Поиск по сайту

Школьная научно–практическая конференция как условие успешной исследовательской деятельности учащихся



(Из опыта работы гимназии № 528 Санкт-Петербурга)

Е.Н.Ненахова

директор гимназии № 528

заслуженный учитель РФ

«В ответственности за будущее» - так называется школьная научно-практическая конференция, проводимая ежегодно в нашей гимназии. Участие учеников в конференции - шаг к самостоятельной жизни, поиск своего места в обществе, активное включение в процесс самообразования и повышения уровня знаний.

В 2008/09-ом учебном году состоялась уже восьмая конференция, следовательно, можно говорить о сложившейся традиции. Накопленный опыт дает основание для обобщения и анализа проделанной работы. Предлагаемые методические советы по подготовке и организации подобных мероприятий могут оказаться полезными как для учителей, так и для руководителей школ.

Школьная конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся, основы которой закладываются уже в начальной школе. Курс «Я – исследователь», разработанный А.И.Савенковым, включен в учебный план гимназии. Дети учатся наблюдать и экспериментировать, проходят весь путь исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Начало любого исследования – выбор темы. В основном она носит экспериментальный характер (проведение собственных опытов, наблюдение за определенными явлениями) или теоретический (изучение и обобщение сведений, содержащихся в книгах, фильмах и других источниках информации). Ребят интересует разное: и поведение домашних животных, и планеты Вселенной, и героические страницы Великой Отечественной войны, и загадочные явления культуры. Например, работа Дианы Семенихиной (4-й класс) называлась «Молчаливые стражи» и рассказывала о сфинксах. « Эту тему я выбрала, потому что сфинксы – необыкновенные существа. Во время работы я научилась пользоваться несколькими источниками и выбирать из них нужную информацию», - пишет ученица. « У меня дома живет кошка. Наблюдая за ней, я решила написать работу на тему «Повадки кошки», - так объясняет свой выбор Н. Постникова (4-й класс). Лучшие работы представляются на Малую конференцию. В этом году наибольший интерес у младших школьников вызвала секция «Окружающий мир». За несколько недель до начала конференции был объявлен конкурс рисунков «Охранять природу – значит охранять Родину», победители которого награждались наряду с лучшими докладчиками. Ученики начальной школы получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией, поскольку на Малой конференции присутствуют родители.

Развитие исследовательских навыков имеет свое логическое продолжение в основной школе. Элементы исследования учителя-предметники обязательно включают в творческие задания, а с 8-го класса вводится надпредметная программа «Основы исследовательской деятельности». В течение учебного года с учащимися ведутся занятия под руководством библиотекаря, психолога и заместителя директора по научно-экспериментальной работе.

Библиотекарь учит ребят работать с научной литературой, делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Создан каталог исследовательских работ учеников, состоящий в данный момент из 475 наименований. Он находится в школьной библиотеке, учащиеся обращаются к рефератам при подготовке докладов и сообщений, а учителя – при подготовке уроков и разнообразных внеклассных мероприятий. Психолог ведет познавательно-коммуникативную работу, развивает речевые способности. В его обязанности также входит диагностическая работа: например, проведение тестов, определяющих склонности к различным видам деятельности, выяснение доминирующих интересов в той или иной области знаний, а также уровня самооценки и мотивации. Заместитель директора знакомит школьников с научной организацией труда, логикой учебного исследования, с основами проектировочной деятельности. Результатом этого курса является работа над рефератом в 9-ом классе в рамках подготовки к экзамену по выбору за курс основной школы. Темы рефератов ученики выбирают в соответствии со своими интересами и склонностями. Таким образом, учащиеся средней школы уже подготовлены к серьезной научно-исследовательской работе, которая продолжается в основной школе.

