Поиск по сайту

От конкурса – к созданию программ начального общего образования

Автор: Муштавинская И.В.


От конкурса – к созданию программ начального общего образования

Как перевести научные идеи в практику современной школы, как избежать критики скептиков о реформировании школы, стереотипы, связанные с внедрением инноваций, как превратить концептуальные идеи, заложенные в новом стандарте в практические разработки учителя-практика и сделать их достоянием педагогов Санкт-Петербурга – на эти и многие другие вопросы помог ответить конкурс.

В ноябре 2009 года в Санкт-Петербурге по инициативе Комитета по образованию состоялся конкурс «Научно-методическое сопровождение разработки и формирования образовательной программы начального общего образования в контексте нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Методической службе города предстояло не только досконально разобраться в идеологии, научной основе ФГОС, изучить все имеющиеся (пока немногочисленные) практики, связанные с разработкой первых учебных и методических пособий в идеологии стандарта, но и создать реальные действующие программы начального общего образовании, отражающие идеи ФГОС второго поколения начального общего образования. Разработать и начать внедрять программы методического сопровождения ФГОС в районах города.

Конкурс решал и управленческие задачи. Цель конкурса: выявление научно-методического потенциала государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального педагогического образования Санкт-Петербурга, содействия реализации государственной политики в области образования и расширения среды профессионального общения специалистов методических служб («Научно-методических центров», далее НМЦ). Он стал определенной проверкой компетентности методической службы города по сопровождению инноваций в системе образования.

Конкурс состоял из двух туров:

Первый тур (заочный) - анализ образовательной программы начального общего образования в контексте нового ФГОС и приложений, представленных НМЦ. Содержание первого тура - «Презентация образовательной программы начального общего образования в контексте нового ФГОС», на этом этапе все 18 НМЦ разрабатывали, совместно со школой (школами), работающими над созданием научно-методической продукции по теме: «Разработка инструментария использования инновационных технологий обучения для учащихся начальных классов на основе УМК «Перспектива» и школами, самостоятельно апробирующими ведущие идеи и положения ФГОС, создавали модель образовательной программы начальной ступени в контексте ФГОС.

Работу конкурсантов оценивала конкурсная комиссия (представители педагогических вузов, руководящие и педагогические работники образовательных учреждений, специалисты органов управления образованием, методических служб) и общественное жюри (представители общественных организаций, представители педагогической и родительской общественности Санкт-Петербурга и др.).

Программы начального образования оценивались по следующим позициям:

· Экспертиза методологического аппарата образовательной программы начальной школы.

· Структура основной образовательной программы начальной школы.

· Условия реализации основной образовательной программы.

· Представленный проект (программа) в целом:

o отвечает характеристикам современного образования и перспективным задачам образования в Санкт-Петербурге;

o может быть реализован в системе образования Санкт-Петербурга.

Второй этап конкурса - «Презентация программы научно-методического сопровождения образовательных учреждений по реализации нового ФГОС», цель данного этапа - создание программы научно-методического сопровождения образовательных учреждений по реализации нового ФГОС. Созданные НМЦ программы методического сопровождения ФГОС тоже представляют интерес, и отвечают на вопрос, какие шаги должна предпринять методическая служба города, чтобы перевести теоретические идеи ФГОС в практику школы, как создать механизм десименации идей и практик ФГОС в рамках районной системы образования. В программах заложены:

l оценка ресурсов и возможностей системы образования района по реализации ФГОС;

l создание базы данных об условиях и ресурсном обеспечении реализации ФГОС в образовательных учреждениях района;

l создание пакета организационно-методических материалов для обеспечения научно-методического сопровождения;

l подготовка педагогических и управленческих кадров к реализации ФГОС;

l проведение мониторинга реализации ФГОС;

l информационное обеспечение реализации ФГОС .

