Поиск по сайту

Опыт создания и реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях петербургской школы

Автор: Шаповалова Т.В.


Духовно-нравственное развитие российских школьников является важной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования. Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации (с.14, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников).

Программа духовно-нравственного развития детей и подростков «Вертикаль», представляемая на конкурс «За нравственный подвиг учителя», отражает систему деятельности ГОУ СОШ № 427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга в этом направлении.

Нравственность укоренена, прежде всего, в культуре, религии, традициях народа и семьи. Нравственность, имеющая своим источником духовность, воспитывается с малых лет. Под духовностью в представленной программе понимается и религиозная, и культурологическая направленность. Такое понимание духовности согласуется с тем пониманием, которое прописано в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (авторы: Кондаков А.М., Кузнецов А.А.).

Духовно-нравственное воспитание личности начинается в семье. Для сохранения преемственности, непрерывности и, при необходимости, корректировки процесса воспитания ребенка в семье, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей. Нужно создавать условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.

Концепция духовно-нравственного воспитания школьников ориентирует педагогическое сообщество на взаимодействие не только с семьей, но и с традиционными российскими религиозными организациями, общественностью, СМИ, учреждениями культуры, спорта, социальными учреждениями. Взаимодействие с традиционными российскими религиозными организациями в воспитании подрастающего поколения – принципиально новая позиция в реализации воспитательных задач.

«Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Всеобщность религии – один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Она представляет собой неотъемлемый элемент культурно-исторического развития и духовного мира отдельного человека и человеческих сообществ. Знание и понимание этого феномена, приобщение к религиозной культуре исключительно важны для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности» (с. 31, Концепция).

Сегодня светская и религиозная направленность охватывают разные сферы личностного опыта и жизни. Сотрудничество культуры, науки и религии в воспитании, в понимании того, что нравственные основы поведения человека имеют непреходящую ценность, трудно переоценить. При этом надо учитывать, что Россия, хотя являлась и является многоконфессиональной страной, ее граждане преимущественно исповедуют православную веру. К тому же надо иметь в виду, что Православная традиция, оставшаяся непрерывной в Церкви, была прервана в культуре. Было сделано все для того, чтобы вычеркнуть Церковь из российской истории, из сознания россиян, поселить недоверие к ней. Целенаправленно готовились учителя и воспитатели, которые должны были стоять на позиции активного неприятия всего проистекающего из Церкви и рождаемого церковным сознанием.

В настоящее время ситуация коренным образом меняется. Россия становится государством, в котором утверждаются нормы веротерпимости и свободы совести. Атеисты, свободомыслящие и носители религиозного мировоззрения учатся сотрудничать в одном общем поле культуры и образования. Для того чтобы уважать друг друга, нужно знать друг друга. Поэтому от того, какие первичные понятия и воззрения преподаются в школе, во многом зависит общий культурный климат в стране. Этой ситуации отвечает Программа духовно-нравственного развития детей и подростков «Вертикаль» ГОУ СОШ № 427.

В представленных авторских программах, входящих в Программу духовно-нравственного развития детей и подростков «Вертикаль», решается проблема приобщения школьников к ценностям, сформированным в лоне православной традиции, на началах строгого соблюдения нормы светскости государственной школы. Авторы всех программ последовательно придерживаются культурологического подхода в раскрытии содержания.

В программу духовно-нравственного развития школы входят следующие авторские программы:

1. Программа «Круг светлых дней». Автор: Т.В. Лёшина, библиотекарь школы;

2. Программа «Юный паломник». Автор: В.А. Ткачева, учитель истории и обществознания;

3. Программа «Возрождение традиций». Авторы: Т.В. Шаповалова, зам. директора по УВР, Т.В. Лёшина, библиотекарь школы;

4. Программа духовно-нравственного развития детей на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Автор: Р.Х. Ремишевская, учитель ИЗО.

В программу также входит ежегодное сетевое планирование «Конкурсное движение». Организатор: Э.А. Фишер, учитель русского языка и литературы

Авторские программы «Юный паломник», «Круг светлых дней» и «Возрождение традиций», хотя и имеют самостоятельное значение, вместе образуют цикл, позволяющий целостно осознать ценности отечественной культурной традиции в воспитании. Знакомство со святыми местами позволяет ввести растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города, области, края, региона и на этой основе воспитывать у школьников патриотизм, бережное отношение к культурно-историческому наследию, потребность в духовной и созидательной жизни. Паломничество позволяет почувствовать, что полнота духовной истории России совершается в каждой точке ее пространства. Знакомство с праздничным укладом культуры, выстроенным в ритме церковных и светских праздников, способствует воспитанию уважительного отношения к культурному наследию России, развивает в учениках способность понимать духовный смысл и обычаи празднования; отличать обряды и ритуалы православных традиций от суеверных обычаев; дает опыт подготовки и участия в празднике православного и светского календаря. Знакомство с людьми предшествующих поколений, положивших в основу собственного уклада жизни образ святости, обращает образование к важнейшему воспитательному источнику традиции — примерам жизни людей, достигших святости. Образы святых многие века являлись важной воспитательной силой для поколений русских людей, сегодня назрела необходимость укрепить этой силой отечественную педагогику.

Программа духовно-нравственного развития детей на уроках изобразительного искусства в начальной школе направлена на овладение учащимися художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. Силой воздействия искусства формируется духовный мир школьника, его нравственность, эстетическая воспитанность. Программа способствует возвращению в память соотечественников образа Иоанна Кронштадтского, включению в образовательное пространство мемориальных мест Санкт-Петербурга, Кронштадта и Ленинградской области, связанных с его жизнью и деятельностью. Программа предполагает знакомство детей с праздниками православного календаря, изучение их духовного смысла, обычаев празднования посредством изобразительной деятельности. В этом смысле программа ИЗО носит интегрирующий характер в Программе духовно-нравственного развития детей и подростков «Вертикаль».

Аналогичным интегрирующим потенциалом обладает сетевое планирование «Конкурсное движение». Фактически конкурсы способствуют возрождению и поддержанию исторических традиций, культурного и духовного наследия России, раскрытию талантов и творческих способностей учащихся.

Заключение

Программа духовно-нравственного развития детей и подростков «Вертикаль» ГОУ СОШ № 427 основана на традициях и смыслах российского образования. Она позволяет актуализировать и систематизировать работу по духовно-нравственному воспитанию гражданина России, что является ключевым фактором модернизации образования. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Предложенный педагогами школы № 427 путь приобщения к русской духовной культуре, осуществление совместных мероприятий семьи, школы и традиционных религиозных организаций по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков, результаты деятельности педагогов школы, подтвержденные различными видами наград и поощрений, дает основание для рекомендации к тиражированию и внедрению результатов работы в практику школы.

Поделиться:


Назад в раздел