На этом этапе ведущая роль отводится Ассоциации исследователей гимназии. Ее создание мы рассматриваем как педагогическую необходимость, обеспечивающую реализацию гимназической образовательной программы на основе личностной ориентации •педагогического процесса. Подобный союз единомышленников объединяет учащихся (в основном старшеклассников), ученых, преподавателей вузов, председателей методических объединений и учителей-предметников. В данное сообщество может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

Ученик, участвующий в Ассоциации, имеет право:

• выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);

• получить необходимую информацию у своего руководителя;

• получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной области исследования;

• выступить с окончательным вариантом работы на школьной научно-практической конференции;

• представить свою работу, получившую высокую оценку, на районных и городских конференциях;

• опубликовать работу в сборнике научных работ учащихся;

• участвовать в проектной деятельности.

Основными направлениями работы Ассоциации являются:

• помощь в подготовке тезисов публикаций, рефератов, докладов, с которыми ребята выступают в гимназии и за ее пределами; создание и постоянное пополнение базы данных по рефератам;

• подготовка и проведение школьной конференции;

• реализация проекта «Памятные дни»;

• освоение образовательного пространства города, страны (участие в конференциях и конкурсах различного уровня).

Непосредственное руководство осуществляет Совет Ассоциации во главе с председателем. В состав Совета также входят заместитель директора на научно-методической и опытно-экспериментальной работе, педагоги-руководители секций, работающих на конференции «В ответственности за будущее», учащиеся. Долгожданным событием в жизни гимназии является научно-практическая конференция, позволяющая ученикам поделиться своими достижениями.

Таким образом, модель организации научно-исследовательской деятельности учащихся в нашей гимназии свидетельствует о системном подходе к решению данной проблемы, что отражается на схеме 1:



Научно-практическая конференция - одна из форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Подобная совместная деятельность представлена на схеме 2:

СХЕМА 2

На уровне района задействовано 6 школ и педагогический колледж, МО «Оккервиль» и Научно-методический центр. Большую помощь при подготовке и проведении конференции оказывают преподаватели и студенты Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Института точной механики и оптики, Гёте-института, ученые Санкт-Петербургского отделения Российской Академии естественных наук. Уже два года с нами сотрудничают учащиеся гимназии города Мантихарью (Финляндия). Делегация зарубежных гостей во главе с директором участвует в работе секций истории и иностранных языков. Сетевое взаимодействие дает возможность познакомиться с инновационными разработками других образовательных учреждений, позволяет оценить собственный уровень и, наконец, является способом общения. Модель подобного сетевого взаимодействия эффективна, т.к. все планируется заранее и учитываются возможности всех участников.

Как происходит работа по подготовке научно-практической конференции?

Залогом успеха является, прежде всего, выбор темы конференции. Она должна быть актуальной, дискуссионной и одновременно открывать возможности для ее конкретизации на пленарном и секционных заседаниях.

В первые годы конференция не имела общей темы, а была посвящена юбилеям знаменитых ученых или значимых событий (например, 100-летию Д.С.Лихачева). В 2006-2007 учебном году в связи с юбилеем Невского района Санкт-Петербурга, на территории которого находится гимназия, основное внимание было уделено разработке краеведческого аспекта (история района и его улиц, экология района, культурная жизнь и известные люди района, проявившие себя в разных областях жизни и т.д.).

Теперь мы решили проводить конференцию в рамках конкретной темы. Это, с одной стороны, позволяет сузить круг обсуждаемых проблем, а с другой, учит школьников направлять изучаемый материал в определенное русло. Тема будущей конференции обсуждается на методических объединениях учителей-предметников в конце текущего учебного года. Уточнение и окончательная формулировка происходит в начале следующего учебного года на совещании представителей тех образовательных учреждений, которые изъявили желание участвовать в данном мероприятии.

