать вопросы дефектологии, физической реабилитации и социальной психологии. Работая с такими воспитанниками, педагоги применяют различные формы, методы и средства физического воспитания. Так под руководством заведующей ГДОУ № 10 Наумовой Надежды Ивановны руководитель физического воспитания высшей категории Ю.В. Сухарев занимается исследовательской деятельностью по проблеме развития двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Много лет в нашем районе проводится праздник для семей воспитанников детских садов «Папа, мама, я – спортивная семья».

fiz2.jpg fiz3.jpg

fiz4.jpg fiz5.jpg

Задачей такого праздника является повышение эмоционального настроя родителей и детей, а так же их сближения  средствами физической культуры. Участие большого количества семей в таких мероприятиях говорит об эффективной  реализации педагогами ГДОУ программ «К здоровой семье – через детский сад», «Навстречу друг другу» М.Н. Поповой.

С 2002 года, по данным к.п.н., руководителя структурного подразделения "Институт детства" СПбАППО Т.А. Овечкиной, более 70% дошкольных учреждений в Санкт-Петербурге осваивают инновационные образовательные программы и технологии работы с детьми дошкольного возраста. Сегодня насчитывается большое количество различных фитнес-технологий, разработанных для детей (Е.Г. Сайкина, 2007). Как отмечает С. Рыжова (2008), применение фитнес-технологий в дошкольных учреждениях открывает широкие возможности для подбора упражнений и совершенствования способов их применения в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях. Так,  руководитель физического воспитания ГДОУ № 113 Л.В. Томашевская, отмечает, что большое разнообразие средств ритмической гимнастики в занятиях по плаванию, дает возможность педагогу выборочно использовать их в подготовительной части занятия, для формирования интереса к занятиям по плаванию, преодоления водобоязни, а так же совершенствования двигательных умений и навыков. Т.В. Петухова,  руководитель физического воспитания ГДОУ № 34, описывает опыт применения танцевально-игровой гимнастики «СА-ФИ-Дансе» на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего возраста. Опыт педагогов опубликован в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции 2008 года.

Фитнес-технологии могут применяться в системе дополнительного образования дошкольников в свободное от основных занятий время. Руководитель физического воспитания высшей категории  ГДОУ № 120,  Т.Н. Тимофеева применяет в практике дополнительных занятиях элементы черлидинга.

fiz6.jpg

fiz7.jpg

В районе так же организуется конкурс танцев в различных номинациях «Ритмическая гимнастика с предметами», «Спортивные танцы».

fiz8.jpg fiz9.jpg

Участие в таких конкурсах даёт возможность педагогам реализовать свой творческий потенциал в работе с детьми, способствовать передаче педагогического мастерства, а другим педагогам повысить уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Сегодня много говорят о толерантности. Мировая общественность определила толерантность основополагающим принципом современной морали, т.к. мир, в котором мы живем, зачастую жесток, жестокими часто становятся и дети. Уважение к людям разных национальностей является одной из ключевых задач. В связи с этим воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия и миролюбия становится ведущим направлением в современном образовательном пространстве ДОУ. А, значит, требуют от педагога освоения иных умений и навыков в воспитании детей. Так,  руководителем физического воспитания высшей категории И.И. Ивановой и педагогическим коллективом ГДОУ № 20 разработан и внедрен в практику  проект «Формирование толерантного сознания воспитанников». На основе анкетирования родителей коллективом учреждения разработан годовой и тематический план применения подвижных игр народов мира на занятиях физическими упражнениями.

На сегодня данная тема актуальна, так как двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в подвижных играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.

Наш районный методический кабинет тесно сотрудничает с преподавателями кафедры гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, на базе Научно-методического Центра организуются постоянно действующие семинары повышения квалификации педагогов: танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе», лечебно-профилактический танец, танцы на мячах. Такие семинары так же способствуют развитию творческого потенциала наших педагогов, применению ими фитнес-технологий для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и коррекционных задач, для повышения двигательной активности и развития двигательного опыта детей.

fiz10.jpg fiz11.jpg

Так на базе ГДОУ детский сад № 2 руководителем физического воспитания, педагогом высшей категории Ю.В. Войтаник совместно с д.м.н., профессором кафедры теории и методики адаптивной физической культуры государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта А.А. Потапчук была разработана и апробирована программа «Фитбол-гимнастика». Одним из направлений которой, является профилактика и коррекция нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

fiz12.jpg

Методическое объединение руководителей физического воспитания района сотрудничает с преподавателями кафедры оздоровительной физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена, совместно с заведующей дошкольного образовательного учреждения №139 Татьяной Вадимовной Волосниковой на базе  учреждения проводятся семинары, научно-практические конференции по актуальным вопросам физической культуры дошкольников.

fiz13.jpg fiz14.jpg

fiz15.jpg fiz16.jpg

Таким образом, организация различных форм взаимодействия педагогов разного уровня образования, квалификации и педагогического опыта способствует взаимообогащению передовым педагогическим опытом, повышает квалификацию, стимулирует  развитие творческого потенциала педагогов.

Поделиться:


Назад в раздел