Программы методического сопровождения ФГОС размещены на сайте Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования http://spbappo.com/, а издательство «Просвещение» в качестве поощрения публикует часть материалов, представленных на конкурс (материалы 1 этапа) – образовательные программы начального общего образования трех победителей «Научно-методических центров» Адмиралтейского, Калининского и Красносельского районов Санкт-Петербурга.

Это примерные программы начального общего образования, разработанные и представленные НМЦ – финалистами конкурса. Конечно, эти программы пока не в полной мере соответствуют заданной во ФГОС второго поколения структуре, они были разработаны раньше утверждения «требований к структуре программы», поэтому структура и терминология не в полной мере отвечают ФГОС. Они уникальны и эксклюзивны. По духу и сути все эти программы соответствуют новым стандартам, идеологии в них заложенной, тем идеям, которые провозглашены в программе «Наша Новая Школа». В них предложены авторские модели организации образовательного процесса с учетом внеурочной деятельности, решения задач нравственного воспитания младшего школьника, использования различных УМК.

Образовательная программа, представленная на конкурс НМЦ Адмиралтейского района – обобщение опыта школ, апробирующих УМК «Перспектива». Достоинство, представленной программы - раскрытие идеи общественного договора, реализация этой идеи через работу Совета школы: в который входят учащиеся старших классов, председатели родительских комитетов классов, администрации и педагогического коллектива школы, общественных организаций, представители муниципальной власти. В приложении приведен образец буклета для родителей. Заслуживает внимания отражение идеи общественного договора в документах НМЦ Красносельского района, разработчики программы выделяют «Реализацию общественного договора» как отдельную подпрограмму, кроме того, идея отражена в разделе «Оценка» при подведении итогов выполнения образовательной программы на заседаниях педсовета и попечительского совета, при организации общественной экспертизы программы. Заслуживает внимания четкость и логика программы, умение авторов программы совместить научные подходы, идеи и практические рекомендации, позволяющие воплотить эту программу в жизнь реальной школы.

Программа, представленная Калининским НМЦ дает возможность увидеть в целом вариант образовательной программы, но в сокращенном виде (формат конкурса ограничивал количество печатных листов текста программы). В тексте образовательной программы представлена логика программы: ценностные ориентиры образования на ступени начального общего образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, характеристика УУД в младшем школьном возрасте, типовые задачи для формирования УУД.

Программа, представленная НМЦ Выборгского района, отличается от других своей технологичностью, описанием доступного механизма создания и реализации образовательной программы. Авторы программы не предлагают образовательными учреждениям образец для создания своей программы, они показывают механизм создания такой программы.

Данные программы при всех их достоинствах и отдельных недостатках в полной мере отражают идеологию ФГОС и будут интересны педагогическому сообществу. Мы надеемся, что представленный Санкт-Петербургом опыт поможет школам найти пути построения своих образовательных программ с учетом всех требований ФГОС второго поколения .

Итогом конкурса стали не только программы начального образования, но и появление большого коллектива единомышленников, работающих над разработкой общей идеи. Удалось «заразить» идеей необходимости подготовки к введению ФГОС всех, кто имел отношение к организации и участию в конкурсе: методистов города, руководителей органов управления образованием, ученых академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО), руководителей школ, учителей. Конкурс и экспериментальная и просветительская деятельность Комитета по образованию Санкт-Петербурга, издательства «Просвещение», СПбАППО (работа школ-лабораторий) стали основой методического сопровождения введения ФГОС в Санкт-Петербурге. Есть и первые результаты в марте 2010 года НМЦ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга стал победителем Всероссийского конкурса инновационных моделей муниципальных методических служб «Методическая служба – новой школе», на котором была представлена «Модель сопровождения муниципальной методической службой процесса введения новых федеральных образовательных стандартов».

Материлы примерных программ начального образования можно найти на сайтах: http://standart.edu.ru/ и www.prosv.ru/umk/perspektiva.

Основные идеи ФГОС изложены в прилагаемой презентации.

Поделиться:


Назад в раздел