Прием заявок от школ на участие в работе секций осуществляется в течение первого триместра, а в конце второго триместра должны быть представлены тезисы докладов. На официальном сайте гимназии присутствует образец заявки:

ЗАЯВКА

на участие в научно-практической конференции «В ответственности за будущее»

1. ФИО

2. Школа, класс

3. Название секции

4. Тема доклада

5. Научный руководитель

6. Форма участия (выступление с докладом, стендовый доклад)

7. Контактный телефон (E-mail)

Руководство по подготовке конференции осуществляет Ассоциация исследователей. На плечи этой группы энтузиастов ложатся все организационные вопросы, которые обязательно согласовываются с завучами школ, принимающих участие в конференции. На общем собрании представителей секций руководством Ассоциации разрабатывается программа работы конференции (темы докладов, подготовка стендовых докладов, вопросы для дискуссии, руководители секций). Учителя школ предварительно знакомят школьников с кругом вопросов, которые будут обсуждаться, что способствует более эффективному проведению самой дискуссии.

Начинается научно-практическая конференция с пленарного заседания. Традиционно почетными гостями гимназии являются Глава Муниципального образования «Оккервиль», директор НМЦ Невского района, ведущие ученые. Звучит «Гаудеамус» в исполнении школьного хора. Затем следует приветственное слово директора гимназии и гостей, доклады в рамках общей темы пленарного заседания. Работа в секциях длится примерно 2-3 часа.

Важным моментом является система оценивания выступлений. Каждый участник получает карточку, где он может отметить соответствие доклада заданным критериям (по 5-балльной системе).

Высту-

пающие

КРИТЕРИИ

Полнота раскры-тия темы

Умение оперировать фактами и делать выводы

Умение аргументи-

ровано отвечать на вопросы

Использо-

вание наглядного материала

Речевое оформле-

ние доклада, соблюде-

ние регламента

ИТОГО






















Эту карточку заполняют и ученики, и преподаватели. Данные обрабатываются счетной комиссией, и определяются победители. После небольшого перерыва – торжественное закрытие конференции и награждение лучших работ дипломами 1, 2 и 3 степени, а всех остальных докладчиков – Почетными грамотами. По завершении конференции обязательно организуется «круглый стол», в котором принимают участие председатели Методических объединений, руководители секций и учителя других школ. Подводятся итоги, высказываются замечания и предложения. В течение всего дня работают корреспонденты школьной газеты «Контур». Они присутствуют на заседаниях, берут интервью, фотографируют. Ход и итоги конференции отражаются, что называется «по горячим следам», в нашем печатном изданиии на сайте гимназии. Лучшие доклады публикуются в школьном сборнике «Научно-практическая конференция «В ответственности за будущее». Тезисы докладов», что является дополнительным стимулом для включения в исследовательскую работу. На настоящий момент издано уже три подобных сборника.

Особенно интересным представляется форум юных ученых, проходивший в течение последних лет. «Роль личности в развитии истории, науки и культуры» - общая тема конференции 2008 года. На пленарном заседании эта тема раскрывалась в выступлениях академика Г.Н.Фурсея (« Личность и культура»), доцента кафедры русского языка РГПУ им. А.И.Герцена Н.В.Козловской («Роль личности в развитии языка»), директора Научно-методического центра Невского района Г.Н.Фридман («Роль гимназии в становлении личности»). Завершилось пленарное заседание литературно-музыкальной композицией «Во славу Отечества» (Юбилейные страницы календаря), подготовленной учениками 7-го класса. Они рассказали о петербуржцах-юбилярах, которые внесли весомый вклад в развитие культуры города, страны, мира. Ценным было то, что внимание обращалось не только на великих ученых (В.И. Вернадского, П.Б.Струве, космонавта С.К.Крикалева), но и юбиляров, которые помогли воспитать гениев (например, няня А.С.Пушкина Арина Родионовна). Также была подготовлена презентация «Академик Д.С.Лихачев». Ученикам понравилось участвовать в подобных проектах, и появилось желание работать в следующем году.

