Поиск по сайту

ЕГЭ по физике: размышления после экзамена



Григорьева Галина Александровна, учитель физики ГОУ СОШ № 559,

методист ГОУ НМЦ по физике Выборгского района Санкт-Пeтербурга,

тел. 8-921-646-85-26 , grig559@gmail.com

Проведение единого государственного экзамена по физике стало свершившимся фактом для учащихся и учителей нашего города. ЕГЭ, о котором так долго говорили, который уже достаточно давно проводится в других регионах страны, наконец, дошел и до Санкт-Петербурга. И сразу в штатном режиме. Спустя несколько месяцев после экзамена, хочется взглянуть на это событие глазами одного из его непосредственных участников: глазами эксперта, учителя и методиста.

Учительское сообщество города и района начало готовиться к проведению единого государственного экзамена задолго до того, как он вошел в штатный режим: учителя знакомились с издаваемой литературой и контрольно-измерительными материалами, занимались на курсах повышения квалификации. С 2007 года систематически проводились курсы повышения квалификации «Технологии подготовки к ЕГЭ», обучение на которых прошли многие учителя, в том числе и Выборгского района. Введение такого курса было продиктовано необходимостью не только познакомить учителей с нормативными документами и процедурой проведения экзамена, но и выработать конкретные методические рекомендации по организации деятельности учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике, собрать банк тренировочных заданий, которым мог бы пользоваться любой учитель. Эти занятия шли в основном в интерактивном режиме, что давало возможность учителю, с одной стороны, почувствовать себя в роли ученика, выполняющего задания ЕГЭ, с другой – служило наглядным примером того, как можно организовывать деятельность учащихся.

В прошлом учебном году было подготовлено около 180 экспертов по проверке заданий с развернутым ответом, обучение которых было направлено на выработку общих подходов к оцениванию работ в соответствии с предложенными в контрольно-измерительных материалах критериями и включало в себя большой практический блок. От школ Выборгского района в проверке участвовало 9 человек.

Сам процесс проверки был организован четко и слаженно, каждый эксперт имел возможность работать в своем темпе. В качестве экспертов работали представители вузов, методисты районов и АППО, учителя, имеющие высокую квалификацию. Работы были проверены достаточно качественно, на повторную проверку пошло только 11% работ. И это в основном связано с тем, что в план работы 2009 года впервые вошла качественная задача, и критерии ее проверки были не достаточно хорошо и четко сформулированы.

В июне экзамен сдавало 8888 человек. Из них к выполнению части С приступило только 66% процентов участников экзамена, что является достаточно низким показателем по сравнению с другими предметами. Анализируя контрольно-измерительные материалы прошлых лет, можно констатировать, что задания стали более выверенными, понятными, в своей формулировке не допускающими разночтений. Однако, задания части С являются заданиями повышенного и высокого уровня, рассчитанными на профильный уровень подготовки выпускника, а большинство сдававших экзамен учащихся изучало физику на базовом уровне. В прошлом учебном году были приняты новые правила приема в вузы, и оказалось, что примерно на 73% специальностей требовалось сдавать физику. Многие учащиеся и не подозревали, что им придется выбирать этот экзамен, а некоторые выбирали на всякий случай, для подстраховки. И это объективно сказалось на подготовке выпускников.

Думаю, что и от нас, учителей, немало зависит то, как наши ученики будут сдавать экзамены. Опыт проведения ЕГЭ говорит о том, что процесс подготовки к ЕГЭ не должен превращаться в штурм вариантов контрольно-измерительных материалов, натаскивание на выполнение конкретных заданий в ущерб пониманию сущности физических явлений и законов. Так, по данным «Аналитического отчета предметной комиссии о результатах ЕГЭ по физике в Санкт-Петербурге», с выполнением учащимися заданий, проверяющих методологические умения, справились только 35,95%. Это говорит о невыполнении в школах требований образовательного стандарта при обучении физике в части формирования методологических умений. Зачастую мы находимся в условиях, когда приходится в 11 классе учить физике заново.

Задания единого государственного экзамена проверяют не только овладение содержанием образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, но также и проверяют уровень сформированности умений как предметных, характерных для физики, так и общеучебных, в частности умения работать с информацией, представленной различными способами. Поэтому важно формировать умения через деятельность, а значит, необходимо использовать такие технологии обучения, которые позволяли бы это сделать. Понятно, что сделать это только в 10-11 классах невозможно.

Огромная ответственность лежит на учителях, работающих в среднем звене. И здесь важно с самого начала систематического изучения физики выстраивать систему работы таким образом, чтобы включать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ как на этапе закрепления и тренировок, так и на этапе контроля знаний. При этом требования должны быть для учащихся совершенно прозрачными. Так, по любой теме можно составить свой кодификатор содержания и проверяемых умений, аналог контрольной работы по теме (демонстрационный вариант). Система уроков при этом планируется таким образом, чтобы на содержании изучаемой темы сформировать требуемые умения. Для формирования информационных умений постепенно учим ребенка работать с текстом, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками. Включаем соответствующие задания в контрольные работы. Деятельность учащихся на уроке организовываем преимущественно в интерактивном режиме, используя те формы работы, которые позволяют это сделать. Неплохо внимательно изучать соответствующие аналитические отчеты по ЕГЭ, постоянно проводить анализ проведенных контрольных работ, чтобы обратить внимание на наиболее уязвимые места.

В ближайшем будущем и выпускникам основной школы предстоит пройти итоговую аттестацию в новой форме. Форма проведения и структура работы имеет много общего с ЕГЭ, но в то же время есть и существенные отличия. Так, например, сформированность экспериментальных умений проверяется на реальном физическом оборудовании. Это повышает ответственность учителя за выполнение практической части учебных программ и предъявляет особые требования к оснащенности кабинетов физики.

Хотелось бы, чтобы учителя района могли обмениваться опытом организации подготовки к ЕГЭ и ГИА, смогли бы получать ответы на возникающие у них вопросы. Поэтому методическая служба Выборгского района каждый месяц проводит встречи учителей физики по вопросам методики подготовки к ЕГЭ в соответствии с запросами учительской общественности. Встречи проходят в виде круглых столов, семинаров-практикумов, консультаций.

Выпускникам и учащимся мне как эксперту хотелось бы сказать, что все задания части С вполне посильны для тех учащихся, которые систематически занимаются. Да, по физике надо знать много формул. Но надо понимать, что физические формулы – это только математическое выражение физических законов и величин. Если вы понимаете закономерности явлений и уверенно владеете аппаратом школьной математики, то при систематической работе на уроках и при выполнении домашних заданий вам не составит труда запомнить формулы, вы сможете их свободно применять при решении задач разного уровня сложности как количественных, так и качественных. Главное – понять логику и смысл задачи, наметить план действий и попытаться найти пути ее решения.

И еще хотелось бы пожелать, чтобы учащиеся и родители, опираясь на помощь учителя, определили уровень своих притязаний, сопоставили бы свои возможности с требованиями, предъявляемыми к учащимся, с возможностью поступления и обучения в том или ином вузе, составили бы единый план подготовки к экзамену и попытались бы его реализовать.

Желаю всем учителям успешной работы, а ученикам – успехов на экзамене!
ЕГЭ по физике: размышления после экзамена

Назад в раздел