Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Ученическое научное общество как важнейший элемент открытой образовательной среды лицея
Никифорова Марина Анатольевна,
Одной из задач Отделений дополнительного образования в условиях модернизации российского образования является интеграция с общеобразовательной школой с целью создания открытого образовательного пространства. В лицее № 265 Красногвардейского района Санкт-Петербурга давно и успешно внедряется система профильного обучения старшеклассников. Одной из целей лицея является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. В связи с этим вышеуказанная задача становится особенно актуальной. Очевидно, что на основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования. В нашем лицее 10 лет существует Ученическое научное общество (УНО), а также около 4-х лет назад создано Отделение дополнительного образования детей (ОДОД). Тогда стало понятно, что исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
В этот период педагогом дополнительного образования Никифоровой М.А. была разработана программа «Основы исследовательской и проектной деятельности». Целью курса является создание образовательной среды для развития творчества и исследовательской деятельности детей. Обучение имеет повышенную мотивацию, т.к. курс ориентирован на создание детьми исследовательских и проектных работ по различным предметам с обязательным использованием информационно-коммуникационных технологий (рис. 1). Рис. 1 На первых занятиях в Отделении дополнительного образования ребята знакомятся с основными видами исследовательских работ, основными понятиями НИР, этапами НИР. В это же время они выбирают предмет и тему исследования или проектной работы с учителем-предметником. Собирать материалы, составлять план НИР дети учатся на занятиях объединения «Основы исследовательской и проектной деятельности». Большое внимание уделяется оформлению работы и представлению результатов деятельности. В объединении «Основы исследовательской и проектной деятельности» каждый найдет себе занятие по душе: поставит серьезный эксперимент по физике, создаст веселую экологическую игру-мультик (этот проект получил Гран-при на городском конкурсе «Компьютерная графика и анимация» в 2007 году), подготовит важнейший проект «Молодежь против курения, наркотиков, алкоголя» (диплом 1 степени на Международном конкурсе «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития») и др. Работу, выполненную на занятиях, ребенок защищает на методическом объединении учителей-предметников. В зависимости от уровня полученных результатов обучающимся предоставляется возможность продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами на лицейской научно-практической конференции «Дерзайте, Вы талантливы!» (рис. 2), для широкой общественности, защищая свои работы на районных, городских и международных конкурсах. Необходимо отметить, что работы обучающихся в объединении «Основы исследовательской и проектной деятельности» ежегодно получают дипломы 1-3 степеней на Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальное Возрождение» (рис. 3, 4), Международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», городской конференции «Алые паруса». Руководитель объединения Никифорова М.А. по итогам работы в 2007 году награждена Дипломом 1 степени Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальное Возрождение», а на районном конкурсе программ дополнительного образования стала лауреатом, как автор программы «Основы исследовательской и проектной деятельности». Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Таким образом, в лицее № 265 Красногвардейского района Санкт-Петербурга созданы все предпосылки для дальнейшего развития открытой образовательной среды, все компоненты которой созданы и успешно развиваются в настоящее время: - выделены специальные помещения для проведения занятий (3 компьютерных класса, 2 мультимедиапроектора, цифровой фотоаппарат и др.); - все классы имеют доступ в Интернет, в лицее имеется обширная медиатека; - в распоряжении обучающихся каталоги и фонд библиотеки; - работой учащихся руководят квалифицированные педагоги Отделения дополнительно образования, консультируют – учителя-предметники; - в рамках Ученического научного общества в настоящее время работает 4 объединения ОДОД: «Основы исследовательской и проектной деятельности», «Современные методы исследовательской деятельности в физике», «Знатоки Санкт-Петербурга», «Основы издательских технологий» (предполагается выпуск сборников тезисов трудов обучающихся); - налаживается взаимодействие с учреждениями науки и культуры, например, регулярно организуются встречи с учеными колледжа «Человек. Земля. Вселенная». В заключение необходимо отметить, что педагоги Отделения дополнительного образования и учителя-предметники хорошо понимают, что главный результат исследовательской и проектной работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Поделиться:Назад в раздел |