Общая тема раскрывалась в работе каждой из восьми заявленных секций, которые формировались в соответствии с образовательными областями и учебными предметами. На них рассматривались такие проблемы:

— Ответственность ученого перед обществом за свое открытие (секция физики и химии);

— Вклад ученого Л.Эйлера в развитие науки (секция математики);

— Роль В.И.Вернадского в развитии естественных наук (секция биологии и географии);

— Языковые одежды города (секция лингвистики);

— Неоднозначность оценки роли личности в истории: К.Маннергейм и А.И.Маринеско (секция истории и краеведения);

— Творческая личность и общество (секция литературоведения);

— Личность в истории культуры (художественно-эстетическая секция);

— Структура личности (секция психологии).

Например, на секции лингвистики прозвучали доклады о городской рекламе («Языковой портрет улицы Коллонтай», «Структурные и стилистические особенности неоднословной коммерческой номинации»), об особенностях речи героев современной литературы, о словарной картотеке Института лингвистических исследований Российской Академии Наук. Заседание закончилось дискуссией о языковой культуре личности. Важно, что в этой полемике принимали участие не только ученики и учителя, студенты, но и преподаватели кафедры русского языка РГПУ им. А.И.Герцена. Это дало возможность получить компетентные ответы на все возникшие вопросы и приобрести ценный опыт общения с миром науки.

Участники секции истории заранее получили вопросы, по которым они могли подготовиться к дискуссии. Эти вопросы были выработаны на совещании учителей разных школ, принимавших участие в работе данной секции. Предложенные ученикам задания можно разделить на несколько групп. Первая группа вопросов была нацелена на определение терминов, которые можно найти в словарях (Что такое личность? Кого можно назвать героем? Что такое подвиг?). Вторая группа вопросов касалась фактических знаний, пробуждающих интерес к докладам (Кто такой К.Маннергейм? Что вы слышали о А.И.Маринеско?). Третья группа вопросов - на умение оперировать знаниями, полученными в школе и вне ее (Кого бы вы назвали исторической личностью? Приведите примеры и объясните свой выбор. Можно ли однозначно оценить роль личности в истории? Всегда ли личность оценивается положительно?). Также были сформулированы вопросы, ответить на которые ученики могли, прослушав доклады (Как вы оцениваете личность Маннергейма в истории? «Атака века» - подвиг или профессиональная работа подводников лодки «С-13»? А.И.Маринеско – герой или военный преступник? Достоин ли А.И.Маринеско звания Героя Советского Союза, поскольку он ушел в этот поход «штрафником»?). Четкая формулировка вопросов помогает поддерживать интерес к дискуссии, формирует умения аргументированно выступать и слушать ответы оппонентов.

Мы стараемся привлекать к работе учащихся младших классов. В этом году ученики 5-го класса представили свою исследовательскую работу на немецком языке «Сказки братьев Гримм-2007». Современный вариант прочтения известных текстов показал, что многие темы сказок вечны. Ученики 6-го класса исследовали модель средневекового кукольного театра. Свои теоретические изыскания учащиеся проиллюстрировали представлением на немецком языке. Для того, чтобы не возникло языкового барьера, был дан синхронный перевод на русский и английский язык. Зрелищность выступления создала особую эмоциональную атмосферу.

В 2009-м году общая тема конференции звучала так: «Будущее рождается сегодня».

На пленарном заседании после приветственного слова директора гимназии Е.Н.Ненаховой выступил академик Г. Н. Фурсей. «Наука не роскошь, а средство перемещения в будущее» — лейтмотив его доклада. Далее микрофон был предоставлен А.Д. Ерофееву, члену правления Санкт-Петербургского союза краеведов. Он начал свой доклад с обоснования выбранной им темы: «Без прошлого нет будущего». Речь шла о состоянии культуры и культурного наследия в современном обществе, о сохранении традиций, о памятниках архитектуры нашего города. Члены школьного Парламента изложили свою точку зрения на проблему успешности учеников и выпускников гимназии. Особенно важными они назвали навыки и умения, приобретаемые во время учебы: ораторское искусство, грамотность, самодисциплина, умение работать в коллективе, критическое мышление, принятие нужных решений. М.В. Новикова, закончившая гимназию почти 15 лет назад, ныне кандидат филологических наук, заведующая кафедрой немецкого языка Академии искусств, рассказала о том, какую роль сыграла школа в ее профессиональной судьбе. Завершилось пленарное заседание презентацией. Видеоряд отразил заслуги учеников нашей гимназии во многих областях деятельности.

На предметных секциях обсуждались следующие проблемы:

— Читать или не читать? Отношение учащихся к русской классической литературе. (секция литературоведения);

— Языковой портрет современного школьника (секция лингвистики);

— Уроки прошлого и социальные процессы настоящего (секция истории);

— Альтернативные способы изучения иностранных языков (секция иностранных языков);

— Применение компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности (секция математики и информатики);

— Эндоэкология и окружающая среда (специя физики и химии);

— Активное освоение природной среды и геополитика (секция биологии и географии);

— Диалог культур: прошлое, настоящее, будущее (художественно-эстетическая секция).

Таким образом, работа всех секций была объединена единой темой, однако каждая имела свою специфику. Хочется привести высказывания учеников, опубликованные в газете «Контур»: «После проделанной работы я значительно повысил свой образовательный уровень, не говоря уже о том, как много новой и интересной информации узнал при подготовке доклада. Исследовательская деятельность повышает интерес ученика к предмету» (Р.Ахдаб, 11-й класс); « Когда по теме моего доклада развернулась дискуссия, я почувствовала себя настоящим ученым» (Д.Мухтарова , 10-й класс).

Экспериментируя и оттачивая содержание конференции, мы пришли к выводу, что эффективность результата создается при соблюдении следующих условий:

• Широкое сетевое взаимодействие. Под этим понимается сотрудничество разных типов школ (гимназия, школы с углубленным изучением языков, общеобразовательные школы), вузов, научно-исследовательских институтов, НМЦ и Муниципального образования.

• Привлечение к работе на пленарном заседании и в секциях интересных людей, которые могут дать учащимся образец раскрытия темы и показать уровень обобщения и подведения итогов работы секции.

• Выступление на пленарном заседании, наряду с учеными, учащихся старших классов с результатами своего исследования. Это учит школьников делать тщательный отбор материала, выстраивать логику изложения, оперировать фактами для доказательства своей точки зрения.

• Привлечение к участию в конференции учеников разного возраста с учетом их подготовленности и психологических особенностей (старшие выступают с докладами и участвуют в дискуссии; младшие готовят музыкальную композицию и театральное представление, тем самым приобретают опыт публичного выступления).

Организация и проведение школьной научно-исследовательской конференции является, с одной стороны, эффективной формой профессионального роста преподавателей (они руководят работой секции, организуют и направляют в необходимое русло дискуссию, помогают ученикам при подготовке докладов). С другой стороны, конференция стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников, формирует их коммуникативные умения. Пожалуй, самый главный положительный итог подобной работы состоит в том, что после конференции появляются новые интересные идеи. Например, финская делегация сначала была гостем конференции, но впоследствии изъявила желание принимать участие в работе секций. После обсуждения итогов очередной конференции выяснилось, что необходима секция для учителей. На следующий год был организован «круглый стол», где наши педагоги и преподаватели РГПУ им. А.И.Герцена обсуждали проблемы современного гимназического образования.

Проведение научно-практической конференции помогает выявить одаренных детей, развивает самостоятельность, индивидуальные творческие интересы и способности учащихся разных возрастов, сформирует чувство ответственности за порученное дело, помогает осознать практическую значимость проделанной работы и убедиться в ее востребованности, открывает перспективу интеллектуального роста школьника.



Школьная научно–практическая конференция как условие успешной исследовательской деятельности учащихся

Назад в раздел